НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК
Урок в стихах
по математике в 6 классе
Тема: «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Учитель математики Крымской ОШ Джанкойского района
Республики Крым
Новогрибельская Евдокия Романовна
2015 год
Урок в стихах по математике в 6 классе
Тема: Сложение и вычитание рациональных чисел
Цели:
обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложении и вычитании рациональных чисел;
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать умение обобщать изученное, логически излагать свои мысли;
воспитательная: прививать интерес к изучению математики, воспитывать культуру математической речи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Ход урока
(Песня «Учат в школе»)
Эпиграф
Смекалка и знания необходимы,
И станет предмет самым любимым.
Организационный момент
Учитель.
И вот прозвенел, как обычно, звонок
На наш не совсем обычный урок.
И всё на мгновение замерло: мы начинаем.
Вот тема урока и цели его,
Они эти цели, нужны для того,
Чтоб было понятно, чего мы на нём достигаем.
А вот и исполнители –
Знакомьтесь: шестой класс.
Они уж постараются сегодня здесь для вас
Раскроют нашу тему.
Правда, у меня всё же есть сомненья.
Ученик.
Сомненья?
А вы не сомневайтесь, мы готовы отвечать.
Мы тщательно готовились: от «аз» прошли до «ять».
Сейчас продемонстрируем мы знания свои,
Ведь тему мы выучили, а не прошли.
Учитель.
Добрый день, рада видеть вас,
Посетивших шестой класс.
Мы представим нынче сказку.
Лишь волшебную указку я найду,
Все начнется,
Только что-то мне сдаётся,
Что её как будто нет.
Ученик.
Это правильный ответ.
Волшебство нам ни к чему!
Учитель. Объясните, почему ?
Ученик. Потому, что можем сами.
Учитель. То есть, сами вы с усами?
Ученик.
Можем трактовать и так:
Математика – пустяк.
Учитель.
Значит, я умою руки
И сейчас усну от скуки.
Ученик.
Не придется вам уснуть,
Отправляемся мы в путь
По тропинкам повторенья,
Повторенье – мать ученья!
Начинаю свой рассказ,
Мне поможет весь наш класс.
В математике никак
Упустить нельзя пустяк,
Там всё очень строго-строго
И всего-всего так много!
Мини-модуль 1. Повторение
Ученик.
Начинаем представленье
Под названием «Повторенье»
В непонятном государстве, в очень интересном царстве,
Непростые знаки жили,
Меж собой они дружили.
Учитель. Речь пойдет о рациональных числах.
Ученик.
Числа, что нужны для счета,
Для учета, для подсчета,
Натуральными назвали,
Имя им такое дали.
Ученик. Натуральные числа, им противоположные числа и число ноль называются целыми числами.
Попросились к этим числам и дробные (положительные и отрицательные). Вместе они называются рациональными.
Слайд 1. Из чисел 14; 0,6; 7; ; -16; ; -21; 3; 0; записать:
I группа:
а) натуральные числа;
б) дробные положительные числа.
II группа:
а) сравнить числа -16 и -21; 0,6 и ;
б) решить уравнение: |x| = 8; |x| = -11,4.
Учитель. Мини-модуль 2. Сложение и вычитание рациональных чисел.
Ученик.
Знаки действий есть у нас,
И сейчас о них рассказ.
Ученик.
Познакомьтесь: это плюс,
Чисел создает союз.
Означает он сложенье,
А иначе – прибавленье.
Учитель. Ребята! Давайте повторим правила сложения и вычитания рациональных чисел.
Слайд 2. Выполнить действия (выполняют в тетрадях).
-12 + (-10); -9 + (); -100 + 100; + ().
Ученик. Вычислить -18,72 + (-7,66).= - (ученик выполняет сложение столбиком )
Если числа велики,
Пишем мы их в две строки.
Справа их мы подровняем,
А теперь и прибавляем.
Два плюс шесть – получим восемь,
Вот сюда ее мы сносим.
Семь плюс шесть - здесь пишем три
(Единицу, посмотри, здесь учитывать мы будем,
Про нее мы не забудем).
Восемь, семь, один прибавим
Цифру шесть сюда поставим
Складываем единички,
Пишем два. Ставим запятую.
Ну и все! Отлично!
Ученик.
Этот знак вы, конечно, узнали
Это минус, забудешь едва ли.
С ним всегда все отнимают,
Еще лужи замерзают.
Ученик.
Говорить неправильно, «отнимают»,
Я ведь добрый, никого не обижаю.
Вычитание – это точно,
Вы запомните это прочно!
В нашей жизни оно укрепилось,
Прижилось и укоренилось,
И не знать его нельзя,
Согласитесь же, друзья.
Действие несложное,
Сложению противоположное.
Очередь теперь моя,
Чур, пример решаю я.
0, 592 – 2, 065 = 0, 592 + (-2, 065) = -(2, 065 – 0, 592).
Пять минус два получается три,
Пишем здесь его, смотри.
Шесть минус девять…не вычесть никак,
Значит, что делать, ведь это пустяк:
Мы единицу вот здесь занимаем
И спокойно теперь вычитаем.
Запишем цифру семь,
Дальше – чудеса совсем!
Было ноль, теперь – девятка,
Мы-то знаем, все в порядке.
Мы пятерку вычитаем,
И четверку получаем,
Остается единицу дописать.
Ставим запятую.
Все. И можно уже проверять.
Слайд 3. Выполнить вычитание: 2,7 – 4,2; -17-34; 0-18; 0,36 – 4; 0 -100; -27 – 13
Мини-модуль 3. Свойства сложения.
Ученик.
Повторим теперь мы свойства.
Если знаешь, это просто.
Эти свойства нужно знать,
И в решеньях применять.
(табличка a+b=b+a).
Это свойство переместительное,
Оно простое, но очень значительное.
Слагаемые можно местами менять,
То есть числа переставлять.
Ученик.
Есть еще свойство сочетательное.
Присмотрись к нему повнимательнее.
(табличка a+(b+c)=(a+b)+c).
Ученик.
А вот теперь спросить уместно.
Да, эти свойства нам известны,
Но зачем их нужно знать?
Где их можно применять?
Ученик.
Я как раз хочу сказать:
Вычисленья облегчать.
Слайд 4. Выполнить сложение, выбирая удобный порядок вычисления:
3,7+(-8) + (-20) + (-3,7) + (-12) – 28 – 12 = ?
Физкультминутка!
(Учитель называет числа: положительные – наклон вправо, отрицательные – влево, ноль - присели).
Учитель. Проверим домашнее творческое задание.
Просклонять словосочетание минус девять и минус три четвертых.
(ученики отвечают с места).
Учитель. Мини-модуль 4. Уравнения.
Мы о числах рассказали,
Как решать все показали.
А теперь об уравненьях,
Тех, что требуют решенья.
А давайте вспоминать:
В этом что будем искать?
х+12,3 = 2, 37
Ученик.
Неизвестное слагаемое,
Обычно буквой х заменяемое,
Предлагаю из суммы чисел
Известное слагаемое вычесть.
Учитель. А вот это как решить?
х-10,8 = -3,16.
Ученик.
Очень просто, лишь сложить
Вычитаемое, разность.
Я не вижу здесь опасность.
Учитель. А как решить такое уравнение?
Вызывает ли оно у вас сомнение?
2,7 – х=3,2.
Ученик.
Вычитаемого нет…
Могу дать такой совет:
Чтобы достичь результата желаемого
Нужно разность вычесть из уменьшаемого.
Учитель.
Все правила рассказаны
Примеры все показаны.
Осталось нам решить задачу.
Как без нее? А как иначе?
Она для логики полезна,
И вам, конечно же, известна.
Там больше «больше в…» и «меньше на…».
Ученик.
Решим ее, она ж одна?
И пыл еще наш не затух
Мы превратились нынче в слух.
Учитель. Задача
Вадим пришел из магазина,
Принёс он ящик апельсинов.
Всего их было сорок пять,
Он поспешил друзьям раздать.
Дал апельсины он Наташе,
В два раза больше – другу Саше,
На пять штук меньше, чем у друга,
Вручил Наташиной подруге.
И все, и ящик уж пустой.
Вопрос к задаче сей простой.
Ответьте, пожалуйста, поскорей:
Сколько апельсинов съел каждый из друзей?
(Ученики решают задачу с помощью уравнения).
Учитель. Урок уже почти окончен,
Я благодарна всем вам очень.
Вы показали представленье,
Продемонстрировав уменье
И знание материала.
Поставить сколько же вам баллов?
А пусть оценит зритель вас,
Аплодисментов ждёт уж класс!
Учитель вместе с учениками подводит итог урока. ( РЕФЛЕКСИЯ).
Ученики награждаются поощрительными карточками.
Мудр не тот , кто много знает ,а тот, чьи знания полезны. (Эсхил)
Нет силы более, могучей ,чем знание: человек ,вооружённый знаниями,-непобедим. (М. Горький).
Чтобы совершенствовать свой ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
(Р.Декарт)
Непреодолимого на свете ничего нет. (А. В. Суворов).