Дидактическая задача: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами игровой технологии.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 | Организационный момент. | Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Сядьте красиво и удобно. Готовы приступить к уроку? | Приветствуют учителя. | Включение учащихся в учебную деятельность |
2 | Целеполагание и мотивация. | Ну-ка в сторону карандаши Ни костяшек, ни ручек, ни мела Устный счет! Мы творим это дело Только силой ума и души Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться. И кругом – только умные лица, Потому что считаем в уме! Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости в страну ГЕОМЕТРИЮ. Мы попадем в город название которого вам предстоит разгадать. Вычислите цепочку и расшифруйте анаграмму. С О Л Ь К О С П Т 50 13 24 5 2 4 52 8 70 | В какой город мы попали? В этом городе живет много фигур. С одними вы уже знакомились на прошлом уроке, с другими мы познакомимся сегодня. Какие мы сегодня поставим на урок цели? | Вычисляют, разгадывают анаграмму. Город Плоскость. (записывают тему урока в тетрадь) Познакомиться с городом Плоскость и ее жителями. | Познавательные УУД (формирование умения преобразовывать знаки и символы модели для решения учебных и познавательных задач) Регулятивные УУД (умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и определять новые задачи в учебе и познавательной деятельности); Коммуникативные УУД (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками) |
3 | Актуализация знаний. | Какие фигуры мы с вами изучили на прошлом уроке? Посмотрите на экран и ответьте на вопросы. (слайд 2, 3,4) | Отрезок, треугольник, многоугольник. (зачитывают и отвечают на вопросы) | Познавательные УУД (умение определять понятия, создавать обоб- щения, классифи- цировать); КоммуникативныеУУД (умение владения устной речи) |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Итак, мы находимся в городе Плоскость. Пришло время изучить его. Посмотрите на экран (слайд 5) Что здесь изображено? Что общего в этих предметах? Все эти предметы дают представление о плоскости. Откройте учебник на странице 16 и найдите информацию о плоскости. Какие особенности о плоскости вы узнали. Ну, а теперь, познакомимся с жителями Плоскости. Ваша тетрадь является частью плоскости. Изобразите отрезок АВ. Продолжите его по линейке в обе стороны. Мы получили линию, которая называется прямой. Изучить прямую нам помогут клубочки. Мне нужен помощник, чтобы раскрутить клубочки. Мы разойдемся в разные стороны все дальше и дальше, линия становится длиннее и длиннее, но нитка может кончиться, а прямая не имеет конца и ее можно продлить бесконечно. У всех нас есть имена и прямая тоже. Как можно назвать нашу прямую? А еще прямую можно назвать одной маленькой буквой, например прямая а. Прямые могут располагаться на плоскости по-разному. Посмотрите на экран (слайд 6) Эти две прямые имеют одну общую точку, говорят, что они пересекаются. А эти две прямые пересекаются? (слайд 6) Какой можно сделать вывод? А теперь посмотрите на другие прямые (слайд 7)Пересекаются они? Такие две прямые называются параллельными. Какой можно сделать вывод? Вернемся к нашему волшебному клубочку желтого цвета. Он похож на солнышко, который пускает свои лучики. Мне который будет распутывать клубочек, чтобы показать, как солнышко пускает лучик сначала до первой парты, затем до второй, затем до конца ряда, и т. д. Но нитка может закончиться, а луч не имеет конца. Луч – это еще один житель нашего города Плоскость. Начертите его. Ему тоже дадим имя. Как его назовем? С В Обратите внимание, что начинаем называть луч с его начала. А еще луч можно назвать одной маленькой латинской буквой, например, с. | Парта, доска, стекло. Ровная поверхность. (читают, отвечают на вопросы) Плоскость – безгранична. Один ученик выходит к доске, помогает изобразить прямую. Прямая АВ или ВА. Да, если их продлить. Если две прямые имеют одну общую точку, то они пересекаются. Нет. Если две прямые не пересекаются, то они параллельны. ВС. | Познавательные УУД (формирование умения определять понятия, создавать обобщения, строить логические рассуждения, умозаключения); коммуникативные УУД (формирование умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, отстаивать и аргументировать свое мнение); регулятивные УУД (развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности) |
