Статистические характеристики: среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода
Статистические характеристики: среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода
Урок изучения нового материала с небольшой предвартельной подготовкой. Учащиеся делятся на группы, выбирают тему социологического исследования и собирают необходимые данные. Учащиеся знакомятся с наукой, обрабатывающей данные социологических исследований. Учащиеся под руководством учителя сами формулируют определения понятий и приводят примеры из своего жизненного опыта. Оформляют собранные данные в таблицу, считывают необходимую информацию с диаграмм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждая группа, выбрав тему социологического исследования, собрала необходимые данные. Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой, которая такие данные обрабатывает. Изучим некоторые характеристики и применим их к результатам вашего опроса.
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова немецкого инженера-физика М. Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто» В течении всего урока вы будете оценивать свою работу и выставлять в оценочные листы соответствующие отметки.
Актуализация знаний (устный счет)
Чтобы усвоить тему, вы должны хорошо уметь считать. Проведем устный счет. На экране вы увидите задания и варианты ответов, которые вы должны вписать в информационный лист.
1. 15(32)17 21(…)32 а) 52 б) 50 з) 53 д) 45
2. 15(2)17 21(…)32 ж) 15 м) 11 и) 32 к) 3
3. 15(16)17 21(…)32 п) 23 с) 11 о) 26,5 е) 25
4. 1,4,9,16,… р) 25 к) 33 а) 15 г) 27
5. 25,20,16,13,11,… а) 8 о) 5 ш) 9 х) 10
6. 16,3,15,4,14,… к) 13 д) 5 у) 12 з) 6
7. 1,3,7,13,21,… в) 33 н) 30 а) 31 ю) 37
Таблица ответов
1
2
3
4
5
6
7
з
м
о
р
х
д
а
Составьте слова, используя таблицу ответов.
4
7
1
2
7
5
р
а
з
м
а
х
2
3
6
7
м
о
д
а
Сданными понятиями мы сегодня познакомимся на уроке.
Изучение нового материала (работа в группах)
На прошлом уроке я попросила записать количество денег (в тенге), выдаваемых вам на карманные расходы в день. Ваши данные записаны в таблицах информационных листов. Каждая группа выполняет задания, соответствующие вашему номеру группы, на работу отводится 7 минут.
Первая группа (статисты): Среднее арифметическое нескольких чисел
Ученик
Карм деньги
Васюта Е
200
Казинский Н
300
Капышева Д.
200
Сельбекова Г
200
Тен Н
345
Тлеугалеев С
200
Жусупбекова Г
200
Вопросы:
- Сколько всего участников опроса?
- Каково среднее значение денег, выдаваемых на карманные расходы? 1645/7=235тенге
- Сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел
Определение:Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
- Где может применяться в жизни данное понятие?
(-Телевизионные проекты- Ледниковый период, Танцы со звездами, КВН и т.д.- ведется подсчет выставленных жюри баллов и выводится средний балл.
- Используя стр 261 учебника дать определение размаха ряда чисел.
Определение: Разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных называют размахом.
- Каков размах выдаваемых в день карманных денег? 400-50=350тенге
- Где может применяться в жизни данное понятие?
Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду. Пусть, например, в течение суток отмечали каждый час температуру воздуха в городе. Для полученного ряда данных полезно не только вычислить среднее арифметическое, показывающее, какова среднесуточная температура, но и найти размах ряда, характеризующий колебание температуры воздуха в течение этих суток
Третья группа (эксперты): Мода ряда чисел
Ученик
Карм деньги
Батурбеков Е
100
Бебко А
0
Бекболатова Л
150
Дощанов Д
200
Коваль С
300
Панфилова К
200
Тагаева Д
200
Вопросы:
- Какие числа встречаются в опросе?
Число
100
0
150
200
300
Встречается сколько раз
1
1
1
3
1
- Сколько раз встречается каждое число? (заполнение таблицы)
- Какое число встречается чаще всего?
- Попробуйте дать определение моды ряда чисел?
Определение: Число, встречающееся с наибольшей частотой среди данных чисел, называется модой данных чисел.
- Где может применяться в жизни данное понятие?
Моду ряда данных обычно находят тогда, когда хотят выявить некоторый типичный показатель. Например, если изучаются данные о размерах мужских сорочек, проданных в определенный день, то удобно воспользоваться таким показателем, как мода, который характеризует размер, пользующийся наибольшим спросом.
Закрепление изученного материала.
Часть: работа в группах по обработке данных социологического исследования
Первая группа:
Продукт
Кол-во
Хлеб 1 сорт
120
Хлеб 2 сорт
20
Саечный хлеб
25
Бородинский
40
Деревенский
20
- Сколько видов хлеба выпекает пекарня ИП «Веклич»?
- Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?
Среднее арифметическое 45
Размах ряда чисел 120-20=100 Мода ряда чисел 20
Вторая группа:
Продукт
Кол-во
Хала
120
Батон
100
Рулет
25
Пироги
10
Семейка (мак)
35
Семейка (изюм)
100
- Сколько видов булочек выпекает пекарня ИП «Веклич»?
- Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?
Среднее арифметическое 65
Размах ряда чисел 120-10=110 Мода ряда чисел 100
Третья группа
Продукт
Кол-во
С посыпкой
35
С изюмом
85
С повидлом
65
Плюшка
180
С курагой
60
С маком
150
Слоеная
300
- Сколько видов сдобной продукции (батоны, халы и т.д.) выпускает пекарня ИП «Веклич»?
- Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?
Среднее арифметическое 125
Размах ряда чисел 300-35=265 Мода ряда чисел нет
Задание: Рассчитать для каждой группы выпечки среднее арифметическое, размах и моду значений. Ответить на вопрос: Что является основным продуктом производства? Дать небольшую характеристику предприятия по полученным данным.
2. Решение задач
Первая группа: Вашему вниманию предоставляется количество запусков ракет носителей за 2010 год. (диаграмма). Задание: найдите статистические характеристики данных показателей.
В честь 50-летия первого полета в космос в России 2011 год объявлен годом российской космонавтики.
- Кто был первым космонавтом, побывавшем в космосе?
- С какого космодрома был запущен корабль «Восток», совершивший первый оборот вокруг земли?
Байконур остается ведущим в мире космодромом по числу запусков космических ракет-носителей и является важным военно-космическим объектом, который обеспечивает безопасность Казакстана и России.
Среднее арифметическое 9,25приблиз 9
Размах ряда чисел 31-1=30 Мода ряда чисел нет
Вторая группа: В январе месяце наблюдался в школе подъем простудных заболеваний. На диаграмме представлены показатели по параллелям 5,6,7 классов. Используя статистические характеристики проанализируйте данные.
Среднее арифметическое 13,625приблиз14
Размах ряда чисел 18-10=8 Мода ряда чисел нет
Третья группа:
осенние
зимние
весенние
8
10
12
Используя календарь за 2010 и 2011 годы оцените с помощью статистических характеристик каникулы между четвертями.
Среднее арифметическое 10
Размах ряда чисел 12-8=4 Мода ряда чисел нет
Подведение итогов урока
Вы понимаете, чтобы усвоить новое , надо постоянно повторять изученное. Помните слова немецкого инженера-физика. Думаю, что образование, которое вы получите , будет соответствовать времени, в котором мы живем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю следующее домашнее задание. Рассчитать среднее арифметическое, размах и моду веса, возраста, роста и т.д членов вашей семьи (оформление произвольное: презентация рисунки, сочинение и т.д.)
7. Рефлексия. Заполнение оценочных листов.
СМС голосование: Ответьте на вопрос: Кем был я сегодня на уроке?
Если был пассивным слушателем- выбери желтый стикер;
Искателем- зеленый
Экспертом- оранжевый. … И прикрепите ваш стикер на карту участия.
И напоследок. Включите все свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые вас окружают.
Итак, среднее арифметическое между
-Портфелем и рюкзаком (ранец)
-Женщины и рыбы (русалка)
-Носка и чулка (гольф)
- Ежа и змеи (колючая проволока)
Информационный лист 5Б класс Фамилия, имя:__________________________
Тема урока: Статистические характеристики
«Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто»
М. Лауэ
Основные понятия темы:1_______________________
2_______________________ 3_______________________
Таблица ответов
1
2
3
4
5
6
7
2
3
6
7
Составьте слова, используя таблицу ответов.
4
7
1
2
7
5
Изучение нового материала: 1 группа
Ученик
Карм деньги
Васюта Е
200
Казинский Н
300
Капышева Д.
200
Сельбекова Г
200
Тен Н
345
Тлеугалеев С
200
Жусупбекова Г
200
- Сколько всего участников опроса? ________________
- Каково среднее значение денег, выдаваемых на карманные расходы?______________________________
- Сформулировать определение среднего арифметического
Размах ряда чисел:__________________________________________
Мода ряда чисел_____________________________________________
Решение задач:
продукт
количество
Первая группа: Вашему вниманию предоставляется количество запусков ракет носителей за 2010 год. (диаграмма). Задание: Найдите статистические характеристики данных показателей
Размах ряда чисел:____________________________________________
Мода ряда чисел_______________________________________________
Вторая группа: В январе месяце наблюдался в школе подъем простудных заболеваний. На диаграмме представлены показатели по параллелям 5,6,7 классов. Используя статистические характеристики проанализируйте данные.