разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство); развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.
Оборудование:
таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы, наборное полотно, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка – моховичка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смысл сложения. Выражение.Равенство. »
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-САД» №15
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МАТЕМАТИКА
1 КЛАСС
Смысл сложения. Выражение. Равенство.
Учитель Шишкова
Валентина Егоровна
г. Симферополь 2014
Цели:
разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство); развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.
Оборудование:
таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы, наборное полотно, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка – моховичка.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
II. Устный счет.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Приглашаю вас, друзья,
По грибы сегодня я.
Очень хочется узнать,
Кто их может собирать
И, конечно, различать.
А в лесу нас с вами ждет
Старичок - моховичок.
Приготовил он заданья.
На смекалку и на заданья.
1.По тропинке вместе с нами
Идут числа в два ряда.
Старичок желает знать,
Где здесь натуральный ряд.
На доске
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
-Почему этот ряд натуральный ? Что обозначают точки…?
-Сравните эти ряды, что вы заметили?
(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания,
в 2-ом ряду в порядке убывания)
2.Коля с мамой в лес ходил,
Там грибы он находил,
А когда домой пришел,
Все грибы сложил на стол.
Тут сестренка его Оля,
Принялась считать их вскоре.
Помогите, дети, Оле
Сосчитать грибы у Коли.
( счет до 10 в прямом и обратном порядке)
-Назову я вам число,
Всем известное оно.
Попрошу вас не зевать
«Соседей» у числа назвать
.У 4 ? 7 ? 9 ?
3.Белочки грибы сушили,
Ну, а посчитать забыли.
Кто ответит быстро, детки,
Хватит ли грибов всем белкам?
(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов)(Хватит)
Как узнали, объясните?(установили соответствие)Свое мнение докажите. (у доски показывают). Как сделать поровну?
Веер цифр возьмите,
Число цифрой покажите.
Сколько белок? (6)
А грибов? (7)
Белок 6, а грибов 7,
Какой вывод ясен всем? (66)
4.Вот на солнечной полянке
Повстречались нам грибы.
Поразмыслите, ребятки,
Что за группы здесь даны?
(1 группа – съедобные и несъедобные
2 группа – большие и маленькие
3 группа – по 2 грибка и по одному)
-Каких грибов больше больших или маленьких?
-Съедобных или несъедобных? Назовите их.
Вижу, можете, ребятки,
Вы грибочки различать,
Ну, а кто же мне подскажет,
Как грибочки собирать?
(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)
5.Вот рисунок перед вами,
А задачу составьте сами.
-Как узнали? Почему прибавили?
6.На полянке у дубка
Еж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько еж нашел грибов?
III.Сообщение темы и целей урока.
Нам решение задач не составило затрудненья,
Если выучим мы с вами действия сложения.
Познакомимся с названием компонентов при сложении
И научимся записывать математические выражения.
Вы узнаете, друзья, что такое равенства
И чем неверные от верных равенств отличаются.
IV.Новый материал.
(Выходят мальчик и девочка с корзинками).
Дети в лес пошли гулять
И грибочки собирать.
Повезло вначале Саше.
3 грибка нашел он сразу.
Даша тоже не отстала,
2 грибочка увидала
И в корзиночку клала.
Стали дети их считать:
1, 2, 3, 4, 5
Ребятишкам повезло
Пять хорошее число.
Нам придется выяснять,
Как же получилось пять?
(К 3 прибавили 2)
-Почему прибавили?
Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.
-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)
-Сколько нашла Даша? (2)
(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют числа 3 и 2)
-Что мы сделали с их грибами? (Объединили)(учитель показывает схему)
-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.
-Что значит сложить?
-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс.
Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.
-Как называется эта запись? выражение? числа?
-Эти выражение читают по- разному:
3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;
I слагаемое 3, II слагаемое 2.
-Кто сможет прочитать по-разному выражение?
5+3
Физминутка.
Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
V.Закрепление.
1) Работа по учебнику
-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)
VI.Новый материал.
1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали)
2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.
-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)
3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.
-Результат сложения называется значением суммы.
(учитель показывает схему):
-Как вы думаете, равны они между собой?
-Для обозначения равенства в математике используется знак «=».
Найдите его в кассах
-Эта запись называется равенство.
-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5
-Дайте название каждому числу.
4) –Запишите выражение и найдите значение:
1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.
5) - Посмотрите на доску , что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7; 3 + 4 = 6; 3 + 4 =7;
-Нет ли здесь ошибок?
-Как это проверить? (По числовому лучу).
-Кто объяснить как? (показывает по лучу).
-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.
-Какие бывают равенства? Как это проверить?
VII Закрепление.
1)Работа в тетради.
2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)
Проведем соревнования
И проверим ваши знанья.
На каком ряду у нас
Грибники высокий класс?
VIII. Подведение итогов.
Наш урок к концу подходит,
Старичок итог подводит.
-С каким действием вы познакомились?
-Как называется числа при сложении?
-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)
-Какие бывают равенства?
IX. Оценка и анализ работы.
-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)