5 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. | Сейчас, ребята, вы в парах выполните обучающую самостоятельную работу по карточкам, а затем все вместе проверим. Задания разноуровневые раздаются на парты, учащиеся выполняют работу в парах. 1 уровень Найдите прямые и выпишите их. Докажите, что это прямые. Найдите лучи и выпишите их. Докажите, что это лучи. 2 уровень Выберите произвольную точку А. Проведите через нее несколько прямых. Сделайте вывод, сколько прямых можно провести через одну точку. 3 уровень Выберите две произвольные точки С и В. Проведите прямые, которые одновременно проходят через эти точки. Сколько прямых вам удалось провести? Сделайте вывод. | Работают и делают выводы сначала в паре, а затем озвучивают всему классу. 1)Прямые: АВ, в. 2)Не имеют ни начала, ни конца. 3)Лучи: СD, ЕО, а. Имеют начало, не имеют конца. Через одну точку можно провести бесконечное множество прямых. Через две точки можно провести только одну прямую | Познавательные УУД (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов); регулятивные УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; коммуникативные УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом). |
6 | Динамическая пауза. | А теперь отложите ручки и тетради в сторону, закройте глаза и представьте волшебную страну Геометрию, сказочный город Плоскость с ее веселыми жителями – фигурами. Откройте глаза, встаньте. Будем изображать руками фигуры: вытяните две руки вперед, одну опустите, другую поднимите, вытяните руки в стороны сначала одну, потом другую, теперь обе, покажите руками треугольник, затем круг. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь. У вас на столе спички. Первая пара соберите треугольник, вторая – четырехугольник, третья – пятиугольник, шестиугольник, используя все спички. Как одним словом называются эти фигуры? | Выполняют упражнения. Многоугольники. | |
7 | Осознание и осмысление изученного материала. | Теперь вы познакомились с жителями Плоскости, но им требуется помочь выполнить задание. Откройте учебник и посмотрите на задание №75. А теперь мы выполним задание №78 устно. Итак, мы заканчиваем свое путешествие по стране Геометрии и нам пора возвращаться. Обратно мы поедем на поезде №97(1). С какой скоростью мы с вами будем двигаться? | Один ученик выходит к доске, остальные в тетрадях выполняют задание. По одному отвечают на вопросы. Один ученик выходит к доске , выполняет краткую запись, проговаривает решение. Записывают решение и ответ учащиеся самостоятельно. 60 км/ч. | Познавательные УУД (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; регулятивные УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; коммуникативные УУД (построение речевых высказываний). |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУН и УУД. | Вот, ребята, мы и закончили свое путешествие по стране Геометрии. В каком городе мы побывали? Что такое плоскость и какая ее особенность? С какими жителями плоскости мы познакомились сегодня? С какими жителями плоскости вы были знакомы на предыдущих уроках? На перевернутых листах изображены фигуры, расселите их по своим квартирам. | Плоскость. Плоскость-это ровная поверхность, не имеющая границ. Прямой и лучом. Отрезком и многоугольником. Ученики по двое берут листочки и крепят на доске, классифицируя по названиям. | ПознавательныеУУД (формирование умения создавать обобщения, классифицировать); Коммуникативные УУД (формирование умения организовывать работу индивидуально и в паре) |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Какую цель мы ставили сегодня перед отправкой в путешествие? Смогли ее достичь? Что больше всего вам понравилось на уроке? Оцените свое настроение с помощью аплодисментов. | Изучить плоскость, прямую, луч. Да. Аплодируют. | РегулятивныеУУД (формирование умения оценивать правильность выполненной задачи) |
10 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. | Домашнее задание №100, 101, 103(для сильных) Выставляет и озвучивает оценки всем ученикам. Спасибо за урок! До свидания! | Записывают в дневники домашнее задание, слушают рекомендации. | |