воспитывать взаимоуважение, стремление к взаимопомощи, взаимовыручке,
развивать навыки сотрудничества.
1. Организационный момент.
Герберт Спенсер, английский философ, говорил: «Дороги не те знания, которые накапливаются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
-Всегда ли удобно складывать числа с помощью числовой прямой?
-Что же нам с вами нужно в связи с этим сделать? Какова цель нашего сегодняшнего урока?
4. Открытие нового знания.
-Прежде чем мы научимся складывать отрицательные числа, рассмотрим несколько примеров.
1) 3+8= 3) -3+(-8)=
2) 2+7= 4) -2+(-7)=
-Выполните сложение в примере 1 устно, а в примере 3- при помощи числовой прямой.
-Обратите внимание на слагаемые 3 и -3 и 8 и -8. Чем они отличаются и что у этих слагаемых есть одинаковое? (Слагаемые отличаются знаком, одинаковы их модули.)
-Теперь посмотрим на ответы. Чем отличаются числа 11 и -11 и что у них одинаково?
(Аналогичный ответ.)
-Каким по знаку является результат при сложении положительных чисел? А при сложении отрицательных чисел?
Аналогичная работа проводится с примерами 2 и 4.
-Итак, что же мы делаем при сложении отрицательных чисел? (Складываем их модули.)
-Что делаем с полученным результатом? (Ставим перед ним знак «-».)
-Теперь откроем учебник и проверим, правы ли мы: прочитаем правило на с.176.
- Давайте вернемся к примеру, работу с которым мы не закончили.
-583+(-285)=-868
5. Первичное закрепление.
-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Итак, знания мы получили. Что нам осталось сделать теперь?
1) Коллективная работа.
Игра «Лото».
Учащиеся по очереди выходят к доске и достают из «барабана» две карточки, на каждой из которых написаны отрицательные числа. Нужно найти сумму чисел.
2) Работа в парах.
Игра «Крестики-нолики»
Учащиеся каждой пары по очереди выполняют сложение отрицательных чисел, контролируя друг друга. По окончании работы производится проверка (решение выводится на экран). Побеждает пара, допустившая наименьшее количество ошибок или не допустившая их совсем.
-17+(-42)+(-31)+(-15)+(-13)+(-24)+(-32)+(-19)
Ответы: 1)-59; 3)-105; 5)-142; 7)-193.
2)-90; 4)-118; 6)-174;
6. Физкультминутка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
№1 Найдите ошибки в данных примерах:
-27+(-14)= -41
-17+(-56)= 73
-3,4+(-2,1)=5,5
-7,3+(-9)= -8,2
№2 Поставьте вместо * знак «больше» или «меньше» так, чтобы получилось верное равенство.
а) -17+(-19)*-13+(-21) в) -8,8+(-0,9)*-7,4+(-1,8)
б) -32+(-23)*-15+(-44) г) )
Ответы : а)-36-59; в)-9,7
№3 Решите уравнения.
а) х-(-2,1)= -15,3
б)
в)
Ответы: а)-17,4; б) ; в)
8. Самостоятельная работа
-Сейчас вам предстоит оценить, на сколько вы хорошо натренировали свои умственные мышцы. Перед вами три варианта самостоятельной работы. Выберите и прорешайте тот, который, по вашему мнению, вам по силам.
Вариант 1.
а) -37+(-8); г)-9+(-237);
б) -9+(-15); д) -34+(-85);
в)-18+(-4); е)-101+(-284).
Вариант 2.
а) -1,7+(-4,8); г)-1,74+(-8,24);
б) -5,7+(-2,5); д) -2,38+(-4,83);
в)-8,9+(-4,3); е)-1,15+(-7,85).
Вариант 3.
а) ; г) ;
б) ; д) ;
в) ; е) .
По окончании работы учащиеся меняются тетрадями и производят проверку решений, используя ответы на экране.
9. Рефлексия.
-Какова цель нашего сегодняшнего урока?
-Достигли мы ее или нет?
-Как сложить два отрицательных числа?
-Каким будет по знаку результат сложения двух отрицательных чисел?
-Какие трудности у вас возникли при работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
10. Домашнее задание.
п. 32, №1045(а-г), 1047(б,в), 1048(б).
Творческое задание.
Подобрать 5 заданий для устного счёта по теме «Сложение отрицательных чисел»