I.Организационный этап Цели: формирование готовности к выполнению учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим необычный урок. На нем присутствуют гости – учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Они будут сегодня не только смотреть на вашу работу, а тоже будут выполнять ваши задания. Слайд 1 -Прочитайте слова Джорджа Пойя: «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось самому открыть.» -Предположите какие цели мы перед собой поставим. | Высказывания учащихся | Личностные: воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |
II. Основная часть 1 этап: Постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей | Через полгода мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми. Мы живем на Урале. Многие уральцы любят отдыхать на теплом море. Но жители других российских городов и даже иностранцы часто едут отдыхать в Сибирь. - Как вы думаете, что привлекает их там? НРИОАПРООЗЕРОБАЙКАЛДО(Слайд 2) Верно. Это озеро Байкал (Слайд 3)
Действительно, это удивительное по красоте озеро – море. - Кто-то из вас уже побывал на Байкале? А кто хотел бы там побывать? Наш урок мы посвятим – озеру Байкал.(Слайд 4) - Так какова цель нашего урока.( Исследование озера Байкал). Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения об этом озере. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно озеро Байкал, а не другие интересные места страны и планеты. Свои рекламные тексты вы представите нашим гостям. Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника вашей группы, который и представить всем нам ваш рекламный текст, приглашающий посетить Байкал. | | Личностные: учиться уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
2 этап: Решение проектной задачи Цели: применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач; | Задание 1. Перед вами макет озера Байкал, выложенный из геометрических фигур. (Приложение 1) вычислите площадь данного макета, а затем пользуясь указанным масштабом, узнайте площадь водной поверхности озера.(Слайд 5-проверка) Соотнесите площадь озера Байкал с площадью других указанных озер и сделайте вывод о размере площади Байкала(Приложение 2).(Слайд 6-проверка) САМООЦЕНКА. Задание 2. Пользуясь таблицей (Приложение3) ответьте на следующие вопросы: сравните нескольких крупнейших озёр планеты (оз.Байкал, Оз.Таганьика, Оз. Верхнее и оз. Виктория). Сделайте вывод. *Почему при меньшей площади водной поверхности, объем водной массы в Байкале больше? САМООЦЕНКА.
Задание 3. Рассмотрите диаграмму и таблицу (Приложение 4). С помощью данных определите какие из высказываний будут верны, а какие нет.
В озерах сосредоточена больше всего пресной воды? (неверно) Подземные воды по запасам пресной воды занимают 2 место в России (верно) В озере Байкал находится больше всего пресной воды (верно) В озерах пресной воды сосредоточено больше, чем в подземных водах (неверно) САМООЦЕНКА. Задание 4. На Байкале чаще всего бывает солнечная погода. Солнечных дней здесь даже больше, чем на Чёрном море. А дней без солнца в году бывает всего около 50! Рассмотрите таблицу среднемесячных температур воды в озере Байкал (Приложение 5). Спланируйте, в каком месяце на Байкале можно не только позагорать, но и искупаться. (август) В каком месяце на Байкале можно совершить поездку на снегоходе или автомобиле по льду.(февраль, март) САМООЦЕНКА. Физкультминутка. Встаньте в группы по столько человек сколько у вас получится при решении цепочки примеров. 12х5:10+60х1-61=5 81:9х11+0х0+10=10 Задание 5 у каждой группы своё, будьте внимательны, слушайте своих товарищей. 1группа На озере Байкал есть уникальные деревья. Прочитайте текст. Рассмотрите фотографии необычных деревьев из разных уголков мира (Приложение 6). Слайд Расскажите, как на Байкале появились такие необычные деревья. Попробуйте определить, какие из них сделаны на Байкале.
2 группа Прочитайте текст. Обычно тюлени не живут в пресной воде, однако российское озеро Байкал стало домом для многих представителей этого семейства, популяцию которых назвали байкальскими тюленями. Остаётся тайной, как они появились в озере Байкал. Учёные не смогли дать ответ на этот вопрос. Согласно легенде, существует подземный канал, который соединяет озеро Байкал с океаном. Пользуясь картой (атлас с.15) узнай сколько километров пришлось проплыть тюленям, чтобы попасть в озеро Байкал? Не забывай о масштабе. Слайд 3 группа. Прочитайте текст. Эпишура это такой маленький вид рачков, размером 1,5 мм. Они съедают всё, что попадает в байкальской воде. Лишь выбросы целлюлозно-бумажного комбината оказались эпишуре по зубам. Они стали в этом районе погибать. Сейчас приостановлена работа комбината и они стали потихоньку возвращаться. Этот рачок за год около 10 раз пропускает через себя всю байкальскую воду Какой объём воды очистят рачки за полгода? (см. приложение 3)Слайд 4 группа. Прочитайте текст. В озере Байкал живут исключительной красоты рыбы голомянки. Они бледно-розового цвета, с отливающими всеми цветами радуги бликами. Тело их полупрозрачно. Сквозь хвостовую часть можно даже читать крупные буквы. В дневные часы они держаться на глубине 250-500 метров, а ночью поднимаются к поверхности 50-100 метров. Когда лучше всего ловить голомянку? Какой длины должна быть леска на спиннинге? Рассчитайте какой длины должна быть леска для группы рыбаков состоящих из 12 человек. САМООЦЕНКА. Слайд Задание 6. Просмотрите видео ролик и запомните эти факты. Пользуясь данными об озере Байкал, полученными вами из всех выполненных заданий, составьте небольшой рекламный текст, приглашающий туристов из разных городов России посетить озеро Байкал. | Обучающиеся в группах решают задачи, предложенные им. По окончании решения каждой задачи подводится промежуточный итог – коллективно проверяется выполнение задания. Фиксируются трудности,выясняются причины неудачи. | Личностные: учиться уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные: оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. |
3 этап: презентация работы (защита проекта | Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши приглашения всем присутствующим. (Один участник команды зачитывает составленный текст) - Есть ли у кого-то вопросы к выступающему? | | Личностные: учиться уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Регулятивные: оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. Познавательные: обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. |
5 этап: Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Вот и подошёл к концу наш урок. -Как вы думаете, достигли ли мы своей цели? Слайд Ребята, закончите, пожалуйста, следующие высказывания:
- Я думаю, что составляя приглашение для других посетить озеро Байкал, вы и сами захотели побывать там. Дома можете постараться убедить своих родителей с помощью ваших рекламных текстов посетить озеро Байкал и увидеть эту красоту воочию. | Формулируют ответы на вопросы учителя. Подводят итоги своей работы на уроке. Выполняют самооценку. | Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные: уметь сравнивать цель и результат. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |