Математика не только одна из древнейших и необходимых для прогресса естественных дисциплин, но и красивая наука. Числа, формулы математики, внешне холодные и сухие, полны внутренней красоты. Увидеть эту красоту и передать ее другим, задача нелегкая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Салют,Математика!»
Учитель: Здравствуйте! Сегодня на нашем занятии присутствуют уважаемые гости Поприветствуем наших гостей, а теперь садитесь
Внимание! Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию имени Софьи Ковалевской.
(презентация)
Математик должен быть поэтом в душе– говорила первая женщина математик Софья Ковалевская
Родилась Софья Ковалевская в 1850 году Уже в 3-х летнем возрасте Софью считали вдумчивым и самостоятельным ребёнком. В 8-летнем возрасте, при оклейке стен детской комнаты, не хватило обоев, и родители оклеили часть стен лекциями по высшей математике выдающегося математика того времени Остроградского. Странные записи и знаки привлекали внимание девочки, и она часами их рассматривала, пытаясь проникнуть в их смысл. Ежедневное их разглядывание привело к тому, что эти формулы в памяти Софьи запечатлелись навсегда.
В 15 лет девочка начинает серьёзно заниматься высшей математикой. Софья Ковалевская за свой вклад в развитие математики была признана величайшим учёным. В 24 года она закончила университет в Германии и вернулась в Россию доктором философии. Но на Родине не смогла найти применение своему таланту: женщин не брали преподавателями в высшие учебные заведения. Лишь Стокгольмский университет (Швеция) пригласил её на должность профессора математики, в котором она проработала до конца своей жизни.
Помимо математического таланта Софья обладала незаурядным литературным талантом. Ею были написаны романы "Воспоминания детства», «Нигилистка», «Три дня в шведском крестьянском университете», многочисленные лирические стихотворения.
Трагически закончилась, жизнь этой одарённой женщины: в возрасте 41 года возвращаясь из Франции в Швецию, она заболела воспалением лёгких и умерла. И хотя С.В. Ковалевская была вынуждена жить и работать за границей, она в нашей памяти остаётся истинной патриоткой, дочерью России, прославившей свою Родину в науке.
Ламонова Ел.
Дорогу осилит идущий,
а математику мыслящий»
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко
Учитель: Ребята! А теперь предлагаю поработать в этой лаборатории: Давайте договоримся Руководителем лаборатории буду я, и в моей лаборатории будут работать 3 научные группы: 1группу назовём «геологи», 2группу назовём «астрономы», 3группу назовём «биологи»
Учитель: Ребята, на слайде зашифровано название нашего занятия прошу вас, используя кодовую таблицу Морзе расшифровать название.
••• •- •-•• ••-- -,
-- •- - • -- •- - •• -•- •-!
Итак, что зашифровано на слайде?
Правильно и наше занятие называется «Салют, математика»
Салют, математика!
Учитель: Ребята! Как вы думаете для чего нужна математика? (ответы учащихся)
Учитель: Математика не только одна из древнейших и необходимых для прогресса естественных дисциплин, но и красивая наука. Числа, формулы математики, внешне холодные и сухие, полны внутренней красоты. Увидеть эту красоту и передать ее другим, задача нелегкая.
Подумайте и скажите каковы цели нашего занятия?
показать красоту математики в искусстве
Показать связь искусства живописи с математикой.
Показать возможности применения математики в жизни людей и доказать важность ее изучения.
Постараемся на примерах показать красоту математики в искусстве
Цель: расширить кругозор, логическое мышление формировать интерес к математике
формировать творческие способности обучающихся через решение математических задач.
.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнать о существовании математических терминов;
Метапредметные:
Личностные: - любознательность;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- Познавательные:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания мира;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерной для математики и являющейся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать собеседника;
- обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- развитие коммуникативных умений.
.Регулятивные:
Умение ставить цели, планировать свою деятельность по достижению,
Контролировать, корректировать деятельность
Давать оценку своей деятельности
Зенина Ю. Да! Математику нам нужно знать!
Ведь без неё мы кто! Природы дети!
А с ней творцы, создатели чудес!
Она в познании, будто солнце светит,
А без неё познание – тяжкий крест!
Учитель: Научным группам было дано домашнее задание: Приготовить сообщение о красоте в математике.
Представляем слово 1группе
Тема сообщения «Эстетика наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.» Тришина Лада
Эстетика наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Красота математики в гармонии чисел, геометрических формах, алгебраических структурах, геометрической выразительности, стройности математических формул, возможности решения математических задач Большинство людей чувствуют эстетическую привлекательность математики Но отдать ей жизнь и быть убежденным, что математик, подобно художнику или поэту, создает прекрасные узоры – А для всех талантливых людей красота математики представляется как безусловная и несомненная реальность. Эти люди находят в этой красоте смысл и цель существования" В мире нет места для некрасивой математики". Наличие эстетического элемента в математике подтверждают , что жизнь прекрасна двумя вещами. Возможностью изучать математику и возможностью преподавать ее.
Учитель: Хорошо! Тема сообщения 2группы «Музыка и гармоничная пропорция» Пожалуйста!
2группа
«Музыка и гармоничная пропорция".
Математики, начиная с Пифагора, постоянно проявляли интерес к музыке. Пифагор создал свою школу мудрости, положив в её основу два искусства- музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром.
Математика и музыка – два полюса человеческой культуры Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.
Учитель: представляем слово 3группе с сообщением "Природа и симметрия".Пожалуйста!
3группа
"Природа и симметрия".
Совершенно иной характер носит связь математики с красотой в природе. С помощью математики красота не создается, как в технике или искусстве, а лишь фиксируется ,выражается .. Симметрия наблюдается в строении животных растений, неживой природе ,именно в кристаллах. .При слове "кристалл" в воображении рисуется первый среди драгоценных камней - алмаз: кристальная чистота и прозрачность , чудесная, .непередаваемая игра света идеальная правильная форма. Но теперь алмазы не только красивый предмет роскоши. Сегодня они служат для обработки наиболее твердых металлов и сплавов. Без них не мыслится современная металлообрабатывающая промышленность .Кристаллы- это не только алмазы. Обычный сахар и поваренная соль, лед и песок - кристаллы. Даже обыкновенная глина представляет собой нагромождение мельчайших кристалликов.
Учитель: теперь нам нужно решить задачи. Каждая группа получает задание
В заданиях для каждой группы кроме математических задач дополнительно дается информация. Вам нужно её переработать и представить характеристику того объекта природы, который вы определили в ходе выполнения задания. (на выполнение 7 мин)
Задание . Какое озеро в нашей стране называют жемчужиной планеты?
В ычисления идут по рис. и начинаются с числа 0,8. Оно стоит в темном квадрате. На одном из выходов должно получиться число 2,3, которое соответствует слову «Байкал». Это и есть правильный ответ.
Чудское озеро -1,3; озеро Ильмень — 3,6; озеро Байкал - 2,3.
Задание Какая самая яркая звезда на зимнем ночном небе в северном полушарии?
Возможные ответы:
Вега — 5; Сириус - 4; Альтаир - 6.
Вычисления производятся по блок-схеме на рис. «Сириус».
Ответы 1группа Выполняя задание мы пришли к выводу, что жемчужиной нашей планеты это озеро «Байкал».
Перов К.
Озеро Байкал, расположенное на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия... Байкал – одно из древнейших озер планеты и самое глубокое озеро в мире. ... Озеро Байкал называют чудом природы во всех отношениях. Байкал самое глубокое в мире озеро – 1637 м, его средняя глубина равна 730 м. ... Оно, пожалуй, одно из главных достопримечательностей и дивных пейзажей, сокровищ кладовой природы нашей страны.
Вода Байкала обладает уникальными свойствами: она всегда чистая, прозрачная, особенно весной на глубине нескольких десятков метров могут быть видны камни; «в ней очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода» — минеральных солей свыше 96 мг/л.
Выполняя задание мы получили, что самая яркая звезда на зимнем ночном небе в северном полушарии – это Сириус
Сириус. В ясный зимний вечер эту звезду нетрудно найти на небе. Она выделяется среди других своим ярким голубоватым мерцанием. Египетские жрецы называли Сириус священной звездой. По движению Сириуса они предсказывали разливы Нила. По наблюдениям за Сириусом и Солнцем египетские жрецы рассчитали, что
год продолжается 365 суток, и разработали самый первый в истории календарь.
Решая уравнения мы получили, что птица, которая ходить по дну водоема--. Оляпка.
Оляпка
Эта певчая птичка не относится к водоплавающим, но очень на них похожа. Как у многих водоплавающих птиц ее перья всегда смазаны жиром, поэтому они не намокают. Но оляпка не плавает в воде, а ныряет в водоем и бегает по дну, цепляясь за его неровности. На дне она ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу выносит на берег и съедает. Ныряет оляпка и в том случае, когда ей надо спастись от врага.
Учитель Молодцы, ребята! Вы все справились с заданиями представили интересные сообщения А теперь немного отдохнём
Ламонова Ел.Физкультминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель: Ребята, одной целью нашего занятия было: Показать возможности применения математики в жизни людей и доказать важность ее изучения. Ламонов Владимир приготовил проект «С математикой по жизни» Я предлагаю Володе представить свой проект
Цель моего проекта
1.Показать возможности применения математики в жизни людей и доказать важность ее изучения.
