kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это интегрированный урок окружающего мира и математики.

Обобщение и систематизация знаний (с элементами исследования и организации проектной деятельности).

Урок был подготовлен для школьного конкурса "Лучший урок по ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«ГалузинНД-сценарий»









Технологическая карта урока математики в 4 Б классе

УМК «Школа 2100»


Тема урока: Решение проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!».



Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

(с элементами исследования и

организации проектной деятельности.)


Дата проведения: 15.12.16 г.













Урок провела:

Галузина Наталья Дмитриевна











2016 год

Предмет: Математика, окружающий мир



Тема урока: Решение проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!».



Цель: Обучение младших школьников совместному решению задач.



Задачи:

  1. Закрепить знания обучающихся по математике.

  2. Учить применять приобретенные знания в нестандартной ситуации.

  3. Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.

Оборудование:

  • у учителя:

технологическая карта урока; презентация «Озеро Байкал», веб-камера, проектор, компьютер.

  • у обучающихся: тетрадь, карта самооценки; лист индивидуальных заданий; карточки с заданиями.

Тема:

Решение проектных задач:

Планируемые результаты


Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Познавательные УУД: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, таблиц, диаграмм, текстов; на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с текстом; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика.

Ресурсы:

-основные


-дополнительные


-презентация

-рабочая тетрадь

-листы индивидуальных заданий

-карта оценивания

Организация пространства:

Групповая работа и индивидуальная работа

Технология:

Проектная

Методы обучения:

Поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.










Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Организационный этап

Цели:

формирование готовности к выполнению учебной деятельности.



- Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами проводим необычный урок. На нем присутствуют гости – учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Они будут сегодня не только смотреть на вашу работу, а тоже будут выполнять ваши задания.

Слайд 1

-Прочитайте слова Джорджа Пойя: «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось самому открыть.»

-Предположите какие цели мы перед собой поставим.


















Высказывания учащихся

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


II. Основная часть


1 этап:

Постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей


Через полгода мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми.

Мы живем на Урале. Многие уральцы любят отдыхать на теплом море. Но жители других российских городов и даже иностранцы часто едут отдыхать в Сибирь.

- Как вы думаете, что привлекает их там?

НРИОАПРООЗЕРОБАЙКАЛДО(Слайд 2)

Верно. Это озеро Байкал (Слайд 3)



Действительно, это удивительное по красоте озеро – море.

- Кто-то из вас уже побывал на Байкале? А кто хотел бы там побывать?

Наш урок мы посвятим – озеру Байкал.(Слайд 4)

- Так какова цель нашего урока.( Исследование озера Байкал).

Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения об этом озере. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно озеро Байкал, а не другие интересные места страны и планеты. Свои рекламные тексты вы представите нашим гостям.

Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника вашей группы, который и представить всем нам ваш рекламный текст, приглашающий посетить Байкал.



Личностные:

учиться уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


2 этап:

Решение проектной задачи

Цели:

применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач;


Задание 1.

Перед вами макет озера Байкал, выложенный из геометрических фигур. (Приложение 1) вычислите площадь данного макета, а затем пользуясь указанным масштабом, узнайте площадь водной поверхности озера.(Слайд 5-проверка)

Соотнесите площадь озера Байкал с площадью других указанных озер и сделайте вывод о размере площади Байкала(Приложение 2).(Слайд 6-проверка)

САМООЦЕНКА.

Задание 2.

Пользуясь таблицей (Приложение3) ответьте на следующие вопросы:

  • сравните нескольких крупнейших озёр планеты (оз.Байкал, Оз.Таганьика, Оз. Верхнее и оз. Виктория). Сделайте вывод.

  • *Почему при меньшей площади водной поверхности, объем водной массы в Байкале больше?

САМООЦЕНКА.



Задание 3.

Рассмотрите диаграмму и таблицу (Приложение 4). С помощью данных определите какие из высказываний будут верны, а какие нет.



  1. В озерах сосредоточена больше всего пресной воды? (неверно)

  2. Подземные воды по запасам пресной воды занимают 2 место в России (верно)

  3. В озере Байкал находится больше всего пресной воды (верно)

  4. В озерах пресной воды сосредоточено больше, чем в подземных водах (неверно)

САМООЦЕНКА.

Задание 4.

На Байкале чаще всего бывает солнечная погода. Солнечных дней здесь даже больше, чем на Чёрном море. А дней без солнца в году бывает всего около 50!

Рассмотрите таблицу среднемесячных температур воды в озере Байкал (Приложение 5).

  • Спланируйте, в каком месяце на Байкале можно не только позагорать, но и искупаться. (август)

  • В каком месяце на Байкале можно совершить поездку на снегоходе или автомобиле по льду.(февраль, март)

САМООЦЕНКА.

Физкультминутка.

Встаньте в группы по столько человек сколько у вас получится при решении цепочки примеров.

12х5:10+60х1-61=5

81:9х11+0х0+10=10

Задание 5 у каждой группы своё, будьте внимательны, слушайте своих товарищей.

1группа

На озере Байкал есть уникальные деревья.

Прочитайте текст. Рассмотрите фотографии необычных деревьев из разных уголков мира (Приложение 6).

Слайд

  • Расскажите, как на Байкале появились такие необычные деревья.

  • Попробуйте определить, какие из них сделаны на Байкале.



2 группа

Прочитайте текст.

Обычно тюлени не живут в пресной воде, однако российское озеро Байкал стало домом для многих представителей этого семейства, популяцию которых назвали байкальскими тюленями.

Остаётся тайной, как они появились в озере Байкал. Учёные не смогли дать ответ на этот вопрос. Согласно легенде, существует подземный канал, который соединяет озеро Байкал с океаном.

Пользуясь картой (атлас с.15) узнай сколько километров пришлось проплыть тюленям, чтобы попасть в озеро Байкал? Не забывай о масштабе. Слайд

3 группа.

Прочитайте текст.

Эпишура это такой маленький вид рачков, размером 1,5 мм. Они съедают всё, что попадает в байкальской воде. Лишь выбросы целлюлозно-бумажного комбината оказались эпишуре по зубам. Они стали в этом районе погибать. Сейчас приостановлена работа комбината и они стали потихоньку возвращаться.

Этот рачок за год около 10 раз пропускает через себя всю байкальскую воду

Какой объём воды очистят рачки за полгода?

(см. приложение 3)Слайд

4 группа.

Прочитайте текст.

В озере Байкал живут исключительной красоты рыбы голомянки. Они бледно-розового цвета, с отливающими всеми цветами радуги бликами. Тело их полупрозрачно. Сквозь хвостовую часть можно даже читать крупные буквы.

В дневные часы они держаться на глубине 250-500 метров, а ночью поднимаются к поверхности 50-100 метров.

  • Когда лучше всего ловить голомянку?

  • Какой длины должна быть леска на спиннинге?

  • Рассчитайте какой длины должна быть леска для группы рыбаков состоящих из 12 человек.

САМООЦЕНКА. Слайд

Задание 6.

Просмотрите видео ролик и запомните эти факты.

Пользуясь данными об озере Байкал, полученными вами из всех выполненных заданий, составьте небольшой рекламный текст, приглашающий туристов из разных городов России посетить озеро Байкал.


Обучающиеся в группах решают задачи, предложенные им.

По окончании решения каждой задачи подводится промежуточный итог – коллективно проверяется выполнение задания.

Фиксируются трудности,выясняются причины неудачи.


Личностные:

учиться уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.



3 этап: 

презентация работы (защита проекта


Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши приглашения всем присутствующим.

(Один участник команды зачитывает составленный текст)

- Есть ли у кого-то вопросы к выступающему?



Личностные:

учиться уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Регулятивные:

оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.


4 этап: 

самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи


Поработайте еще одну минутку и оцените себя ( также работу каждого участника вашей группы, в зависимости от того, как он помогал в работе вашей группы. Оценки запишите на листочке.






5 этап:

Итог урока.

Рефлексия

деятельности.

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности




Вот и подошёл к концу наш урок.

-Как вы думаете, достигли ли мы своей цели?

Слайд

Ребята, закончите, пожалуйста, следующие высказывания:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • Я смог…

  • Было интересно узнать, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…



- Я думаю, что составляя приглашение для других посетить озеро Байкал, вы и сами захотели побывать там. Дома можете постараться убедить своих родителей с помощью ваших рекламных текстов посетить озеро Байкал и увидеть эту красоту воочию.


Формулируют ответы на вопросы учителя. Подводят итоги своей работы на уроке.

Выполняют самооценку.

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

уметь сравнивать цель и результат.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


III. Домашняя работа.

1.Составить страничку для книги рекордов Гиннеса «Озеро Байкал в цифрах»

2. Составить рекламный буклет


Осуществляют выбор домашнего задания.








Список использованных ресурсов:


  1. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011

  2. Видео в презентации: https://www.youtube.com/watch?v=YBdUs3uqqz4

  3. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.

  4. Суслов В.Н. Решаем проектные задачи. 4-5 класс. Исследование, творчество, сотрудничество. – Легион. 2012.


Просмотр содержимого презентации
«ГалузинаНД-презентация»

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому» Джордж Пойа

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому»

Джордж Пойа

ЙПРОЛДНГОЗЕРОБАЙКАЛЯЧС

ЙПРОЛДНГОЗЕРОБАЙКАЛЯЧС

Озеро Байкал

Озеро Байкал

Тема урока:  Решение проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!»

Тема урока: Решение проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!»

S = 31 500 км 2

S = 31 500 км 2

№ в порядке возрастания   9 Озеро (материк)   Каспийское море (Евразия) 8 Площадь водной поверхности 371 000 км  2 Верхнее (Сев.Америка) 7 82 414 км  2 Виктория (Африка) 6 5 Гурон (Сев. Америка) 69 485 км  2 59 600 км  2 Мичиган (Сев. Америка) 4 58 000 км  2 Танганьика (Африка) 2 34 000 км  2 Ньяса (Африка) 1 30 800 км  2 Большое Медвежье (Сев. Америка) 3 30 200 км  2 Байкал (Евразия) 31 500 км  2

в порядке

возрастания

 

9

Озеро (материк)

 

Каспийское море (Евразия)

8

Площадь водной поверхности

371 000 км  2

Верхнее (Сев.Америка)

7

82 414 км  2

Виктория (Африка)

6

5

Гурон (Сев. Америка)

69 485 км  2

59 600 км  2

Мичиган (Сев. Америка)

4

58 000 км  2

Танганьика (Африка)

2

34 000 км  2

Ньяса (Африка)

1

30 800 км  2

Большое Медвежье (Сев. Америка)

3

30 200 км  2

Байкал (Евразия)

31 500 км  2

В озере Байкал сосредоточена половина запасов всех пресных вод в России Большая часть запасов всей пресной воды в мире содержится в ледниках планеты В реках сосредоточена половина запасов всех пресных вод в России На планете Земля подземных пресных вод меньше, чем в реках и озёрах
  • В озере Байкал сосредоточена половина запасов всех пресных вод в России
  • Большая часть запасов всей пресной воды в мире содержится в ледниках планеты
  • В реках сосредоточена половина запасов всех пресных вод в России
  • На планете Земля подземных пресных вод меньше, чем в реках и озёрах

(неверно)

(неверно)

(неверно)

(верно)

Ходульные деревья

Ходульные деревья

Байкальская нерпа

Байкальская нерпа

Эпишура

Эпишура

Голомянка

Голомянка

Закончи высказывание:

Закончи высказывание:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Составить страничку для книги рекордов Гиннеса “Озеро Байкал в цифрах”
  • Придумать рекламный буклет и презентавать его ребятам


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!»

Автор: Галузина Наталья Дмитриевна

Дата: 04.11.2017

Номер свидетельства: 436687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Решение проектных задач в начальной школе (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(67) "rieshieniie-proiektnykh-zadach-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "112443"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408628396"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства