Разработка интегрированного урока по теме "Многоугольники" для обучающихся 1 класса
Разработка интегрированного урока по теме "Многоугольники" для обучающихся 1 класса
Урок по данной теме проводится в первом классе первой четверти. Фактически это один из первых уроков в начальной школе, посвящённый изучению геометрического материала. Ему предшествуют уроки знакомства с пространственными и временными представлениями, с нумерацией чисел первого «пятка», уроки формирования представлений о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая», «отрезок», «ломаная линия», «звено ломаной», «вершины». Урок проводится с опорой на полученные учениками знания, а также на представления о форме предметов, накопленные детьми в дошкольный период
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока по теме "Многоугольники" для обучающихся 1 класса»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бершетская средняя школа»
Конспект интегрированного урока по теме «Многоугольники»
в1 классе (по предметам «Математика» и «Технология)
подготовила
учитель начальных классов
Галузина Наталья Дмитриевна
Бершеть
2015
Тема: Многоугольники.
Цели:
Образовательные:
учить различать и называть геометрические фигуры – треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник;
учить показывать углы, вершины и стороны многоугольников;
закреплять вычислительный навык увеличения (уменьшения) числа на 2,3;
Развивающие:
развивать математическую речь;
развивать умение устанавливать закономерности;
развивать внимание;
развивать логическое мышление;
развивать пространственное мышление.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению математики;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать аккуратность в ведении тетради;
воспитывать желание преодолевать трудности.
Здоровьесберегающие:
элиминация общего утомления;
снятие утомления глаз по методике В.Ф Базарного.
Формирование УУД
Личностные УУД:
принятие образца «хорошего ученика»;
формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке;
волевая саморегуляция;
прогнозирование уровня усвоения;
оценка;
коррекция.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
отвечать на простые вопросы учителя;
построение логической цепи рассуждений;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
использование индуктивного умозаключения.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать речь других;
взаимодействовать в паре.
1.
Самоопределение к деятельности.
1. Регулятивные УУД
Ролевая саморегуляция.
2. Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
3. Личностные УУД
Действия смыслообразования.
2.
Актуализация знаний
1. Познавательные УУД
Общеучебные (Закрепление знаний прямого и обратного счета; закрепление умений уменьшать и увеличивать число на несколько единиц; повторение понятий «предшествующий», «последующий», «между», «следует за»); построение логической цепи рассуждений.
2. Регулятивные УУД
Контроль, прогнозирование перед выполнением действий, волевая саморегуляция.
3.
Постановка учебной проблемы
1. Познавательные УУД
Постановка формулирования проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
4.
Сообщение темы урока
1. Познавательные
Формулирование познавательной цели; осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
2. Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли.
5.
Открытие нового знания
1. Познавательные УУД
Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; использование индуктивного умозаключения
2. Регулятивные УУД
Целепологание, планирование, прогнозирование.
3. Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
6.
Первичное закрепление изученного материала (взаимопроверка, самопроверка по ключу).
1.Познавательные УУД
Закрепление, анализ, синтез; умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
2.Регулятивные УУД
Контроль, коррекция, оценка.
7.
Самостоятельная работа
1.Познавательные УУД
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Для учителя: учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика для 1 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2006; рабочая тетрадь Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике. Ч.1. М.: Просвещение, 2006; видеопроектор, экран, компьютер, презентация «Многоугольники 1кл.», длинная указка, набор карточек с геометрическими фигурами для демонстрации, карточки для индивидуальной работы учащихся.
Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, цветные карандаши.
Ход урока.
Этап урока
Ход урока
1.Организация класса на работу. Психологический настрой.
Проверка готовности детей к уроку.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, помашите своему соседу ладошкой, а теперь гостям. Пожелайте друг другу хорошего настроения на весь урок.
-Теперь посмотрите на меня мне и тоже помашите. Я желаю вам всем хорошего настроения!
- Назовите число, которое следует за числом 3, 6, 4.
Карточка (- о-)
- Назовите число, которое стоит между числами 5 и 7, 4 и 6.
- Назовите "соседей" числа 8, 4.
Карточка (-мет-)
в) Игра «Какое число я задумала?» (работа с веерами)
– Я задумала число, прибавила к нему 1 и получила 5. Какое число я задумала? Как вы рассуждали?
– Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 5. Какое число я задумала?
– Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 5. Какое число я задумала?
Карточка (-рия-)
Составьте слово. Что получилось?
-Сегодня мы продолжим путешествие по огромной, интересной стране Геометрии. Там живут различные геометрические фигуры.
-Посмотрите внимательно на доску и назовите эти фигуры (Ответы детей.)
-Как вы думаете, можно ли их разделить на группы? (В одну группу фигуры, которые не имеют углов, а в другую – фигуры, имеющие углы.)
-Хорошо (учитель убирает три карточки с фигурами, которые дети отнесли к первой группе). А теперь на какие группы можно разделить оставшиеся фигуры? (Одна группа – незамкнутые ломаные линии, а другая – замкнутые.)
-Молодцы! С заданием справились!
3.Постановка задачи. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
(Учитель оставляет на доске карточки с изображением замкнутых ломаных линий.)
-Какие фигуры образуют замкнутые ломаные линии? (Треугольник, четырёхугольник.)
-Как можно назвать их одним словом? (Многоугольники.)
-Сегодня перед нами стоит задача ответить на вопрос: что общего у всех многоугольников?
4.Работа над новой темой. Предоставление ученику ориентировочной основы действий.
(Слайд № 1)
-Прочитайте тему урока. (Многоугольники.)
-Это название объединяет огромное количество разнообразных геометрических фигур. 8Рассмотрите многоугольники, назовите те из них, которые знаете. (Ответы детей.)
- Какая известная вам геометрическая фигура «рисует» каждый из них? (Замкнутая ломаная линия)
(Слайд № 2)
- Совершенно верно! Отвечая на вопрос «Что такое многоугольник?», мы можем сказать, что это замкнутая ломаная линия. 8
(Слайд № 3)
- Что общего у всех многоугольников? 8 Посмотрите на них. (Ответы детей. Учитель может задать наводящие вопросы.)
(Слайд №4) 8
Е.Г.:
- Молодцы, ребята! Хорошо разбираетесь в многоугольниках. Давайте попробуем выполнить практическую работу.
Практическая работа
Артём и Данил вырезают полученные фигуры.
У каждого ребенка на парте лежит лист бумаги.
У.: А остальныеберем лист и простой карандаш.
1,2 ряд ставим три точки в разных местах листа.
3 ряд : ставим 4 точки в разных местах листа.
Соединяем линиями все точки поочередно.
-Какой инструмент нам потребуется?( линейка)
Какая фигура получилась?
Д.: Треугольник (Четырехугольник)
- Вырежьте их.
-Помните о правилах работы с ножницами.
Полученные фигурки положите на край стола.
Н.Д.:
- Покажите, ребята, что у вас получилось?
- А кто знает, как называются части этих многоугольников?
Давайте проверим себя на слайде. (Слайд 4)
- Как называется выделенная часть четырёхугольника? (Стороной.) Правильно. И сколько таких сторон у него? (Четыре.) А у треугольника? (Три.)
-Как называется точка соединения сторон? (Вершина.)
8
- Посчитаем, сколько вершин у четырёхугольника.( Четыре.) А у треугольника? (Их три.)
-Как называется часть многоугольника между двумя сторонами, соединёнными одной вершиной? (Это угол.) 8 Сколько углов у четырёхугольника? (Четыре.) А у треугольника? (Три.) 8
- Так какие части есть у всех многоугольников? (Ответы детей.) Правильно. У всех многоугольников есть:
стороны;
вершины;
углы.
5. Физкультминутка.
-Я буду показывать вам многоугольники, а вы будете выполнять мою команду столько раз, сколько у этой фигуры названных мной частей:
◊ хлопайте в ладоши столько раз, сколько у этой фигуры вершин;
À приседайте столько раз, сколько у этой фигуры углов;
 повернитесь столько раз, сколько у этой фигуры сторон;
○ топайте ногами столько раз, сколько у этой фигуры сторон;
-Почему не выполняете задание? (Ответы детей.) Верно, это не многоугольник, т.к. образован не ломаной линией, а кривой. Продолжим работу.
6.Решение типовых задач.
(Слайд № 5)
- Давайте потренируемся показывать части многоугольников, посчитаем эти части. Начнём с синей фигуры.
-Сколько человек необходимо ,чтобы показать части многоугольника? (3)
(Один ученик выходит, показывает стороны, дети считают.) Сколько сторон? (Их 5.) 8.
(Ещё один ученик показывает вершины.) Сколько вершин? (Пять.) 8
(Снова выходит ученик и показывает углы. Углов тоже пять.) 8.
-Как называется эта фигура? 8 ( Пятиугольник.)
