kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход на уроке математики в 5 классе при изучении темы "Движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

а) восприятие информации детьми
б) анализ  информации, полученной учащимися (выявление характерных признаков, сравнение, осознание,  преобразование информации и трансформация знаний,);

в) закрепление материала;
г) рефлексия с самооценкой работы на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроке математики в 5 классе при изучении темы "Движение" »

План-конспект урока по математике использованием системно-деятельностного подхода

Тема: «Решение задач на движение» . 5 класс


Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Цель темы: Создать условия для изучения нового вида задач – на встречное движение и движение в одну сторону.


Цели урока:


  1. Ознакомить учащихся с такими видами равномерного движения, как встречное движение и движение в одну сторону.

  2. Сформировать знание способов решения задач на встречное движение и движение в одну сторону.

  3. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления. Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.


I уровень (базовый)

Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.


II уровень (конструктивный)


Уметь классифицировать задачи. Решать более сложные задачи на движение.


III уровень (творческий)


Уметь решать сложные задачи на движение. Уметь составить задачу по заданной схеме.

Ожидаемый результат:

-Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях)

-Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.

-Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.

План урока:

  1. Организация начала занятий.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение новых знаний и новых способов деятельности

  4. Первичная проверка понимания изученного

  5. Обобщение и систематизация знаний

  6. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока


-Приветствие.

Девиз урока ( На доске):Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдётся путь!

-При решении задачи плохой план часто оказывается полезным, он может вести к лучшему плану

Эти слова сказал Дьёрдь По́йа, венгерский, швейцарский и американский математик

-Как вы понимаете эти слова, Ребята?

-Актуализация опорных знаний

-Ребята , очень часто на уроках математики и физики возникает необходимость перевода одних единиц измерения в другие! Сегодня мы попробуем перевести скорость из км/ч в м/с самостоятельно.

72 км/ч=… м/с

108 км/ч=… м/с

36 км/ч=… м/с

18 км/ч=… м/с

Проверяем способом взаимопроверки(работа в парах). Ответы выведены на экран.

Изучение новых знаний и новых способов деятельности

Учитель показывает видеоролик со встречным движением.

-Что Вы можете сказать об увиденном?

-Попробуем определить, тему нашего урока!

- Какие цели урока мы можем поставить?

-Среди всех задач, которые приходится решать, нередко бывают задачи на движение. Хочется подчеркнуть важность умения решать задачи на движение. Такие задачи обязательно встретятся вам на уроках физики при изучении раздела «Механика».

В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д.

Нам надо научиться легко решать такие задачи. Чтобы вы научились решать их, мы сегодня, действительно, разберем новый вид задач – на встречное движение и движение в одну сторону.

Важно ли для нас кто и что будет двигаться?

Да, Вы правы! План решения от этого не зависит.

Поэтому договоримся, что у нас будут двигаться два путешественника – пешеход Антон и велосипедист Иван. Договоримся, что во всех вариантах задач скорости у них будут одни и те же.

-Демонстрация анимаций. И решение задач по группам. В группах дети составляют схемы к задачам. Затем, эти схемы обсуждаются у доски.

Задача 1. Антон ходит со скоростью 4 км/ч, а Иван ездит со скоростью 20 км/ч.

Задача 2. Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?

б) Через сколько часов они встретятся?


4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения


24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа


72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся


Задача 2.


От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?


За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на


4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления

24 ? 2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа.


-Ребята, какой вывод можно сделать о движении тел в противоположных направления? Формулируют дети.

Вывод: при движении в разных направлениях

-Продолжаем работать в группах по прежнему плану


Задача 3.


Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?

б) Через сколько часов Иван догонит Антона?

Расстояние каждый час будет уменьшаться на

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения

16 ? 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

– Иван догонит Антона


Задача 4.

После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?


20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления

16 ? 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

16 ? 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа

-Делаем выводы

Вывод: при движении в одном направлении

Физкультминутка «Успокоение» (Ребята, в рамках «подвижной» темы нашего урока нам нужно немного отдохнуть)

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Первичная проверка понимания изученного

Ответить на вопросы физдиктанта ( на листочках)

Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?

Когда скорость сближения равна сумме скоростей путешественников?

Когда она равна разности скоростей?

Когда скорость удаления равна сумме скоростей путешественников?

Когда она равна разности скоростей?

Антон и Иван начали движение из одного пункта. Чему равна скорость их удаления друг от друга, если они движутся: а) в одном направлении; б) в противоположных направлениях?

Обобщение и систематизация знаний


1. Решить задачи №1,2,3 (устно) из листа с задачами, которые имеются на каждой парте.


2. Решить задачи №4 – 5 с проверкой у доски


3. Составить задачу по следующей схеме.

4. Самостоятельно решить задачи с листа задач. ( Каждый решает задачи своего уровня сложности)

Задачи на движение с листа задач

1. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3ч?

2. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

3. Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Определите скорость удаления машин.

4. Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 260 км?

5. Две автомашины движутся навстречу друг другу со скоростями 60км/ч и 80 км/ч. Определите скорость сближения машин.

6. Из двух сел, расстояние между которыми 28 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4км/ч, скорость второго 5км/ч. На сколько километров за час пешеходы сближаются друг с другом? Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

7. (1)Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние меду которыми 36 км. Скорость первого 10 км/ч, второго 8 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

8.(1) Расстояние между двумя городами 900 км. Два поезда вышли из этих городов навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга были поезда за 1 час до встречи? Есть ли в задаче лишнее условие?

9.(2) Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?

10. (2)Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?

11.(3) Расстояние между городами А и В 720 км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

12. (3) Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 часа вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?

Старинная задача. Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил в день 40 верст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого?

Старинная задача. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 сажен, а собака за 5 минут – 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца?

Старинная задача. Из Москвы в Тверь вышли одновременно 2 поезда. Первый проходил в час 39 верст и прибыл в Тверь двумя часами раньше второго, который проходил в час 26 верст. Сколько верст от Москвы до Твери?

-Самопроверка по заранее заготовленным ответам с решением по критериям- нет ошибок-«5»,одна ошибка-«4», две ошибки-« 3»,если ошибок больше двух, то « 2»

- Подведение итогов урока. Запись домашнего задания: Решить старинные задачи с листа.

Ученики оценивают свою работу.

-Рефлексия (2 мин.)

Продолжить предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось…

На уроке мне пригодились знания….

Для меня было сложно…

С урока я ухожу с … настроением

-Урок окончен! До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Шальнева Наталия Ивановна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119246


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства