Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный этап. Актуализация знаний Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. – Здравствуйте ребята. Я рад снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? – С каким настроением вы пришли на урок математики? – Приготовьте листы самоконтроля. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Садятся. Показывают смайлик настроения. Г отовят листы самоконтроля. | Личностные: - сформировать потребность в самовыражении а самореализации. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
| - С помощью координатной прямой. Ответ: 13. С «+» В 1-ю колонку, в доход Во 2-ю колонку, в расход Он прожил этот месяц с выигрышем для себя. Доход – это знания Положительные и отрицательные. Положительные и отрицательные. Целые числа. – НЕТ Учащиеся формулируют тему урока «Сложение рациональных чисел». Записывают тему в тетрадь. Учащиеся формулируют цели, учитель корректирует и обобщает. | Личностные: - сформировать потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - формулирование собственного мнения. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения; - классификация объектов. Регулятивные: - планирование своих действий; - различение способа и результата действий; - внесение необходимых корректив в действие. |
Изучение нового материала и первичное закрепление . |
Рациональное число (лат. ratio — отношение, деление, дробь) — число, которое можно представить обыкновенной дробью, числитель. — целое число, а знаменатель. — натуральное число. Положительные числа: Отрицательные числа: Первичное закрепление. Учитель показывает образец оформления решения при применения правила. Образец: 1) – 35 + (– 9) = – (35 + 9) = – 44. 2) . Выполнение практической части лабораторно-практической работы. Выполнить сложение. а) – 7 + ( – 14) ; б) – 17 + ( – 8) ; в) – 6 + ( – 238) ; г) – 1,6 + ( – 4,7) ; | д) – 1,75 + ( – 8,25) ; е) ; ж) ; з) ( – 25 + ( – 5)) +( – 38 + ( – 2)). | Два человека по четыре примера работают у доски. – Проверьте себя. Оцените свою работу. 8 правильных ответов - «5» 6,7 правильных ответов - «4» 4,5 правильных ответов - «3» | В раздаточных материалах учащиеся заполняют 3-6 столбцы. Отвечают на вопросы. Индивидуальная работа. Сравнивают свои результаты по таблице с результатами заполненной таблицы по интерактивной доске. Проверяют и оценивают свою работу. Индивидуальная работа. Работая в парах, пытаются сформулировать правило сложения двух отрицательных чисел. Парная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Групповая работа. После обсуждения, представитель каждой группы озвучивает сформулированное данной группой правило сложения отрицательных чисел. Дети помогают, записывают решение в тетрадь. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Учащиеся проверяют, корректируют свою работу. Оценивают свою работу. | Личностные: Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; - ориентировка на позицию партнёра; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться, приходить к общему решению. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи4 - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - установление причинно-следственных связей; - доказательство. |
Физкультминутка (Динамическая пауза) Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. (Слайд 5) Используется видеосюжет «Игры Никитиных Кубики для всех - Развиваем пространственное мышление (3)» (Слайд 16) – Посмотрим видеосюжет, где из моделей, составляют различные фигуры. Ваша задача: отгадать, на что похожа составленная фигура. Правила: отвечать по поднятой руке. | Динамическая пауза направлена на развитие пространственного мышления. Фронтальная работа. | Личностные: - сформировать потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - формулирование собственного мнения. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Изучение нового материала и первичное закрепление Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Продолжим нашу работу. Вам необходимо выполнить 2 часть работы. Заполнить таблицу с использованием модели координатной прямой и понятия «модуля», сделать выводы. Ответив на вопросы, попробовать сформулировать алгоритм сложения чисел с разными знаками. ___________________________________________________ 3) Почему в одном случае получается положительное число, а в другом – отрицательное? Сравните модули |a|v|b|, знак числа с большим модулем и знак суммы а + b. 4) Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел, используя понятие «модуль». Правило. Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1) в ответе поставить знак числа с ____________ модулем; 2) из большего ____________ вычесть ________________. Самопроверка выполненной работы. (слайд 6) – Проверьте заполнение таблицы. Озвучьте ответы на поставленные вопросы. Обсудите в группах по 4 человека правило сложения чисел с разными знаками. Озвучьте правило. Первичное закрепление. Учитель показывает образец оформления решения при применения правила. Образец: 1) 26 + (– 6) = + (26 – 6 ) = 20. 2) – 70 + 50 = – (70 – 50) = – 20. 3) . Выполнение практической части лабораторно-практической работы. Выполнить сложение. а) – 17 + 30 ; б) 80 + ( – 120) ; в) – 6,3 + 7,8 ; г) 1 + ( – 0,39) ; | д) ; ж) . | Два человека по четыре примера работают у доски. – Проверьте себя. Оцените свою работу. 6 правильных ответов - «5» 4,5 правильных ответов - «4» 3 правильных ответов - «3» | В раздаточных материалах учащиеся заполняют 3-8 столбцы. Отвечают на вопросы. Индивидуальная работа. Сравнивают свои результаты по таблице с результатами заполненной таблицы по интерактивной доске. Проверяют и оценивают свою работу. Индивидуальная работа. Работая в парах, пытаются сформулировать правило сложения двух отрицательных чисел. Парная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Групповая работа. После обсуждения, представитель каждой группы озвучивает сформулированное данной группой правило сложения чисел с разными знаками. Дети помогают, записывают решение в тетрадь. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Учащиеся проверяют, корректируют свою работу. Оценивают свою работу. | Личностные: Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; - ориентировка на позицию партнёра; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться, приходить к общему решению. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи4 - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - установление причинно-следственных связей; - доказательство. |
VI. Закрепление изученного материала. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
1) Вернемся к задаче о купце. - Как теперь вы бы нашли значение, полученного ранее выражения? 2) Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Определите знак суммы: а) (– 12) + ( – 7) ; б) (– 8) + ( + 3) ; в) (+15) + ( – 8) ; г) – 6 + ( – 11) ; | д) – 24 + 19 ; е) 53 + (– 35) ; ж) – 245 + 300. | | | Ответы: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) . Выполните действия: – 5,6 + (– 3,5 + 5,6) = – Проверьте себя. Оцените свою работу. (слайд 7, 8) | Учащиеся отвечают. Индивидуальная работа. Первичная коррекция знаний. | Личностные: - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей; - учёт правил в контроле способа решения; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
VII. Повторение |
– Положительные и отрицательные числа можно встретить и в диаграммах, которые мы не так давно изучали, и задания с которыми имеются в экзаменационных материалах как в 9, так и в 11 классе. – Рассмотрите диаграммы в Тестах №11,12, задание 2. Ответьте на вопросы. | Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Работа с диаграммами (устно). Раздаточный материал – книги по подготовке к ЕГЭ - 2016. Авторы Д.А. Мальцев, А.А. Мальцева, Л.И. Мальцева. Тест №11,12, задание 2. | Личностные: - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей; - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
VIII. Итог урока |
Вспомним цели, которые мы поставили в начале урока. (Слайд 19) Достигли мы поставленных целей? Подсчитайте «+» в листе самоконтроля. Оцените свою работу на уроке по всем видам работ, по промежуточным оценкам, которые вы себе поставили. Оцените тех, кто работал у доски. | Учащиеся отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. | |
IX. Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
– Чему вы научились сегодня на уроке? – Что было самым трудным? А что было легким? – Над чем еще надо поработать? | | Личностные: - осознание собственных достижений при освоении темы; - уметь проводить самооценку результатов своей деятельности; - понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. Регулятивные: - уметь соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: - уметь формулировать и аргументировать свое мнение. |
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
§34, выучить правила, №957,959 (1-4). Творческое задание. Составить смету доходов и расходов за январь месяц. Оценить остаток: с «+» или «–». | | |
Спасибо за урок, дети! |