kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка интегрированного урока математики и православной культуры "Стили христианского храмостроения и "Золотое сечение в математике" в 9 классе разработан на основе учебника предметной линии Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Эксперементальное учебное пособие /В. Д. Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД. Разработка урока содержит теоретические сведения о стилях христианского храмостроения и "золотом сечении" и практические задания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дорогощанская средняя общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области












«СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ »

(методическая разработка интегрированного урока православной культуры и математики

в 9 классе)




Разработали и провели

учитель православной культуры

Сухобрус О. П.

учитель математики

Бруева Е. А.

2016 год


СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.

(Интегрированный урок православной культуры и математики в 9 классе.)


Цели урока:

1. Рассказать учащимся о стилях христианского храмостроения;

2. Научить отличать стили храмостроения.

3. Показать взаимосвязь математики и православной культуры на примере «Золотого сечения» в архитектуре.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Подготовка к осознанному усвоению нового материала .

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир христианского храмостроения. Узнаем о стилях христианского храмостроения и математических принципах их построения. Поэтому сегодняшний урок мы проведем совместно с учителем математики. Тема сегодняшнего урока: «Стили христианского храмостроения и «Золотое сечение» в архитектуре». (слайд № 1)


  • Давайте вспомним, что лежало в основе построения первых христианских храмов?

  • Дайте определение базилики.


III. Изучение нового материала (слайд № 2)

Византийский купол над храмом изображает собою

свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический

шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь,

подъемлющее от земли к небу каменные громады.

И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею

глубокого молитвенного горения к небесам,

через которое, наш земной мир становится причастным

к потустороннему богатству.

Князь Е. Трубецкой.

Просмотр видеосюжета «Стили храмостроения»


- Вы правильно ответили, что Базилика является самым древнейшим видом христианского храмостроения. В 4 веке в Византии, после гонения на христиан и перенесении при Константине Великом столицы империи из Рима в Константинополь, активизируется строительная деятельность. в это время и складывается византийский стиль храмостроения.

Византийский стиль  стиль храмостроения, отличительными чертами которого являются свод и купол . (слайд № 3)

Свод  пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений. (слайд № 4)

Свод имеет геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.

Наиболее распространены следующие виды сводов: (слайд № 5)

1. Цилиндрический свод опирается на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.д.) и в поперечном сечении образует часть окружности, эллипса, параболы и т.п.

2. Крестовый свод может опираться на свободностоящие опоры ( столбы ) на углах и образуется при пересечении под прямым углом двух цилиндрических сводов.

3. Сомкнутый свод опирается по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки , балки) и образуется наклонным по заданной кривой продолжением.

4. Крестчатый свод  это сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан .

5. Купольный, или парусный, свод обычно опирается на круглый в плане барабан или полукруглые в плане стены абсид и представляет собой полушарие.

Купол (лат.  бочечка)  наружное сооружение поверх свода барабана, которому придают форму полусферы, шлема или луковиц. (слайд № 6)

Купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов (слайд № 7)и подпружных арок. Главный неф с востока завершается полукруглой алтарной апсидой. Своды и купола были известны еще в период с VIII по V в. До н.э. свод широко использовался при строительстве римских бань (терм). Но наиболее совершенным образцом купольного здания является Пантеон в Риме, построенный в 125 г. Его изображение дано в учебнике на странице 29, рис. 7.15.

Форма византийских храмов была различной: (слайд № 8)

1) Центрический (в виде круга;)

2) Крестово-купольный (в виде равностороннего креста;)

3) Купольная базилика (в виде прямоугольника, близкого к квадрату. )

Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике , на три части: (слайд № 9)

1) притвор ,

2) среднюю часть

3) алтарь . Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом , заменяющей современный иконостас . Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск мраморов, мозаики, золота, живописи  все было направлено на то, чтобы возвысить душу молящегося христианина . Скульптура была здесь довольно редким явлением. Выдающееся произведение византийского зодчества  собор Святой Софии в Константинополе . (слайд № 10)

История архитектуры Византии делится на три периода: (слайд № 11)

1. Ранневизантийский (5 – 8 в.в. в это время развивается купольная базилика и центрическая церковь;)

2. Средневизантийский (8 – 13 в.в. формируется крестово-купольный тип храма);

3. Поздневизантийский (13 – 15 века).

Выдающиеся памятники византийской архитектуры: (слайд № 12)

  • Собор Святого Марка в Венеции;

  • Храм Христа Спасителя в России;

  • Храм Трех Святителей на Кулишках в России.

Учитель: кроме Византийского стиля храмостроения существуют и другие стили: (слайд № 13)

Стили христианского храмостроения.

  • Романский;

  • Готический;

  • Возрождение;

  • Барокко;

  • Классицизм;

  • Ампир.

Дома вы подготовили сообщения о стилях христианского храмостроения. Сейчас мы заслушаем их.

Выступление учащихся с сообщениями.


Учитель математики:

- А сейчас мы проведем параллель между архитектурой и математикой. Сегодня мы поговорим о «Золотом сечении в архитектуре». Что же такое «золотое сечение»? золотое сечение или как еще называют его «божественная пропорция» - это деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине большей части, как длина большей части относится к длине меньшей. Это отношение приближенно равно 0,618.

«Золотое сечение» дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
С древнейших времен человек стремился к красоте. Когда он строил жилище, шил одежду, мастерил предметы быта, то заботился не только об их функциональности. Эстетическая сторона занимала его в равной степени. Еще в I-м веке до н. э. великий древнеримский теоретик зодчества Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность  — польза  — красота»

Но что есть красота в архитектуре? В чем красота и очарование церквей и храмов, иногда почти лишенных украшений, с простыми архитектурными формами?

Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…»

Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению и числу Фи.

«Золотое сечение» и храмы.

1). Одно из красивейших архитектурных сооружений, с которым вы сегодня уже познакомились это Пантеон в Риме.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвященное всем богам, от πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры, построенный в II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. ( слайд № 15)

2). Церковь Вознесения в Коломенском.

Шедеврами архитектуры являются многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий. В плане стены храмов или опорные колонны обычно вписываются в квадрат или прямоугольник со сторонами 1:2. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Одним из бесспорных шедевров русского зодчества является церковь Вознесения в Коломенском. В основу пропорции этого храма положен прямоугольник со сторонами 1 и -1, который состоит из двух прямоугольников золотого сечения. Все элементы церкви от плана до любого членения фасада подчинены двум отношениям: повторению размеров (1:1) и отношению 1:(-1)=0,809. Нижняя часть креста делится полумесяцем на нижнюю и верхнюю часть как (-1)/2=0,618. На гранях шатра имеется выполненная из белого камня сетка ромбического рисунка, подчеркивающая движение вверх. Ромбы делят грань шатра на отрезки, связанные попарно: внизу - 1 : (-1) и вверху (-1) : 2 

3) Храм Покрова Божией Матери на Рву (Собор Василия Блаженного). Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =0,618 

Храм Василия Блаженного

В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну композицию.


4) Собор Рождества Христова (Храм Христа Спасителя).






















5) Смольный собор в Санкт –Петербурге


Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды.



6) Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари):


5).Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал «золотое сечение». Его талант был многогранным.

Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, — все в Москве).








Церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице.



7). Церковь Покрова на Нерли (1165 год)

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь









IV. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Вариант – I

1. По фотографии храма (Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге) определите стиль христианского храмостроения.










2. По фотографии сделать соответствующие замеры, произвести расчеты и ответить на вопросы:

  • Каково отношение длины и ширины этих многоугольников?

  • Присутствует ли в архитектуре «золотое сечение»?

























Вариант – II


1. По фотографии храма (Собор Святого Петра в Риме) определите стиль христианского храмостроения.









2. По фотографии сделать соответствующие замеры, произвести расчеты и ответить на вопросы:

  • Каково отношение длины и ширины этих многоугольников?

  • Присутствует ли в архитектуре «золотое сечение»?












V. Итог урока

- Мы убедились, что все-таки существует связь между математикой и архитектурой. И это не случайно, ведь каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики. Эти свойства не выдуманы людьми, они взяты из природы.


VI. Домашнее задание:

1). §7.3.,

2) Определить соотношение длин выделенных отрезков на фотографии собора Парижской Богоматери.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.

Автор: Сухобрус Ольга Петровна и Бруева Екатерина Анатольевна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства