Этапы урока | На доске | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Задания на известный материал. | 1) Выделите целую часть у дробей , 2) Переведите в неправильную дробь 1, 3) Выполните действия: , . | Здравствуйте! Выполните задания устно. Вспомним правила. | Легко выполняют задания. Проговаривают правила. |
Задания на новый материал. | Вычислите: , . | Выполните вычисления. | Испытывают затруднение. (проблемная ситуация) |
Побуждение к осознанию проблемы. | | - Смогли выполнить задания? - В чем затруднение? - Каких знаний не хватает? - Чем это задание похоже на предыдущие примеры? - Чем оно отличается от предыдущего? - Как называются числа, которые содержат целую и дробные части? | - Нет, не смогли. - Таких заданий мы не решали. - Мы умеем складывать и вычитать просто дроби. - Тоже складываем, вычитаем дроби. - Есть еще и целые части. - смешанные. |
Формулирование проблемы. | Записала тему на доске. | - Значит, какого вида задания мы сегодня будем разбирать? - Итак, тема нашего урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел». | - Сложение и вычитание смешанных чисел. Записали в тетрадях. |
Подводящий диалог (актуализация). | ( . | - Что мы уже знаем по этой проблеме? - Предложите алгоритм решения проблемы. - Давайте попробуем в тетрадях. - А теперь проверим ваше решение (вызов ученика к доске, он пишет решение) - Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. | - Умеем складывать и вычитать целые числа, дроби. - Сложим (вычтем)целые части, а потом дробные. Ученики работают в тетрадях. Учащиеся проверяют. Формулируют своими словами. |
Материал для выдвижения гипотез. | . | - Рассмотрим еще три примера. - Как будем решать? - Что мы получили в результате? - Что нужно выполнить для решения этой проблемы? - Решаем следующий пример. | - Сложим целые части, потом дробные. - В дробной части получилась неправильная дробь. - Выделить целую часть, а потом решать по правилу. |
Побуждение к гипотезам. | | - В чем затруднение? - Сейчас, разбившись на группы, будем решать этот пример. - Как можно решить пример? Ваши гипотезы? (контролирует работу групп) | - Целые части вычесть сможем, а дробные нет. Разбиваются на группы и начинают работать. - Каждая группа выдвигает гипотезу |
Представление гипотез группами. | 1 способ 2 способ = | - Группы решите пример с помощью своей гипотезы и прокомментируйте. - Какой способ вам понравился больше? - Решим следующий пример. Ваши гипотезы. - Абсолютно верно, занимаем у 4 одну единицу и преобразуем ее в неправильную дробь с тем же знаменателем, что и у второй дроби. | - Переводим каждое число в неправильную дробь, вычитаем, в получившемся ответе выделяем целую часть. - Занимаем целую часть в уменьшаемом, переводим ее в неправильную дробь. Получаем вычитание смешанных чисел, которое выполняем по правилу. Выражают свое мнение. - Первый способ не подходит, т. к. в уменьшаемом нет дробной части. Нужно попробовать занять у 4 целую часть и из нее сделать дробную. Записывают в тетрадях. |
Формулирование нового знания. (Выражение решения проблемы) | | - Ребята, давайте еще раз сформулируем правила сложения и вычитания смешанных чисел. | Формулируют своими словами. |
Работа с учебником. | | - Откроем учебник и сравним свои выводы. | Самостоятельно читают учебник, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную. |
Применение нового знания. | Вычислите: | - А сейчас закрепим полученные знания на практике, решим примеры. | Решают в тетрадях. Вызываемые ученики комментируют решение у доски. |
Домашнее задание. | Д/з п. 29, правила ,№1136, №1137, №1138. | - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Говорит о том, какие задания являются обязательными (инвариант), а какие можно взять на выбор (вариантная часть). | Записывают Д/з. Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания. |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | | - Какую проблему мы сегодня с вами решали? - Что нового узнали? - Еще раз сформулируем эти правила. - Что вам особенно понравилось на уроке? Есть ли вопросы? На возникшие вопросы учитель отвечает. - Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок? Учитель выставляет оценки и объясняет за что. -Урок закончен. | - Складывали и вычитали различные смешанные числа. - Научились складывать и вычитать смешанные числа, познакомились с правилами. Формулируют. Отвечают. Ребята отвечают. |