2.Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности?
Я считаю что актуальность моего исследования в том,что
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор мы задаём вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?».
Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения?
Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Достаточно рассмотреть некоторые виды своей деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.
Гипотеза:
•В ходе работы над проектом я хочу доказать что Математические знания, полученные в школе, применимы в жизни
Математика – это жизнь
Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Математика нужна в истории, в жизни, физике, химии и даже в русском языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах. Математика – наука точная!
В своей работе я попытаюсь выяснить, так что же для нас математика? Древнегреческий философ Платон сказал, обращаясь к своему ученику: “Разве ты не заметил, что способный к математике, изощрен ко всем наукам в природе?”
Математика и спорт
При планировании тренировок в лыжах, обязательно производится математический расчет использования различных видов тренировок. Как говорят математики, их математически моделируют, чтобы правильно давать нагрузку спортсмену, так как в ходе тренировки учитываются: рост, вес, возраст, частота сердечных сокращений в минуту, показатели артериального давления, степень подготовленности спортсменов и многое другое. Только правильно спланированный и примененный тренировочный план не нанесет вреда здоровью спортсмена и позволит им приобрести хорошую физическую форму, а значит добиться высоких спортивных результатов.
Чтоб спортсменом, врачом
Или лётчиком стать.
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
Математика в нашей жизни играет очень важную роль. Она нужна и дома, и на работе.
Мою маму зовут Любовь Владимировна.
Моя мама – домохозяйка, кажется, зачем ей математика? Но она ей необходима даже для того, чтобы приготовить обед или мои любимые пирожки. Ведь нужно точно рассчитать, сколько муки, соли, сахара, яиц и маргарина нужно, чтобы получилось хорошее тесто, а потом и пирожки.
Домохозяйкам она пригодится и в быту: посчитать пособие или пенсию, сделать ремонт, за коммунальные услуги заплатить, в магазине за покупки расплатиться, купить вещи в кредит и т.д.
Моя мама любит готовить засолки, но для этого ей нужно выполнить математические вычисления:
Я предлагаю решить вот такую задач:у
На 10 л рассола, нужно 20% уксусной кислоты. Сколько процентов уксусной кислоты нужно на 16 л рассола?
Решение:
1) 20:10 =2(%) – кислоты на 1л
2) 2*16=32(%) –на 16л. рассола
Ответ: 32% уксусной кислоты.
Учитель: Ну, ребята кто решил у нас задачу Володи. (встать)
Молодец!
Мой папа Ламонов Николай Андреевич, тракторист. Эта профессия, связана с сельским хозяйством. Оказывается, им тоже нужны математические знания. Они должны уметь подсчитывать с какой площади убрано зерно и сколько намолочено зерна, на каком поле урожайность выше и на сколько, какая площадь вспахана, сколько удобрений израсходовано, хватит ли дизтоплива, залитого в бак, переехать на другое поле.
Я предлагаю ещё одну задачу:
Папа налил 43,2 л солярки и проехал
19,5 км. Сколько солярки у него осталось, если на 1 км уходит 1,5 л солярки?
Решение:
1) 19,5*1,5=29,25(л) – истратил
2) 43,2 – 29,25 =13,95(л) – осталось
Ответ: осталось 13,95 л
Учитель: Кто справился с заданием?
Заключение
В ходе выполнения проекта я пришёл к выводу, что, гипотеза, которую я выдвинул в начале исследования, на практике подтвердилась. Математические знания, полученные в школе, применимы в жизни.
Таким образом, на основании изученной литературы и анализа результатов общественного мнения, мы можем сделать вывод о том, что без знания математики вся современная жизнь невозможна.
Математика - часть мира, в котором мы живём.
Математика - это жизнь!
Учитель: Спасибо! интересный, и увлекательный проект. Молодец!
О, математика земная, гордись, прекрасная собой.(ПоповкинаЕк)
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчеты величаво ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы, а ради жизни на земле.
И чтобы мысль людская в поколенья несла бесценные дары
Великих гениев творенья, полеты в дальние миры!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил,
Тебе царице величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полете как стрела.
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук.
О, мудрецы времен! (Ряховский Коля) Дружней вас не сыскать. Салют уже зажжен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут!
Итог занятия Итак, ребята давайте подведём итог нашей работы , а в качестве обобщения я предлагаю Вам составитьсинквейн в соответствии с темой и целями нашего занятия
Синквейн
Математика. Элементарная, высшая. Изучает, рассчитывает, описывает. Наука о количественных отношениях. Числа.
Второй пример:
Математика. Вычислительная, дискретная. Вычитает, умножает, делит. Царица всех наук. Действие.