Решение задач с использованием модели пирамиды, план - конспект, 10 класс
Решение задач с использованием модели пирамиды, план - конспект, 10 класс
План - конспект урока - соревнования по геометрии в 10 классе (профильный уровень). Тип урока:урок обобщения. На уроке у учащихся формируются навыки конструирования и моделирования, понимание значимости теоретических знаний для решения практических задач. Вырабатывается навык теоретического обоснования всех этапов решения задач. Развивается пространственное мышление детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подведение итогов и информация о домашнем задании.
Подготовительный этап:
Формируются три команды по шесть человек во главе с капитаном-консультантом. Капитан должен: 1) проверить знание ответов на вопросы (приложение 1) каждым членом его команды; 2) наличие и правильность моделей; 3) организовать решение задач (приложение 2) по домашним моделям в группе. По необходимости капитан обращается за помощью к учителю.
Ход урока:
I. Организационный момент, мотивационная беседа (3 мин.).
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Мотивационная беседа
Учитель: Часто при решении стереометрических задач хочется взять в руки модель геометрического тела и представить себе воочию те или иные свойства призмы, пирамиды, конуса и т.д. И в то же время правильное изображение на плоскости позволяет понять, какую теорему необходимо применить на данном этапе решения. Вы сегодня будете работать и с моделью пирамиды и с ее плоским изображением – строить сечения, измерять и вычислять.
Учитель: Форма работы – групповая. Каждая команда за урок набирает баллы и получает соответствующую оценку. От 8 баллов – «5», от 6,5 до 7,5 баллов - «4», от 4 до 6 баллов – «3».
Учитель: Цель урока – обобщить ранее изученный теоретический материал и применять его при решении задач, связанных с пирамидой.
II. Работа в группах (7 мин.).
- Выбор модели по жребию.
- Обсуждение решения задач в командах.
- Построение сечений карандашом на моделях, необходимые измерения и вычисления.
III. Подготовка к презентации задач и фронтальный опрос (9 мин.).
По жребию выбираются задача и представитель команды, которую эту задачу представляет. Представитель чертит сечение на модели фломастером и готовит чертеж и решение на доске. При необходимости обращается за помощью к команде, за что снижаются баллы.
В это время учитель проводит фронтальный опрос: для каждой команды 5 вопросов
(см. приложение 1), за ответы на которые команда получает до 5-ти баллов. За ответ с первой попытки – 1 балл, со второй – 0,5 балла.
IV. Презентации решений задач и оппонирование (12 мин.).
На доске чертежи и решения для трех задач:
Построение сечения:
1)
2)
3)
Следовательно, .
- линейный искомого угла BPAD.
По теореме косинусов в ∆ MNK:
.
Определение проекции Р на основание.
апофема РН грани ВРС,
апофема РК грани АРВ,
НОВС в плоскости основания,
КОАВ в плоскости основания.
Следовательно, РО – высота пирамиды.
Построение сечения :
,
,
PN.
Следовательно,
и .
Построение сечения:
М – середина РВ,
|| , || , ||,
MF.
Следовательно, (MNK) ||(PCD) и
(FKN) || (PCD) MNKF – плоский
четырехугольник, искомое сечение.
Примерные вопросы для оппонирования (по два на каждую задачу):
-Почему нужно треугольное сечение?
-Формулировка теоремы косинусов.
-Что такое апофема?
-Все ли проекции апофем пересекутся в одной точке основания пирамиды?
-Может ли это сечение быть треугольным, пятиугольным?
-Свойство параллельных плоскостей, одна из которых пересечена прямой?
За решение и представление этого решения от 1 до 3 баллов, за вопрос при оппонировании и ответ на него – 1 балл.
V. Сообщение ученика о развертке пирамиды (6 мин.).
При изготовлении модели пирамиды мы столкнулись с трудностью построения правильной развертки. Если сначала построить четырехугольник и затем на его сторонах начертить 4 треугольника, вырезать, согнуть, то вряд ли получится пирамида.
Решение второй задачи помогло найти алгоритм построения правильной развертки:
-выбираем произвольную точку О внутри четырехугольника АВСD и опускаем из нее перпендикуляры к сторонам четырехугольника;
-на перпендикуляре к АВ берем точку Р1, к ВС точку Р2 так, чтобы Р1В равнялось Р2В;
-на перпендикуляре к СD берем точку Р3 так, чтобы СР3 равнялось СР2;
-на перпендикуляре к АD берем точку Р4 так, чтобы DР4 равнялось DР3;
Необходимо доказать, что Р4А равняется Р1А.
Доказательство.
Обозначим буквами О1,О2,О3,О4 точки пересечения перпендикуляров со сторонами четырехугольника. С помощью теоремы Пифагора получаем цепочку равенств:
Осталось доказать, что выражение в скобках равняется нулю и тогда АР4 =АР1.
Подведение итогов и информация о домашнем задании (3 мин.)
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Команды заработали баллы и получают оценки. Домашнее задание: Завершить доказательство задачи в сообщении ученика.
Учитель: Благодарю за работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Фронтальный опрос
Определение перпендикулярных прямой и плоскости.
Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Теорема о трех перпендикулярах.
Расстояние между точкой и плоскостью, между параллельными прямой и плоскостью, между параллельными плоскостями, между скрещивающимися прямыми.
Определение скрещивающихся прямых.
Признак скрещивающихся прямых.
Угол между прямой и плоскостью.
Определение двугранного угла.
Величина двугранного угла, определение линейного угла.
Признак перпендикулярности плоскостей.
Определение и признак параллельных плоскостей.
Свойство параллельных плоскостей.
Определение и признак параллельных прямой и плоскости.
Определение пирамиды, правильной пирамиды.
Определение сечения геометрического тела.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Задачи, решаемые с использованием модели пирамиды РАВСD
Найти величину двугранного угла ВРАD с помощью треугольного сечения, перпендикулярного ребру РА.
Определить проекцию вершины Р на плоскость основания пирамиды и построить сечение перпендикулярное основанию, проходящее через данную точку F.
Построить сечение параллельное грани РСD и проходящее через середину ребра РВ, найти периметр сечения.