kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка интегрированного урока математики и православной культуры "Стили христианского храмостроения и "Золотое сечение в математике" в 9 классе разработан на основе учебника предметной линии Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Эксперементальное учебное пособие /В. Д. Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД. Разработка урока содержит теоретические сведения о стилях христианского храмостроения и "золотом сечении" и практические задания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дорогощанская средняя общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области












«СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ »

(методическая разработка интегрированного урока православной культуры и математики

в 9 классе)




Разработали и провели

учитель православной культуры

Сухобрус О. П.

учитель математики

Бруева Е. А.

2016 год


СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.

(Интегрированный урок православной культуры и математики в 9 классе.)


Цели урока:

1. Рассказать учащимся о стилях христианского храмостроения;

2. Научить отличать стили храмостроения.

3. Показать взаимосвязь математики и православной культуры на примере «Золотого сечения» в архитектуре.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Подготовка к осознанному усвоению нового материала .

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир христианского храмостроения. Узнаем о стилях христианского храмостроения и математических принципах их построения. Поэтому сегодняшний урок мы проведем совместно с учителем математики. Тема сегодняшнего урока: «Стили христианского храмостроения и «Золотое сечение» в архитектуре». (слайд № 1)


  • Давайте вспомним, что лежало в основе построения первых христианских храмов?

  • Дайте определение базилики.


III. Изучение нового материала (слайд № 2)

Византийский купол над храмом изображает собою

свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический

шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь,

подъемлющее от земли к небу каменные громады.

И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею

глубокого молитвенного горения к небесам,

через которое, наш земной мир становится причастным

к потустороннему богатству.

Князь Е. Трубецкой.

Просмотр видеосюжета «Стили храмостроения»


- Вы правильно ответили, что Базилика является самым древнейшим видом христианского храмостроения. В 4 веке в Византии, после гонения на христиан и перенесении при Константине Великом столицы империи из Рима в Константинополь, активизируется строительная деятельность. в это время и складывается византийский стиль храмостроения.

Византийский стиль  стиль храмостроения, отличительными чертами которого являются свод и купол . (слайд № 3)

Свод  пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений. (слайд № 4)

Свод имеет геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.

Наиболее распространены следующие виды сводов: (слайд № 5)

1. Цилиндрический свод опирается на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.д.) и в поперечном сечении образует часть окружности, эллипса, параболы и т.п.

2. Крестовый свод может опираться на свободностоящие опоры ( столбы ) на углах и образуется при пересечении под прямым углом двух цилиндрических сводов.

3. Сомкнутый свод опирается по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки , балки) и образуется наклонным по заданной кривой продолжением.

4. Крестчатый свод  это сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан .

5. Купольный, или парусный, свод обычно опирается на круглый в плане барабан или полукруглые в плане стены абсид и представляет собой полушарие.

Купол (лат.  бочечка)  наружное сооружение поверх свода барабана, которому придают форму полусферы, шлема или луковиц. (слайд № 6)

Купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов (слайд № 7)и подпружных арок. Главный неф с востока завершается полукруглой алтарной апсидой. Своды и купола были известны еще в период с VIII по V в. До н.э. свод широко использовался при строительстве римских бань (терм). Но наиболее совершенным образцом купольного здания является Пантеон в Риме, построенный в 125 г. Его изображение дано в учебнике на странице 29, рис. 7.15.

Форма византийских храмов была различной: (слайд № 8)

1) Центрический (в виде круга;)

2) Крестово-купольный (в виде равностороннего креста;)

3) Купольная базилика (в виде прямоугольника, близкого к квадрату. )

Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике , на три части: (слайд № 9)

1) притвор ,

2) среднюю часть

3) алтарь . Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом , заменяющей современный иконостас . Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск мраморов, мозаики, золота, живописи  все было направлено на то, чтобы возвысить душу молящегося христианина . Скульптура была здесь довольно редким явлением. Выдающееся произведение византийского зодчества  собор Святой Софии в Константинополе . (слайд № 10)

История архитектуры Византии делится на три периода: (слайд № 11)

1. Ранневизантийский (5 – 8 в.в. в это время развивается купольная базилика и центрическая церковь;)

2. Средневизантийский (8 – 13 в.в. формируется крестово-купольный тип храма);

3. Поздневизантийский (13 – 15 века).

Выдающиеся памятники византийской архитектуры: (слайд № 12)

  • Собор Святого Марка в Венеции;

  • Храм Христа Спасителя в России;

  • Храм Трех Святителей на Кулишках в России.

Учитель: кроме Византийского стиля храмостроения существуют и другие стили: (слайд № 13)

Стили христианского храмостроения.

  • Романский;

  • Готический;

  • Возрождение;

  • Барокко;

  • Классицизм;

  • Ампир.

Дома вы подготовили сообщения о стилях христианского храмостроения. Сейчас мы заслушаем их.

Выступление учащихся с сообщениями.


Учитель математики:

- А сейчас мы проведем параллель между архитектурой и математикой. Сегодня мы поговорим о «Золотом сечении в архитектуре». Что же такое «золотое сечение»? золотое сечение или как еще называют его «божественная пропорция» - это деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине большей части, как длина большей части относится к длине меньшей. Это отношение приближенно равно 0,618.

«Золотое сечение» дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
С древнейших времен человек стремился к красоте. Когда он строил жилище, шил одежду, мастерил предметы быта, то заботился не только об их функциональности. Эстетическая сторона занимала его в равной степени. Еще в I-м веке до н. э. великий древнеримский теоретик зодчества Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность  — польза  — красота»

Но что есть красота в архитектуре? В чем красота и очарование церквей и храмов, иногда почти лишенных украшений, с простыми архитектурными формами?

Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…»

Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению и числу Фи.

«Золотое сечение» и храмы.

1). Одно из красивейших архитектурных сооружений, с которым вы сегодня уже познакомились это Пантеон в Риме.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвященное всем богам, от πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры, построенный в II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. ( слайд № 15)

2). Церковь Вознесения в Коломенском.

Шедеврами архитектуры являются многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий. В плане стены храмов или опорные колонны обычно вписываются в квадрат или прямоугольник со сторонами 1:2. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Одним из бесспорных шедевров русского зодчества является церковь Вознесения в Коломенском. В основу пропорции этого храма положен прямоугольник со сторонами 1 и -1, который состоит из двух прямоугольников золотого сечения. Все элементы церкви от плана до любого членения фасада подчинены двум отношениям: повторению размеров (1:1) и отношению 1:(-1)=0,809. Нижняя часть креста делится полумесяцем на нижнюю и верхнюю часть как (-1)/2=0,618. На гранях шатра имеется выполненная из белого камня сетка ромбического рисунка, подчеркивающая движение вверх. Ромбы делят грань шатра на отрезки, связанные попарно: внизу - 1 : (-1) и вверху (-1) : 2 

3) Храм Покрова Божией Матери на Рву (Собор Василия Блаженного). Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =0,618 

Храм Василия Блаженного

В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну композицию.


4) Собор Рождества Христова (Храм Христа Спасителя).






















5) Смольный собор в Санкт –Петербурге


Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды.



6) Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари):


5).Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал «золотое сечение». Его талант был многогранным.

Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, — все в Москве).








Церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице.



7). Церковь Покрова на Нерли (1165 год)

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь









IV. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Вариант – I

1. По фотографии храма (Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге) определите стиль христианского храмостроения.










2. По фотографии сделать соответствующие замеры, произвести расчеты и ответить на вопросы:

  • Каково отношение длины и ширины этих многоугольников?

  • Присутствует ли в архитектуре «золотое сечение»?

























Вариант – II


1. По фотографии храма (Собор Святого Петра в Риме) определите стиль христианского храмостроения.









2. По фотографии сделать соответствующие замеры, произвести расчеты и ответить на вопросы:

  • Каково отношение длины и ширины этих многоугольников?

  • Присутствует ли в архитектуре «золотое сечение»?












V. Итог урока

- Мы убедились, что все-таки существует связь между математикой и архитектурой. И это не случайно, ведь каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики. Эти свойства не выдуманы людьми, они взяты из природы.


VI. Домашнее задание:

1). §7.3.,

2) Определить соотношение длин выделенных отрезков на фотографии собора Парижской Богоматери.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СТИЛИ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ И «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ.

Автор: Сухобрус Ольга Петровна и Бруева Екатерина Анатольевна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1350 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства