kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Серия факультативных занятий по развитию логического мышления учащихся 4 класса. Тема: Логическо-поисковые задачи (часть 3).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для проведения занятия по факультативу "Развитие логического мышления учащихся 4 класса". Может быть использована на уроках математики и внеклассных мероприятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Серия факультативных занятий по развитию логического мышления учащихся 4 класса. Тема: Логическо-поисковые задачи (часть 3).»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Факультатив Развитие логического мышления учащихся 4 класса

Тема: ЛОГИЧЕСКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ (ЧАСТЬ 3)


Цель урока:

обучающая - формировать у учащихся понятие «логическая задача», анализировать, сравнивать, классифицировать, решать логические задачи;

развивающая - развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике;

воспитывающая - воспитывать самостоятельность, заинтересованность в приобретении знаний и их использовании на учебных предметах.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: иллюстрации к задачам, танграм.

Ход урока

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: логическая задача, загадка, задача-шутка, танграм, «Колумбово яйцо».

4 Применение. Формирование умений и навыков.


- Загадка – это мудрёный вопрос, в котором под «маской» скрывается определенное слово, а на предмет загадывания делается только намек. Логические загадки развивают в человеке догадливость, сообразительность и интеллект. Решение загадок всегда идёт на пользу.

В стародавние времена человек, используя особую иносказательную форму речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не дает зверям возможности узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки летом и днем. Это вызывало бедствия. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху: «Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал».

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Вот какая интересная история у загадки – окунитесь в этот мир – и он не даст вам скучать.


Загадка 1. Накормишь – живет, напоишь – умрет.

Ответ: огонь.

Загадка 2. Вам дали это, это и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, но им пользуются все ваши знакомые. Что это?

Ответ: имя.


Загадка 3.

Моя жизнь может быть измерена в часах.

Я служу, когда пожираюсь.

Когда я тонка, я быстра.

Когда я толста, я медленна.

Ветер – мой враг.

Кто я?

Ответ: свеча.


Загадка 4. В тихую погоду – нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде.

Ответ: волны.


- Задачи-шутки – это «несерьёзные» задачи, задачи с подвохом, на смекалку. При решении задач-шуток необходимо внимательно относиться к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, т.к. применение аналогии при решении похожих задач не приводит к правильному ответу. Эти задачи способствуют развитию наблюдательности, логического, абстрактного, эвристического, системного мышления, самостоятельности, творческих способностей.


Задание. Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, собаки, все, кроме двух, кошки, и все, кроме двух, попугаи?

Ответ: не больше двух или три (кошка, собака попугай).


Задание. Представьте себе корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 см. Через какое время покроется водой третья ступенька лестницы?

Ответ: лестница поднимается вместе с кораблем.


Задание. Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, а профессор в разговоре не участвует. Может ли так быть? Подсказка: сын отца – это брат. А вот кто отец сына?

Ответ: может, т.к. отец сына – это муж, профессор – жена.


Задание. Пришёл мельник на мельницу. На мельнице 4 угла, в каждом углу по 4 мешка, на каждом мешке по 4 кошки, у каждой кошки по 4 котёнка. Сколько всего ног. Почему?

Ответ: 2 ноги, потому что пришёл один мельник.


Задание. Шел паломник в Иерусалим и встретил 3 странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – по 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим?

Ответ: в Иерусалим шел один паломник.

Задание. Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?

Ответ: да, можно бросить мяч вертикально.


Задание. Арбуз разрезали на 4 части и съели. Могло ли получиться 5 корок?

Ответ: если постараться, из арбуза можно вырезать кусок в виде столбика, идущего через весь арбуз. У этого куска будут две корки, соединенные арбузной мякотью.


Задание. Если двенадцать человек, работая по восемь часов в день, должны выкопать яму глубиной в десять с половиной миль, сколько времени пройдет – считая и воскресные дни! – прежде чем они положат свои лопаты?

Ответ: 3 секунды. За это время они, конечно, поймут, что им никогда не вырыть такой ямы, да и рыть ее незачем (подробности в сказке Памелы Трэверс «Мэри Попинс»).


Задание. Ковбой зашел в бар и попросил воды. Вместо ответа хозяин выхватил кольт и выстрелил в потолок. Ковбой поблагодарил и вышел. В чем дело?

Ответ: у ковбоя в горле застряла кость и от испуга выскочила!


Задание. Баскетбольный матч команд школ № 117 и № 141 закончился со счетом 75:80, но ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как это могло быть?

Ответ: очень просто! Играли баскетболистки.


Физминутка


- Что такое танграм? Эта игра пришла к нам из Китая. Называют её «китайской головоломкой». Появилась более 4000 лет назад, она старше, чем шахматы. Существуют разные истории о происхождении этой игры. Например, у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный человек, в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. Игра использовалась обучения детей и взрослых геометрии. Она развивает умение играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие, комбинаторные способности, понимание цвета, величины и формы.

Танграм – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (человека, животного, предмет домашнего обихода, буквы или цифры и т. д.)

Танграм – это квадрат, разрезанный на семь частей определённым образом, как показано на рисунке:

два больших равных треугольника (фигуры 1 и 2)

один средний треугольник (фигура 7)

два маленьких равных треугольника (фигуры 3 и 5)

один квадрат (фигура 4)

один параллелограмм (фигура 6).

Задача игрока – сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру.


Правила игры:

  • в состав каждой фигурки должны входить все семь частей;

  • фигуры-таны не должны перекрываться;

  • фигуры обязательно должны соприкасаться.

Из частей танграма можно получить много фигур.

Игра танграм может быть в нескольких уровнях сложности.

Начинать лучше с самого простого.

Задание. Выложить фигуру по образцу: ракета, домик, человек.


На втором этапе задача усложняется.

Задание. Выложить фигуры по сплошному рисунку (контуру): ракета, дом, человек, замок, корабль, револвер.


Третий уровень – наиболее сложный.

Задание. Придумать свои фигуры, похожие на людей, животных, птиц. Например, человек, заяц, лебедь.



Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма в качестве мебели. Есть и столы-танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago.


- Удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка, при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.


- В Америке придумана игра «Колумбово яйцо» – овал, разрезанный на 10 частей:

4 треугольника (2 больших и 2 маленьких);

2 фигуры похожие на четырёхугольник, одна сторона которого округлой формы;

4 фигуры (2 больших и 2 маленьких), имеющие сходство с треугольником, но с закруглённой одной стороной.


Лучше всего из деталей головоломки «Колумбово яйцо» составлять силуэты птиц (известно 54 различных формы птиц), можно также составить силуэты предметов, людей, животных.


Задание. Выложить фигуру по образцу:

а) попугай б) девочка



- В Китае придумали танграм. В Америке придумана игра «Колумбово яйцо», во – Вьетнаме – «Вьетнамская игра» (круг, разрезанный на 7 частей), в Монголии – «Монгольская игра» (квадрат, разрезанный на 10 частей).


-А какие похожие игры есть у нас? Кубики, пазлы.

Игрой, внешне близкой танграму, являются пазлы.

Вначале пазлы являлись большим набором фигур неправильной формы, из которых необходимо было сложить картинку-задание. Несмотря на эту схожесть, семь базовых элементов позволяет собрать значительное множество фигур, а в случае пазла мы ограничены только одним решением. Для игры танграм от человека требуется логическое мышление и геометрическая интуиция, а для игры пазл – усидчивость и терпение.


5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства