kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение заданий по математике повышенного и высокого уровня сложности ГИА И ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение 12 заданий из сборников ГИА и ЕГЭ по математике. Урок подготовки к экзаменам в 11кл.

Укажите наименьшее значение   ?, при котором уравнение  имеет ровно один корень.

    Решение уравнений подобного рода сводится к нахождению корней числителя и исключения из их числа корней знаменателя. Ввиду этого уравнение может иметь ровно один корень в двух случаях:

1) если числитель имеет один корень, который не является корнем знаменателя;

2) числитель имеет 2 корня, но один из них является корнем знаменателя.

      В первом случае дискриминант числителя D = 1 - 4·?  должен быть равен 0, откуда получим   4·? = 1  и  ? = 0,25.

     Во втором случае дискриминант числителя должен быть положителен, но один из его корней должен равняться корню знаменателя:

2·x+3=0,

2·x=-3,

x=-1,5.

Применив к числителю теорему Виета (учитывая, что x1=-1,5), из соотношения x1+x2=1 получим x2=2,5. Из соотношения x1·x2 =? найдем   ?= -1,5·2,5 = -3,75.

Ответ: -3,75.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение заданий по математике повышенного и высокого уровня сложности ГИА И ЕГЭ »

ТЕМА:

«Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности ГИА И ЕГЭ»

(решение уравнений и упрощение выражений)



Иваненко Елены Александровны,

учителя математики и информатики

Заречненской ОШ І-ІІІступеней,

Джанкойского района


Пример 1. Решить уравнение , x≠, где n ϵ Ζ.

Для решения заданного тригонометрического уравнения можно использовать замену переменных. Это можно выполнить несколькими способами.

  1. Не выполняя никаких преобразований уравнения, обозначить, тогда

, так как

.

  1. Выразить через , привести все дроби к общему знаменателю и использовать основное тригонометрическое тождество Тогда







  1. Также можно выполнить преобразования, если использовать преобразования sin2x, а

  2. Кроме того, можно заметить, что заданное уравнение рассматривается как квадратное в зависимости от параметра а. Тогда его записываем так:


Его дискриминант .

При выполнении обратной замены для решения уравнения вида можно использовать разные способы: или замена , или выразить через и выполнить преобразования.

Решение. Если , тогда . Тогда заданное уравнение равносильно уравнению , то есть Отсюда .

Обратная замена даёт или .

При x≠, где n ϵ Ζ выполняем замену и получаем равносильное уравнение.

Для уравнения ,

,


Уравнение имеет корни тогда и только тогда, когда его дискриминант будет неотрицательным:


Тогда

+ +

-1 - 1


При этих значениях получаем Тогда



Для уравнения ,

,


Уравнение имеет корни тогда и только тогда, когда его дискриминант будет неотрицательным:

тогда

+ +

- -


При этих значениях получаем Тогда



Изобразим на оси параметра a особые точки (и определим, при каких значениях параметра можно пользоваться выделенными ответами:

-1 - 1






Ответ: 1) если , то


2) если , то

3) если , то корней нет.


Пример 2. Решить уравнение .

Решение. Тогда .

Если , то при любых значениях имеем корни

.

Если . Дальше решение разбиваем на два случая:

  • , то нет корней.

  • , то .

Для записи полученных ответов необходимо уточнить, при каких значениях а выполняются ограничения и Для этого решаем соответственные неравенства:

Если , тогда то есть.

Если , тогда или , то есть.

Чтобы сделать запись ответа более наглядным, изображаем ось параметра и отмечаем на ней все особенные значения параметра, которые получились в процессе решения.

-


По этому рисунку видно, что при ,1), а при , 1),2).

Ответ:1) при

2) при ,


Пример 3. log 22 х + log2 х - 2= 0

ОДЗ: х 0.

Пусть log2 х = у, получим

у2 + у – 2 = 0,

у = -1, у= 2.

Вернемся к переменной х:

Если у=-1, то log2 х = -1, х=

Если у=2, то log2 х = 2, х= 4.

0, значит х=– корень логарифмического уравнения

4 0. значит х=4 – корень логарифмического уравнения.

Ответ: 0,5; 4

Для решения другого типа логарифмических уравнений применяется метод логарифмирования.

Пример 4 . хlog3 x= 81.

Возьмем логарифмы по основанию 3 от обеих частей, получим:

log3х log3 x= log381, ОДЗ: х 0.

log3х log3х= 4

log 23х = 4

log3х = 2 или log3х = -2

х= 9, х=1/9

9 0, значит х=9 – корень логарифмического уравнения

0, значит х= – корень логарифмического уравнения.

