1.актуализировать знания учащихся о переместительном свойстве сложения и порядке сложения чисел в выражениях со скобками;
2. открыть новый способ сложения чисел в выражении, применяя сочетательное свойство сложения, формировать умение выделять удобный способ из двух возможных;
уметь применять сочетательное свойство сложения, выделять удобный способ из двух возможных;
уметь находить периметр четырёхугольника.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Всё на месте, все готовы начать урок. Я верю, всё у нас получится!
2. Актуализация знаний
- Ребята, предлагаю вам поиграть в «Математический футбол»
На доске ворота, в которых записаны выражения. Класс делится на 2 команды. Игрок первой команды читает выражение, игрок второй команды решает его. Если ответ правильный, мяч отбит, если нет, команде зачитывается гол.
17 - 9
13 - 8
5 + 6
6 + 5
7 + 9
9 + 6
10 + 7
7 + 10
16 – (6 + 3)
15 – (9 – 3)
(8 – 4) + 8
(3 +5) + 6
- Посмотрите на выражения, найдите похожие. (5 + 6 и 6 + 5; 10 + 7 и 7 + 10)
- Чем они похожи, чем отличаются? (одинаковые слагаемые меняются местами)
- Закончите формулировку известного вам свойства сложения «Результат сложения не измениться, если… (слагаемые переставить местами)»
- Какое свойство сложения мы вспомнили (переместительное)
- В каком примере перестановка слагаемых облегчает вычисления? (10 + 7 и 7 + 10)
- Теперь обратите внимание на выражения со скобками. В каком порядке выполняются вычисления? (сначала выполняются действия в скобках)
- Подведение итогов игры «Математический футбол», анализ ошибок, если есть.
- Итак, мы повторили переместительное свойство сложения, а сегодня изучим новое – сочетательное свойство.
- Обратите внимание на слайд.
- Маша и Саша посчитали фигуры и записали разные выражения.
3. Пробное учебное действие
- Выполните на листочках задание: отметьте «+» правильное решение и « - » неверное решение ребят.
Решение
Правильность
Маша
(6 + 3) + 4
Саша
6 + (3 + 4)
Самостоятельная работа детей.
- Что у вас получилось? (учитель предъявляет правильный вариант на слайде)
4. Выявление места и причины затруднения
- Кто не правильно выполнил задание? Почему? (не знаем, не изучали)
- Кто правильно выполнил задание? Объясните свои записи.
- Назовите правило, по которому вы действовали (не знаем правило)
- Почему возникли разные точки зрения? (не знаем, не изучали это раньше)
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? (свойство сложения)
- Чему мы должны научиться? (складывать числа пользуясь новым свойством сложения)
- С помощью чего мы научимся? (с помощью учебника и учителя)
6. Реализация построенного проекта. Открытие новых знаний
- Давайте вернёмся к задаче, которую только что решали.
- Как можно проверить, что оба решения верные? (вычислить выражения и пересчитать фигуры)
- Зависит ли результат сложения от порядка выполнения действий? (нет)
- Как можно сложить числа в данном выражении 6 + 3 + 4? (можно два соседних слагаемых заменить их суммой)
- Откройте учебники на стр. 44, задание № 2.
- Объясните как составлено первое выражение? Второе выражение?
- Почему между ними поставлен знак равно?
- Проверим следующее выражение? В каком порядке вам легче было считать? 2 + (7 + 3). Почему? (в скобках получилось 10)
- Проверьте другое выражение. В какой части равенства вычислять показалось удобнее? (в правой) Почему? (в скобках получилось 10)
- Зависит ли результат сложения от порядка выполнения действий? (нет)
- Как вы выполняли вычисления? (заменяли два соседних слагаемых их суммой)
- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, сравните с правилом в учебнике.
- Рассмотрим случай, когда слагаемых не три, а четыре. Запись на доске:
6 + 9 + 4 + 1
- Как можно применить только что изученное свойство сложения? Что можно сделать, чтобы вычислять было легче? (переставить слагаемые местами)
- Каким свойством сложения мы должны в таком случае воспользоваться? (переместительным)
- Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке, как удобнее:
6 + 9 + 4 + 1 = (6 + 4) + (9 + 1)
- Как удобно сгруппировать числа в свежующем выражении?
17 + 8 + 3 + 2 = (17 + 3) + (8 + 2)
- Какие свойства сложения вы использовали?
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
- Ребята, а теперь мы выполним задание 3 в учебнике, используя полученные знания.
- Выполнение задания в тетради и на доске с комментированием.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Выполняем самостоятельно задание на карточках.
Запишите, не вычисляя, значение второго выражения, если это возможно:
5 + (6 + 2) = 13 (5 + 6) + 2 =
Поставьте скобки в выражении так, чтобы было удобно вычислить:
5 + 8 + 2 9 + 1 + 8
3. Вычисли значение выражения, применяя свойства сложения:
5 + 7 + 5 + 3 =
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы на доске).
- Исправьте ошибки, если это необходимо.
- Поднимите руку, если задание вы выполнили без ошибок.
- Теперь поднимите руку, если вы допустили ошибку.
- В чём были трудности при выполнении этого задания?
7. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, давайте ещё потренируемся.
- Решите более сложное выражение с 8 слагаемыми:
6 + 7 + 8 + 9 + 3 + 4 + 1 + 2
- Кто нашёл более удобный способ вычисления?
- Что помогло нам быстрее найти значение выражения? (знание иприменение свойств сложения)
Работа в учебнике:
- Решение задания № 5 на стр. 45
- Вспомним, что такое периметр? (сумма всех сторон многоугольника)
- Выполнение чертежа учителем на доске:
- Какие две стороны могут иметь одинаковую длину? (противоположные)
- Какую фигуру я могу начертить, если у четырёхугольника противоположные стороны равны? (прямоугольник, параллелограмм)
- Как найти периметр нашего четырёхугольника?
- Можем ли мы выразить ответ с сантиметрах? Что нам для этого нужно знать? (сколько в сантиметре миллиметров)