kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс. (интегративно с музыкой, ИЗО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для коррекционных школ 8 вида.Урок интегрированный. Показывает учащимся связь математики с другими областями науки, искусством и реальной деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс. (интегративно с музыкой, ИЗО)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Спасского района РТ


Ермишина Галина Александровна учитель математики, олигофренопедагог.


Тема   урока:  «Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс.

(интегративно с музыкой, ИЗО)


Цель  урока:

дать представление о понятии осевой симметрии; 
показать учащимся связь математики с другими областями науки, искусством и реальной действительностью.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятием симметрии;

- сформировать понятие «симметричные фигуры», «симметричные предметы»

-учить находить ось симметрии;

- формировать способность проводить ось симметрии;

- формировать способность определять симметричные предметы в окружающем мире;

- учить применять симметрию в практической деятельности

Коррекционные:

- развивать логическое мышление, внимание, воображение;

- коммуникативные качества;

- практические умения;

- навыки рефлексии (самоанализ деятельности);

- корригировать и развивать мелкую моторику;

-корригировать и развивать речь.

Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к изучению математики,

- воспитывать взаимную вежливость, аккуратность,

- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).



Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями – 2 варианта), рабочая тетрадь, чертёжные инструменты, цветная бумага, ножницы, шаблон.


Учебно-методическое обеспечение: учебник М.Н. Перова Математика 9 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья, Москва «Просвещение», 2014 г.


Время реализации урока: 40 минут


Авторский медиапродукт: Microsoft office PowerPoint - Презентация.

Словарная работа: симметрия, осевая симметрия, симметричные фигуры.

Подготовка к уроку
– Проверить в наличии чертёжные принадлежности у учащихся.


План.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

3.Словарная работа

4. Изучение нового материала

5. Исследовательская работа

6. Физминутка.

7. Закрепление изученного

8.Работа с учебником

9. Самостоятельная работа

10. Примеры симметрии в окружающем мире

11. Практическая работа

12.Домашнее задание

13.Итог  урока 

14. Рефлексия

Ход урока


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Садитесь. Глядя друг на друга, улыбнёмся. Создадим доброжелательную обстановку. Итак, начинаем урок! На сегодняшнем уроке мы попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивыми, трудолюбивыми и внимательными.


Всегда оставайся удачливым, смелым, 
Пусть только попутные веют ветра! 
Но главное – чтобы 
Ты в жизни ни делал, 
Пусть все это будет во имя добра! 


2. Введение в тему урока.

- Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

СЛАЙД №1


Кроссворд:

  1. Мера времени (час).

  2. Перерыв в школьных занятиях (каникулы).

  3. Результат сложения (сумма).

  4. Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны (прямоугольник).

  5. Геометрическая фигура, которая бывает равносторонним, разносторонним, равнобедренным (треугольник).

  6. Мера длины (метр).

7. Геометрическая фигура, у которой все стороны равны (квадрат).

8.Чертежный инструмент для построения окружности (циркуль).

9.Первый месяц года (январь).

- Теперь прочитайте ключевое слово кроссворда. ( СИММЕТРИЯ )


3.Словарная работа.


 Симметрия  (сим - мет - ри - я)

Симметричные фигуры (сим - мет - рич - ны - е фигуры)

Ось  симметрии  (ось сим - мет - ри - и)

Итак,  тема  нашего  урока:  Симметрия. Осевая симметрия СЛАЙД 2


Слово «симметрия» в древности употреблялось как «красота»,
«гармония».
Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей».


- Какое сегодня число, день недели, месяц?

- Запишите  тему   урока  в тетрадь.

4. Изучение нового материала. СЛАЙД 3

-Но красота и гармония мира строятся на сухих математических терминах. С одним из таких терминов нам сегодня и предстоит познакомиться. Как вы думаете о чем сейчас пойдет речь? Много веков люди восхищаются красотой, созданной самой природой. Крылья бабочки, снежинки, лисья клена и многое другое являлось своеобразной подсказкой для открытия такого явления как симметрия. 



Известный математик Герман Вейль писал: "Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту, совершенство".

Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрия, познакомимся с симметрией не только в математике, но и… а, где же еще мы встречаемся с симметрией?


В древности слово « симметрия » употреблялось как «красота», «гармония».

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.


(Учащимся предлагаются изготовленные из бумаги изображения ёлочки, матрёшки)


- Рассмотрите изображения данных предметов. Перегните ёлочку так, чтобы совпали левая и правая половины рисунка. Разверните и выделите линию сгиба карандашом. Что можно сказать о частях рисунка по обе стороны от линии сгиба? (Равны)

(Аналогично с матрешкой).

- Если правая и левая половинки совпадают, то предмет называется симметричным, а линию называют осью симметрии. Осью симметрии могут быть прямая и отрезок. СЛАЙД 4

Определение осевой симметрии.

Осевая симметрия

Симметрия относительно прямой (или осевая симметрия) – это такое свойство геометрической фигуры, когда любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда будет соответствовать точка, расположенная по другую сторону прямой, а отрезки, соединяющие эти точки, будут перпендикулярны оси симметрии и делятся ею пополам. Ось симметрии может быть горизонтальной, вертикальной, наклонной.

5. Исследовательская работа. СЛАЙД 5

- А сейчас займёмся исследовательской деятельностью, я буду вашим научным руководителем.

( Учащимся предлагаются 4 квадрата)



- Согните каждый лист так, как показано на рисунке.

-Является ли квадрат симметричной фигурой? Почему? Сколько всего осей симметрии имеет квадрат? (четыре)


- Начертите в тетради квадрат со стороной 6см, проведите в нём все оси симметрии.


Свои исследования занесём в таблицу.

Симметричные фигуры

Несимметричные фигуры




- У вас в конверте различные геометрические фигуры (прямоугольник, круг, параллелограмм, ромб; равносторонний, равнобедренный, разносторонний треугольники).

Мы должны выяснить: какие из этих геометрических фигур симметричные, а какие несимметричные. Свои исследования занесём в таблицу.

Прямоугольник. (Практическим путем - складывая учащиеся доказывают что прямоугольник симметричный).

-Сколько осей  симметрии  имеет прямоугольник? (2)

Занесём вывод в таблицу. ( Аналогично с другими геометрическими фигурами) ( у круга несколько)

У всех ли фигур вам удалось провести ось симметрии? Почему не удалось этого сделать у параллелограмма?


Вывод: квадрат, круг, прямоугольник имеют ось симметрии.


6.Физминутка на расслабление мышечной напряжённости.

– Встаньте, улыбнитесь. Соединили ладони, видим, что они симметричны. Поочередно прижимаем подушечки пальцев друг к другу, попружинили их. Возьмитесь за руки. Передайте своему товарищу положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.

Хочу я, чтоб тепло к тебе пришло

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого – зло.

7.Закрепление изученного.

Слайд 6

1.Определите, чем является прямая а в предметах, изображённых на рисунке.




  1. В прямоугольнике АВСД проведено несколько отрезков. Какой отрезок можно назвать осью симметрии? Почему нельзя назвать осью симметрии другие отрезки?


8.Работа с учебником.

№ 866, с. 177

Как можно назвать расположение пары точек А и А1 и окружностей О и О1 относительно точки О (рис. 56)? Как называется точка О? Измерьте расстояние от центра симметрии до симметричных точек А и А1.




А О А1



9. Самостоятельная работа. СЛАЙД 7

Выбери из данных предметов симметричные и проведи ось симметрии.

10.Примеры симметрии в окружающем мире. Слайды( 8-14)

- Сядьте поудобнее. Послушаем музыку и узнаем, где мы встречаемся с симметрией в окружающем мире. ( Звучит музыка) Симметрия  наблюдается не только у геометрических фигур. С симметрией мы встречаемся повсюду.

а)Симметрия в природе.

 Она есть у многих творений природы ( листья, цветы, насекомые).

б) Симметрия в технике.

Встречается симметрия в технике. Нарушение  симметрии  в этих изобретениях, может погубить много людей, так как самолет может разбиться, корабль затонуть, машина не поедет.