Ответ: ; 9.

Пример 5. xlgx= x100

xlgx= x100

lgxlgx= lgx100

lgx ·lgx - 100 ·lgx = 0

lgx (lgx - 100) = 0

lgx=0, lgx – 100=0

x = 1 x=10100

Проверка.

10=1100, 10100=10100

Ответ: 1; 10100

Пример 7. lg10 + lg(271+)=2

lg10 + lg(271+)=2

lg(271+)=2-1

lg(271+)=1

lg(271+)=3

271+=1000

=729

= 36

=6, 2·x=36, x=18

Проверка.

lg10 + 1/3 lg(271+)=2, 2=2

Ответ: 18

Пример 8. 4 –lgx=3

4 –lgx=3

ОДЗ: x 0, x ≥ 1

lgx ≥ 0

= t, lgx = t2

t2 + 3·t – 4=0

t1 = -4, t2 = 1

= -4 – нет решений

= 1, lgx=1, x=10

Ответ: 10

Пример 9.При каких а уравнение имеет единственное решение 2 lg (x+1) = lg(x)

2 lg (x+1) = lg(x)

Решение: (х+1)2 = ·х, х2 + 2·х + 1 – ·х = 0, х2 + х ·(2-) + 1 = 0

х+1 0, х -1, х -1,

1 случай: D=0,


=0, =4;

х2 + х (2-) + 1 = 0

х2 -2х + 1 = 0

х=1 -1, Итак =4

2 случай: уравнение f(х)=0, где f(х)=х2 + х(2-) + 1 имеет два корня, удовлетворяющие двойному неравенству х1 2 f (-1)

Ответ:

Пример 10. При каких а уравнение имеет единственное решение 2 lg (x+4) = lg(x)


2 lg (x+4) = lg(x)

Решение: (х+4)2 = х, х2 + 8·х + 16 – х = 0, х2 + х ·(8-) + 16 = 0

х+4 0, х -4, х -4,

1 случай: уравнение имеет 1 корень

D=0,

=0, =16;

х2 + х· (8-) + 16 = 0

х2 -8·х + 16 = 0

х=4 -1, Итак =16

2 случай: уравнение f(х)=0, где f(х) = х2 + х (8-а) + 16 имеет два корня, удовлетворяющие двойному неравенству х1 2 f (-4)

Ответ: а


Пример 11. Решить уравнение

(5х + 1)2 + 2(5х + 1)(х2 + 1) + (х2 + 1)2 = 4,

записать в ответ сумму корней.


(5х + 1)2 + 2·(5х + 1)·(х2 + 1) + (х2 + 1)2 = 4.

Выполним замену: (5х + 1) = a и (х2 + 1) = b





Получим уравнение:

Отсюда: или

Обратная замена:







Найдем сумму корней:

Ответ:-10

Пример 12. Найдите значение выражения tg2 α + ctg2 α , если tg α - ctg α = 4.

Заданное равенство tg α - ctg α = 4 возведем в квадрат, получим:

(tg α - ctg α)2 = 16;

tg2 α - 2 tg α· ctg α + ctg2 α = 16,

учитывая, что tg α ·ctg α = 1, получим:

tg2 α - 2 + ctg2 α = 16,

tg2 α + ctg2 α = 16 + 2 = 18.

Ответ: 18.

Пример 13.Укажите наименьшее значение ɑ, при котором уравнение имеет ровно один корень.

Решение уравнений подобного рода сводится к нахождению корней числителя и исключения из их числа корней знаменателя. Ввиду этого уравнение может иметь ровно один корень в двух случаях:

1) если числитель имеет один корень, который не является корнем знаменателя;

2) числитель имеет 2 корня, но один из них является корнем знаменателя.

В первом случае дискриминант числителя D = 1 - 4·ɑ должен быть равен 0, откуда получим 4·ɑ = 1 и ɑ = 0,25.

Во втором случае дискриминант числителя должен быть положителен, но один из его корней должен равняться корню знаменателя:

2·x+3=0,

2·x=-3,

x=-1,5.

Применив к числителю теорему Виета (учитывая, что x1=-1,5), из соотношения x1+x2=1 получим x2=2,5. Из соотношения x1·x2 найдем ɑ= -1,5·2,5 = -3,75.

Ответ: -3,75.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Решение заданий по математике повышенного и высокого уровня сложности ГИА И ЕГЭ

Автор: Иваненко Елена Александровна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства