Действия учителя | Действия ученика |
Организационный момент |
1.Приветствие учеников. 2.Постановка целей урока. | Приветствие учителей. Подготовка к уроку. |
Актуализация знаний учащихся |
Сегодня на уроке мы узнаем как можно применить математические знания на уроках географии. Тема сегодняшнего урока: Решение математических задач при изучении экономико-географического положения Якутии. Что мы знаем о Якутии? А еще Якутия включает 33 района, 13 городов. Столица – Якутск. | Выступление ученика: Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке Евразии и занимает значительную часть Восточной Сибири России. Столица — г. Якутск. Омывается с севера двумя морями Северного Ледовитого океана: Лаптевых и Восточно-Сибирским. К ней относятся и острова, расположенные в этих морях; Новосибирские, Большой Бегичев, Медвежьи и другие меньших размеров. Чем больше по размерам территория, тем разнообразнее ландшафты, природные ресурсы и экологические ниши. А территория Якутии по размерам многократно превышает территории крупнейших европейских государств: Франции в 6 раз, Англии — в 13 раз, Болгарии — в 28 раз. Территория республики находится в глубине континента, и поэтому она редко подвергается непосредственному воздействию теплых атлантических воздушных масс. Это одна из многонациональных районов России, здесь проживает около 80 национальностей. Имеющих свою культуру и обычаи. А еще вот уже стало традицией, в республике проводятся международные игры «Дети Саха Азии», что конечно оказывает большую роль в развитии республики и привлечении детей к спорту. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. |
1. Дать описание ЭГП Якутии по плану (устный разбор): А теперь давайте дадим Экономико-географическое положение Якутии. Географическое положение (окраинное, центральное, пограничное). Соседи (районы России) Выход в море Транспортные пути (речные, морские, автомобильные, воздушные, железнодорожные) 2. Работа по карте. А теперь чтобы понять ЭГП Якутии нам необходимо заполнить таблицу . Вы уже распределены на группы, каждая группа будет выполнять свое задание. А потом мы проверим полученные данные путем самопроверки. Во время самопроверки в соответствующую колонку вам нужно поставить + или -. Итак, задание: Ответ: Якутск-Аляска: 4,5см=3735км Якутск-Москва: 7см=5810км Якутск-Токио: 4,5см=3735км Якутск-Каир: 9см=7470км Якутск-Пекин: 3см=2490км Якутск-Берлин: 9см=7470км Т.о. мы вычислили все расстояния. Дайте свое обоснование выбора именно этих стран по группам. Давайте сделаем вывод о Экономико- географическом положении Якутии: | Работают в группах: Делают описание ЭГП Якутии. Окраинное Граничит с Восточной Сибирью, входит в состав Дальнего Востока Имеет выход в моря: Лаптевых и Восточно-Сибирское Железная дорога доходит до Нижнего Бестяха. Действующая до Томмота. Автомобильные пути хорошо развиты только зимой. Летом больше пользуются речным видом транспорта. Воздушный транспорт дорогой, и самолеты летают в далеко лежащие районы раз в неделю. Заполняют таблицу используя линейку Масштаб (1:83 000 000); Первая группа: Якутск – США (Аляска) Якутск – Россия (Москва) Вторая группа: Якутск – Египет (Каир) Якутск – Япония (Токио) Третья группа: Якутск – Китай (Пекин) Измеряют расстояния между странами, вычисляют действительное расстояние на местности и находят стандартный вид числа. Выступление по группам Огромная удаленность Якутии от экономически развитых районов России, стран СНГ (Содружества Независимых Государств) и Европы Самые суровые природные условия Отсутствие развитой сети наземных дорог, дороговизна воздушных сообщений Удаленность редких населенных пунктов друг от друга создают большие трудности в проведении социально-экономических преобразований в республике. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решений задач. |
3. Изучение административной карты: А теперь давайте обратимся к административной карте Якутии, рассмотрим расположение некоторых улусов Республики. Давайте найдем и отметим на карте стрелками эти объекты (Мирнинский, Нюрбинский, Мегино-Кангаласский, Хангаласский, Вилюйский, г. Якутск). Ответьте пожалуйста, как вы думаете, что объединяет эти улусы? Выступление групп по трем улусам (Вилюйский, Нюрбинский, Мирнинский) Спасибо за презентации улусов, теперь мы с ними познакомились поближе. Давайте рассмотрим 3 улуса: Нюрбинский, Вилюйский и Мирнинский, поскольку до этих улусов можно добраться на самолете и автомобиле. Теперь посчитаем какие затраты будут при пользовании воздушным транспортом. Итак, задание: Сколько рублей будут стоить авиабилеты для группы из двух взрослых и семи школьников, если на покупку авиабилета школьникам предоставляется скидка 50%? Ответ: Нюрба-Якутск-63250руб. Вилюйск-Якутск-75625руб. Мирный-Якутск-73425руб. Теперь вычислим расходы автомобильным транспортом при использовании различных видов топлива. Задание: Какую сумму в рублях заплатит водитель, если выберет самый дешевый вариант? Т.о. мы узнали, что самое экономичное топливо – это газ. | Отмечают стрелками на карте по группам: (Вилюйский улус) с.Экюндю (Мегино-кангаласский улус) Сымах (Нюрбинский улус) с.Батара (Мирном) п.Чернышевский (Хангаласский улус) 1Жемкон (Якутск). В них расположены кадетские корпуса и школы Вычисляют затраты при пользовании воздушным транспортом. Вычисляют расходы автомобильным транспортом. |
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. |
Руководство школы приняло решение провести полевые сборы перечисленных школ и классов на территории УФСИН. Давайте попробуем решить несколько задач. Давайте решим следующую задачу: Из кадетской школы до полигона УФСИН ведут три дороги. Через п.Кирзавод едет грузовик со средней скоростью 30км/ч, п.Газпром едет автобус со средней скоростью 43км/ч. Третья дорога – без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней скоростью 64км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние в километрах между пунктами по дорогам. Все три машины одновременно выехали из кадетской школы. Какой автотранспорт доберется до полигона позже других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге. (Ответ: автобус-2,5ч.) Теперь вернемся к нашей карте и обратим внимание на палаточный городок. Он расположен в северо-восточном направлении. Давайте, посчитаем сколько палаток нам нужно разместить на территории, если: В школе есть двадцатиместные палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять на военно-полевые сборы, в котором участвуют 125 кадетов, 50 учащихся из других школ и 11 офицеров – воспитателей? (Ответ: 10 ) | Задание: В каком направлении от КПП находится штаб? (Северо-восточном) На каком участке лучше всего разместить футбольное поле для соревнований? (участок 3.) Какое расстояние от КПП до штаба? Решают задачу. Решают задачу. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. |
| 1. Выгодное ли ЭГП у Якутии? 2. Как повлияет на развитие Якутии постройка железной дороги? 3. Сегодня на уроке мы решали практические задачи, содержание которых находится в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по математике. И напоследок следующая задача: В 9 «а» классе учатся ребята, 5 из которых сдают экзамен по английскому языку , 7 учащихся – физику, а 2 – географию. Какова вероятность, что случайным образом выбранный девятиклассник из этого класса сдает физику? (Ответ:0,5) |
Постановка домашнего задания |
| Рассчитать расстояние и разницу во времени от ЯКШИ до кадетских школ и корпусов расположенных в городах: 1. Вологодская область г. Сокол 2. Ивановская область г.Иваново 3. Томская область г.Томск 4. Московская область г.Москва |
Давайте подведем итоги урока, ответив на вопросы Спасибо за урок | Что нового узнали на уроке? Оказывается, можно применять математические знания на уроках географии и военном деле. Понравился ли вам урок? |