СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.
СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.
Разработка интегрированного урока математики и православной культуры "Стили христианского храмостроения и "Золотое сечение в математике" в 9 классе разработан на основе учебника предметной линии Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Эксперементальное учебное пособие /В. Д. Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД. Разработка урока содержит теоретические сведения о стилях христианского храмостроения и "золотом сечении" и практические задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дорогощанская средняя общеобразовательная школа»
Грайворонского района Белгородской области
«СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ »
(методическая разработка интегрированного урока православной культуры и математики
в 9 классе)
Разработали и провели
учитель православной культуры
Сухобрус О. П.
учитель математики
Бруева Е. А.
2016 год
СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.
(Интегрированный урок православной культуры и математики в 9 классе.)
Цели урока:
1. Рассказать учащимся о стилях христианского храмостроения;
2. Научить отличать стили храмостроения.
3. Показать взаимосвязь математики и православной культуры на примере «Золотого сечения» в архитектуре.
Ход урока:
Оргмомент.
Подготовка к осознанному усвоению нового материала .
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир христианского храмостроения. Узнаем о стилях христианского храмостроения и математических принципах их построения. Поэтому сегодняшний урок мы проведем совместно с учителем математики. Тема сегодняшнего урока: «Стили христианского храмостроения и «Золотое сечение» в архитектуре». (слайд № 1)
Давайте вспомним, что лежало в основе построения первых христианских храмов?
шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь,
подъемлющее от земли к небу каменные громады.
И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею
глубокого молитвенного горения к небесам,
через которое, наш земной мир становится причастным
к потустороннему богатству.
Князь Е. Трубецкой.
Просмотр видеосюжета «Стили храмостроения»
- Вы правильно ответили, что Базилика является самым древнейшим видом христианского храмостроения. В 4 веке в Византии, после гонения на христиан и перенесении при Константине Великом столицы империи из Рима в Константинополь, активизируется строительная деятельность. в это время и складывается византийский стиль храмостроения.
Византийский стиль стиль храмостроения, отличительными чертами которого являются свод и купол . (слайд № 3)
Свод имеет геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.
Наиболее распространены следующие виды сводов: (слайд № 5)
1. Цилиндрический свод опирается на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.д.) и в поперечном сечении образует часть окружности, эллипса, параболы и т.п.
2. Крестовый свод может опираться на свободностоящие опоры ( столбы ) на углах и образуется при пересечении под прямым углом двух цилиндрических сводов.
3. Сомкнутый свод опирается по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки , балки) и образуется наклонным по заданной кривой продолжением.
4. Крестчатый свод это сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан .
5. Купольный, или парусный, свод обычно опирается на круглый в плане барабан или полукруглые в плане стены абсид и представляет собой полушарие.
Купол (лат. бочечка) наружное сооружение поверх свода барабана, которому придают форму полусферы, шлема или луковиц. (слайд № 6)
Купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов (слайд № 7)и подпружных арок. Главный неф с востока завершается полукруглой алтарной апсидой. Своды и купола были известны еще в период с VIII по V в. До н.э. свод широко использовался при строительстве римских бань (терм). Но наиболее совершенным образцом купольного здания является Пантеон в Риме, построенный в 125 г. Его изображение дано в учебнике на странице 29, рис. 7.15.
Форма византийских храмов была различной: (слайд № 8)
1) Центрический (в виде круга;)
2) Крестово-купольный (в виде равностороннего креста;)
3) Купольная базилика (в виде прямоугольника, близкого к квадрату. )
Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике , на три части: (слайд № 9)
1) притвор ,
2) среднюю часть
3) алтарь . Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом , заменяющей современный иконостас . Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск мраморов, мозаики, золота, живописи все было направлено на то, чтобы возвысить душу молящегося христианина . Скульптура была здесь довольно редким явлением. Выдающееся произведение византийского зодчества собор Святой Софии в Константинополе . (слайд № 10)
История архитектуры Византии делится на три периода: (слайд № 11)
1. Ранневизантийский (5 – 8 в.в. в это время развивается купольная базилика и центрическая церковь;)
2. Средневизантийский (8 – 13 в.в. формируется крестово-купольный тип храма);
Учитель: кроме Византийского стиля храмостроения существуют и другие стили: (слайд № 13)
Стили христианского храмостроения.
Романский;
Готический;
Возрождение;
Барокко;
Классицизм;
Ампир.
Дома вы подготовили сообщения о стилях христианского храмостроения. Сейчас мы заслушаем их.
Выступление учащихся с сообщениями.
Учитель математики:
- А сейчас мы проведем параллель между архитектурой и математикой. Сегодня мы поговорим о «Золотом сечении в архитектуре». Что же такое «золотое сечение»? золотое сечение или как еще называют его «божественная пропорция» - это деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине большей части, как длина большей части относится к длине меньшей. Это отношение приближенно равно 0,618.
«Золотое сечение» дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин. С древнейших времен человек стремился к красоте. Когда он строил жилище, шил одежду, мастерил предметы быта, то заботился не только об их функциональности. Эстетическая сторона занимала его в равной степени. Еще в I-м веке до н. э. великий древнеримский теоретик зодчества Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность — польза — красота»
Но что есть красота в архитектуре? В чем красота и очарование церквей и храмов, иногда почти лишенных украшений, с простыми архитектурными формами?
Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…»
Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению и числу Фи.
«Золотое сечение» и храмы.
1). Одно из красивейших архитектурных сооружений, с которым вы сегодня уже познакомились это Пантеон в Риме.
Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвященное всем богам, от πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры, построенный в II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. ( слайд № 15)
2). Церковь Вознесения в Коломенском.
Шедеврами архитектуры являются многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий. В плане стены храмов или опорные колонны обычно вписываются в квадрат или прямоугольник со сторонами 1:2. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Одним из бесспорных шедевров русского зодчества является церковь Вознесения в Коломенском. В основу пропорции этого храма положен прямоугольник со сторонами 1 и -1, который состоит из двух прямоугольников золотого сечения. Все элементы церкви от плана до любого членения фасада подчинены двум отношениям: повторению размеров (1:1) и отношению 1:(-1)=0,809. Нижняя часть креста делится полумесяцем на нижнюю и верхнюю часть как (-1)/2=0,618. На гранях шатра имеется выполненная из белого камня сетка ромбического рисунка, подчеркивающая движение вверх. Ромбы делят грань шатра на отрезки, связанные попарно: внизу - 1 : (-1) и вверху (-1) : 2
3) Храм Покрова Божией Матери на Рву (Собор Василия Блаженного). Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =0,618
Храм Василия Блаженного
В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну композицию.
4) Собор Рождества Христова (Храм Христа Спасителя).
5) Смольный собор в Санкт –Петербурге
Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды.
6) Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари):
5).Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал «золотое сечение». Его талант был многогранным.
Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, — все в Москве).
Церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице.
7). Церковь Покрова на Нерли (1165 год)
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь
IV. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Вариант – I
1. По фотографии храма (Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге) определите стиль христианского храмостроения.
2. По фотографии сделать соответствующие замеры, произвести расчеты и ответить на вопросы:
Каково отношение длины и ширины этих многоугольников?
Присутствует ли в архитектуре «золотое сечение»?
Вариант – II
1. По фотографии храма (Собор Святого Петра в Риме) определите стиль христианского храмостроения.
2. По фотографии сделать соответствующие замеры, произвести расчеты и ответить на вопросы:
Каково отношение длины и ширины этих многоугольников?
Присутствует ли в архитектуре «золотое сечение»?
V. Итог урока
- Мы убедились, что все-таки существует связь между математикой и архитектурой. И это не случайно, ведь каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики. Эти свойства не выдуманы людьми, они взяты из природы.
VI. Домашнее задание:
1). §7.3.,
2) Определить соотношение длин выделенных отрезков на фотографии собора Парижской Богоматери.