-Что можете сказать о количестве сторон, вершин и углов в многоугольнике? (Оно одинаково.)
(Работа с зелёной фигурой проводится аналогично.)
Примечание. Учитель помогает детям правильно встать около экрана, чтобы не заслонять его классу, обязательно помогает правильно показывать длинной указкой части многоугольников.
(Слайд № 6)
-Сделаем вывод о числе сторон, вершин и углов многоугольника. 88 (Ответы детей.)
7.Закрепление изученного материала.
- Поработайте в парах по заданию учебника (стр. 50). Рассмотрите многоугольники. Докажите, почему они так называются. А я пройду по классу, послушаю и посмотрю, как вы работаете.
- Поднимите руки те дети, кто может похвалить своего соседа. Вижу, что все молодцы.
8.Физкультминутка.
Е.Г.
- Ребята, кто это к нам заглянул?
- Из каких геометрических фигур состоит он? (ответы детей)
- Он пришёл, чтобы вы помогли ему построить новый дом, а пока…(Слайд № 7)
(Учитель предлагает детям выполнить зрительную гимнастику. Дети слушают музыку и следят за движениями объектов, при мигании моргают глазками.)
-А из какой сказки?
- Артём и Данил, строят дом, 1 ряд-траву, 2 ряд-солнце, 3 ряд-цветы.
- Посмотрите какая красивая аппликация получилась из многоугольников.
10.Самостоятельная работа.
-Молодцы! Отличная работа! Вы очень хорошо разобрались, что такое многоугольник .
Сможете самостоятельно выполнить задание №4 в рабочей тетради (стр. 20)?
Примечание. Ученикам, хорошо читающим и готовым справиться с более сложным заданием, предлагаются карточки для самостоятельной работы.
Закончи каждый рисунок так, чтобы получилась замкнутая ломаная, дорисовав одно звено ломаной. Раскрась все треугольники.
9. Закрепление изученного материала.
(Слайд № 8)
-Давайте повторим, все ли хорошо поняли, что такое многоугольники. Для этого распределим геометрические фигуры в две группы. В зелёную коробку будем складывать многоугольники, а в голубую - другие фигуры. Называйте фигуры, объясняйте свой выбор. (Учитель курсором или указкой указывает на фигуру и кликом мыши отправляет её в коробки.)
11.Итог урока. Рефлексивный анализ деятельности.
-Какое открытие сделали для себя на уроке? Что вы узнали сегодня?
Что удалось? Над чем надо работать?
Е.Г.: - А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек.
Зелёный - для меня тема была важной и интересной. У меня всё получилось.
Желтый – остались нерешённые вопросы
Красный – мне было трудно, у меня ничего не получилось
Дети выходят, опускают ладошку в краску и делают отпечаток на дереве.
12.Домашнее задание.
-Дома предлагаю вам найти различные многоугольники, которые нас окружают.
Прочитать сказку про треугольник и квадрат.
Спасибо за урок!
Для резервного времени
(подготовить фигуру и ножницы)
СКАЗКА ПРО ТРЕУГОЛЬНИК И ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший квадратный, добродушный, приятный. Младший- треугольник, вечно недовольный. Стал спрашивать Квадрат: «Почему ты злишься брат?». Тот кричит ему: смотри, ты полней меня и шире, у меня углов лишь три, у тебя же их четыре. Но Квадрат ответил: Брат, я же старше, я – Квадрат. И сказал еще нежней: «неизвестно кто важней!». Но настала ночь и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато, срезать старшему углы. Уходя, сказал: «приятных я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратным, а проснешься без углов!» Но наутро младший брат страшной мести был не рад. Поглядел он, нет квадрата, онемел, стоял без слов…. Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!
Отрезаю у квадрата углы.
- Сколько сторон у фигуры?
- Сколько углов?
- Сколько вершин?
- Как называют такую фигуру?
- Спасибо всем за урок. Молодцы!
Использованная литература
Фефилова Е.П., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике. 1 класс.-М.: ВАКО, 2006.
Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга1: Книга для учителя. – М. : Первое сентября, 2000.
Вострикова Е. А., Огольцова Н. Н. Мультимедийный урок в современной школе: интеграция педагогических и информационных технологий: монография. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Галич А. А. Презентация «Многоугольники». (http://cor.edu.27.ru/catalog/res/b45258dc-a9c7-267c-3d20-5e01d7f061e6/?fullView=1&from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&)
Галкина И. А. Электронная физминутка для глаз «Дом для поросёнка» ( http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616)