в)Симметрия в архитектуре.

Много  симметрии  и в архитектурных сооружениях. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность и законченность.

У нас они тоже есть, это архитектурные сооружения нашего древнего города Болгар.



г) Симметрия в орнаментах.

Издревле люди стремились украсить все, что окружало их в быту. Они старались простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневную жизнь. Украшали дома, посуду, стремились сделать свою одежду красивой. Для украшения использовали различные орнаменты, в основе которых тоже симметрия.


д) Симметрия в буквах, словах и цифрах.

-Есть симметрия в буквах и словах

А Ж С

ТОПОТ, АННА

цифрах

3 8 0

- А, музыка, которая сейчас звучала, тоже обладает симметрией. Понятие симметрии в музыке появилось благодаря музыкальному деятелю Э.К.Розенову. Во второй половине 19 века анализируя произведение Баха он пришел к выводу, что в них «господствуют закон золотого сечения и закон симметрии»

Вот как много в окружающем мире примеров симметрии.

- А теперь, ребята, найдите и назовите симметричные предметы в окружающей вас обстановке.

11. Практическая работа.

-Сегодня, пользуясь  симметрией, мы сделаем небольшую поделку, а поможет нам в этом симметрия.

Подумайте,

что это может быть? (это сердце)

-Почему такой шаблон?

(половинки у сердца одинаковые)


Работа с ножницами и бумагой.

Сейчас будем работать с ножницами, поэтому будьте осторожны! Соблюдайте технику безопасности.

-Выполнение поделки по плану:

1.Возьми лист красной бумаги.

2.Сложи его пополам.

3.Приложи шаблон линией  симметрии  к сгибу, обведи.

4.Вырежи.

5.Разверни, получилось сердце.

- Найдите линию сгиба.

- Где проходит эта прямая?

- Как она поделила фигуру? (Пополам.)

- Докажите. (Совместились.)

- Как мы называем эту прямую? (Ось симметрии.)

-Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

(Бьются наши сердца.)

-Иногда человеку говорят «У тебя доброе сердце».

-Что это значит?

-Про каких людей так говорят?

Поделимся частичкой своей доброты с окружающими.

(подарить сердца всем гостям  урока)

- Скажите на каких уроках вы используете этот принцип  симметрии?

( На уроках швейного дела, при раскрое ткани. На уроках столярного дела, при

нанесении рисунка для выжигания, выпиливания)

12. Домашнее задание № 867,с.177

СЛАЙД 15 ( на дополнительную оценку)


Раскрась цветными карандашами только симметричные фигуры.

13. Итог  урока .

- Какое открытие мы сделали на  уроке?

-Какие фигуры называются симметричными?

-Что называется осью  симметрии?

(Выставление оценок)

- На следующем  уроке  мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси  симметрии  при помощи чертежных инструментов.


14. Рефлексия.

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.

Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.


На фоне музыки учитель читает стихи:


Как много 
В нашем мире красоты, 
Которой, часто мы не замечаем. 
Все потому, 
Что каждый день встречаем 
Её давно знакомые черты. 
Мы знаем, 
Что красивы облака, 
Река, цветы, 
Лицо любимой мамы, 
И Пушкина, летящая строка, 
И то, 
Что человек 
Красив делами… 
Но, можно ли всё это объяснить? 
И что подскажут в этом нам науки? 
Взгляните, мир чудесен и красив 
Надеюсь, что урок прошёл без скуки. 

- Спасибо за урок!



Использованная литература: 

1. Зенкевич И.Г., Эстетика урока математики: Пособие для учителей. – М.:

Просвещение,1981г.

2. Перова М.Н., математика 9 класс для детей с ограниченными возможностями

здоровья, Москва «Просвещение», 2014г.
3. Тарасов Л. И, « Этот удивительно симметричный мир», Москва:

Просвещение,1982 г.

4. Ресурсы ИНТЕРНЕТ. 











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс. (интегративно с музыкой, ИЗО)

Автор: Ермишина Галина Александровна

Дата: 23.05.2018

Номер свидетельства: 470738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства