kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Серия факультативных занятий по развитию логического мышления учащихся 4 класса. Тема: Логическо-поисковые задачи (часть 2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для проведения занятия по факультативу "Развитие логического мышления учащихся 4 класса". Может быть использована на уроках математики и внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Серия факультативных занятий по развитию логического мышления учащихся 4 класса. Тема: Логическо-поисковые задачи (часть 2).»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Факультатив Развитие логического мышления учащихся 4 класса

Тема: ЛОГИЧЕСКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ (ЧАСТЬ 2)


Цель урока:

обучающая - формировать у учащихся понятие «логическая задача», анализировать, сравнивать, классифицировать, решать логические задачи;

развивающая - развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике;

воспитывающая - воспитывать самостоятельность, заинтересованность в приобретении знаний и их использовании на учебных предметах.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: иллюстрации к задачам.


Ход урока


1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: логическая задача, задача «Бред профессора», задача о переправе.

4 Применение. Формирование умений и навыков.


- В головоломках «Бред профессора» все слова в крылатом высказывании (пословице или поговорке) заменены на наукообразные их определения. В результате и получился псевдонаучный бред... бред профессора.

Например:

Условием выживания биологической особи является ее перемещение по криволинейной замкнутой траектории.

Ответ: хочешь жить – умей вертеться.

В общем, нужно отгадать пословицу, зашифрованную таким «научным» способом.


Коллективная работа на доске


Задание. Бред профессора 1. Соответствие длительности процесса жизнедеятельности и процесса обучаемости человеческого индивидуума, означающее неизбежное завершение жизненного цикла в состоянии пониженного интеллектуального развития.

Ответ: век живи, век учись – дураком помрёшь.


Задание. Бред профессора 2. Способность живого организма переносить болевые ощущения и прочие раздражители в совокупности с процессом производства товаров и услуг позволяют привести окружающее пространство в порошкообразное состояние.

Ответ: терпение и труд всё перетрут.


Задание. Бред профессора 3. Непригодность к решению боевых задач воинских частей и соединений малой численности в условиях нахождения в открытом пространстве.

Ответ: один в поле не воин.


Задание. Бред профессора 4. Торговля мелким домашним животным, расфасованным в непрозрачную тару, изготовленную из прочной материи.

Ответ: продать кота в мешке.


Задание. Бред профессора 5. Производительный труд не является хищным животным и не может переместиться в обычную для этого животного среду обитания.

Ответ: работа не волк, в лес не убежит.


Физминутка.


- В задачах о переправе необходимо перевезти на другой берег несколько грузов, причем одновременно грузы не могут быть перевезены.


Задание.


Некий человек должен перевезти на лодке волка, козу и капусту. Как ему это сделать, если в лодке мог поместиться только человек, а с ним – или коза, или волк, или капуста? Капусту и козу, волка и козу нельзя оставлять вместе.

Решение:


Сначала везем козу, возвращаемся.

Везём капусту на берег, где коза.


Взять козу обратно на берег, где остался волк.


Взять волка, оставить козу, волка отвезти к капусте, вернуться за козой.

Взять козу и перевезти на другой берег.

Задача имеет ещё один алгоритм перевозки:

  1. человек и коза →

  2. человек ←

  3. человек и волк →

  4. человек и коза ←

  5. человек и капуста →

  6. человек ←

  7. человек и коза→


Задание. Два солдата подошли к речке, через которую необходимо переправиться. Мост сломан, а река глубокая. Солдат замечает у берега двух мальчиков, сидящих в лодке. Но лодка так мала, что в ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков – не больше! Однако солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как им это удалось?

Если к берегу подошли не два солдата, а небольшой воинский отряд, смогли бы они переправиться через речку таким же образом?

Решение:

Пусть М1 и М2 – мальчики, а С1 и С2 – солдаты. Алгоритм переправы можно записать по шагам в таблице.

Шаг

Кто в лодке

Направление

1

М1 и М2

2

М1

3

С1

4

М2

5

М1 и М2

6

М1

7

С2

8

М2

Ответ: да, смогли бы переправиться.


5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415050

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства