Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме «Теорема Пифагора» в классе с учащимися с ОВЗ (8 класс)»
Тема урока: Решение задач по теме «Теорема Пифагора» в классе с учащимися с ОВЗ (8 класс)
Цель урока: направить деятельность учащихся на решение задач в использовании теоремы Пифагора в быту и применение теоремы Пифагора в нахождении площадей многоугольников
Тип урока: урок-закрепление, совершенствование и развитие знаний, умений и навыков
Задачи урока:
1) образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков;
2)развивающая: при работе на уроке учащихся познакомить с любопытными и историческими фактами из жизни с использованием теоремы Пифагора, развивая при этом познавательную активность, логическое мышление, память, умение применять ранее полученные знания в навыке решении задач, повысить интерес к предмету;
3)воспитательная: умение работать в группе и индивидуально, воспитать умение контактировать с одноклассниками, воспитание чувство честности к себе и другим, чувство ответственности, взаимопомощи
Участники: обучающиеся 8 класса
Цели:Развивающие:
Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Образовательные: 1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора
2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Предметные:
Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные : работа над понятием информация-знание
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия: Теорема Пифагора
Межпредметные связи: математика
Ресурсы: -Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др
- презентация к уроку
- пакет карточек с дидактическими заданиями
-для рефлексии разноцветные карточки со смайликами
Форма организации работы на уроке: групповая и индивидуальная работа.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Эпиграф урока: (мультимедийный проектор) Желаю работать, желаю трудиться, Желаю успехов сегодня добиться. Ведь в будущем всё это вам пригодится. И легче в дальнейшем вам будет учиться
Сообщение плана урока.
-На прошлом уроке мы выучили Теорему Пифагора Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: Как теорема Пифагора применяется в жизни? В каких сферах деятельности применяется теорема Пифагора?
2. Проверка домашнего задания
На перемене учитель просит двух учеников записать решение домашних задач для проверки. В начале урока прокомментировать решение.
Актуализация знаний учащихся. Тест.
(дети с ОВЗ так же выполняют данный тест, но им разрешается использовать учебник)
І вариант ІІ вариант
1.Выберите верное утверждение:
А)площадь прямоугольника равна произведению двух его параллельных сторон;
Б)площадь квадрата равна квадрату его сторон;
В)площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон
1.Выберите верное утверждение:
А) площадь квадрата равна сумме его сторон;
Б) площадь прямоугольника равна произведению двух его противолежащих сторон;
В)площадь прямоугольника равна произведению двух его соседних сторон
2.Закончите фразу: площадь ромба равна половине прозведению......
А)его сторон
Б)его стороны и высоты, проведенной к этой стороне
В)его диагоналей
2.Закончите фразу: площадь параллелограмма равна прозведению......
А)двух его соседних сторон
Б)его стороны на высоту, проведенную к этой стороне
В)двух его противолежащих сторон
3.По формуле S=аh a можно вычислить площадь:
А)параллелограмма
Б)треугольника
В)прямоугольника
3.По формуле S=d1d2:2 можно вычислить площадь:
А)параллелограмма
Б)треугольника
В)ромба
4.Площадь трапеции АВСД с основаниями АВ и СД и высотой ВН вычисляется по формуле:
А) S=АВ:2∙СД∙ ВH;
Б) S=(АВ+ВС):2∙ВH;
В) S==(АВ+СД):2∙ВH
4.Площадь трапеции АВСД с основаниями ВС и АД и высотой СH вычисляется по формуле:
А) S= СH∙(ВС+АД):2;
Б) S=(АВ+ВС):2∙СH;
В) S==(ВС+СД):2∙СH
5.Выберите верное утверждение:
Площадь прямоугольного треугольника равна:
а)половине произведения его стороны на какую-либо высоту;
б) половине произведения его катетов;
в) произведению его стороны на проведенную к ней высоту
5.Выберите верное утверждение:
Площадь треугольника равна:
а)половине произведения его сторон;
б) половине произведению его стороны на проведенную к ней высоту;
в) половине произведения двух его сторон
Правильный ответ:
1
2
3
4
5
І вариант
б
в
а
в
б
ІІ вариант
в
б
в
а
б
Проверка: взаимопроверка
самопроверка, оценку в тетради ставят карандашом
4. Работа по теме урока
Работа с учебником. (Работают все учащиеся класса вместе с «доской», включая детей с ОВЗ).
№490(а)
А)Дано:,АВ=ВС
ВК=8 см, АС=12 см
Найти: АВ, SАВС.
Решение: 1) ВК-высота и медиана в равнобедренном АВС треугольнике.
Рассмотрим, АК=12/2=6 см
По теореме Пифагора АВ2=ВК2+АК2=64+36=100, АВ АВ=10 (см)
І способ: 2) SАВС=*ВК*АС=*8*12=48 (см2 ) Ответ: 10см, 48 см2.
ІІ способ: 2) по формуле Герона р=
==6*4*2=48см2.
Учитель предлагает
5.Решение исторических задач: (один учащийся решает задачу у доски с пояснениями, все остальные решают в тетрадях)
Задача №1индийского математика
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
(1 фут 0,3 м)
Задача №2 из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти нужно.
ІV. Решение задач на готовых чертежах с использованием теоремы Пифагора и нахождения площадей фигур.
Например:
Найти площадь параллелограмма.
6.Физкультминутка (под музыку выполняют упражнения для глаз и на расслабление тела)
7. Самостоятельная работа по разноуровневым дидактическим карточкам.
Уровень А. (Дети с ОВЗ работают по карточкам с алгоритмом решения задач)
1.Дан прямоугольный треугольник АВС. Катеты равны 12 см и 16 см. Найти гипотенузу. (В процессе выполнения задания, учитель поясняет решение для данных учеников, проверяет правильность оформления задач, записи дано, найти, решение. Периодически подходит и отвечает на вопросы данных учащихся).
2. В прямоугольном треугольнике MPK один из катетов равен 6 см, а гипотенуза равна 10 см. Найти второй катет.(В данном задании предлагается попробовать свои силы самостоятельно).
Уровень В. 1. В прямоугольной трапеции основания равны 22 см и 6 см, а большая сторона – 20 см. Найдите площадь трапеции.
2. Диагональ квадрата равна 10 см. Найти площадь квадрата.
Уровень С. 1. Одна из сторон прямоугольника в 2 раза больше другой. Площадь равна 98 см ². Найти периметр прямоугольника.
2. Найдите площадь ромба, если сторона его равна 20 см, а диагонали относятся как 3 : 4.
8. Подведение итога урока
А где в жизни применяется теорема Пифагора? Необходима ли она в жизни?
9. Домашнее задание: № 502,503
10.Рефлексия: Прошу вас при помощи смайликов оцените своё эмоциональное состояние после проведённого урока. Смайлики на партах у учеников.
Заключение: на мультимедийном проекторе
"Да, путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет, Загадок больше, чем разгадок И поискам предела нет".