Предмет | Математика |
Класс | 6 класс |
УМК | Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012. |
Тема урока | Определение подобных слагаемых |
Тип урока | Урок формирования новых знаний |
Цель урока | Ввести понятие подобных слагаемых; объяснить, что значит «привести подобные слагаемые»; развить логическое мышление, интерес к математике. |
Планируемые результаты | Обучающиеся научатся упрощать выражения и приводить подобные, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; формулировать новые определения; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Обучающиеся получат возможность научиться: различать виды работы упрощать выражения и раскрывать скобки. |
Задачи: | научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «подобные слагаемые», «привести подобные слагаемые», «раскрыть скобки». умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Методы: | по источникам знаний: словесный по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый |
Формы работы обучающихся | Фронтальная, индивидуальная. |
Организация деятельности обучающихся на уроке: | самостоятельно определяют цели урока; работая с учебником, самостоятельно формулируют определения таких понятий, как «подобные слагаемые». самостоятельно составляют алгоритм «приведение подобных слагаемых». ведут диалог, отвечают на вопросы; выполняют самостоятельно задания; оценивают себя и друг друга; рефлектируют. |
Необходимое учебное оборудование | Компьютер, проектор, экран, учебники по математике 6 класса, раздаточный материал (карточки с домашним заданием, лист самооценки, карточки для физминутки ), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, тест выполненный в тестовой оболочке MyTest, нетбуки для каждого ученика. |
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формирование УУД |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Организационный Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Слайд 1) – Пусть эпиграфом к нашему уроку будут слова советского математика Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто занимается математикой, тот тренирует свой мозг, волю, упорство в достижении цели». И мне хотелось, что бы цели нашего урока были достигнуты. И так, вперёд к цели! Давайте пожелаем друг другу успешной работы! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Желают друг другу успешной работы. | Умение выделять нравственный аспект поведения. | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово. -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнём мы наш урок с математического диктанта. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставьте место для темы урока Математический диктант (работа по карточкам – взаимопроверка) Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. На доске ответы -Поднимите руки, те, кто выполнил менее 3 заданий, 4 задания, 5 ,а кто справился со всеми заданиями? -Какое задание у вас вызвало затруднение? А почему? | Открывают тетради, записывают число и тему урока. Решают примеры математического диктанта (Слайды 2) Выставляют отметку в лист самооценки. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | Самоопределение | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. |
Формулирование темы урока, постановка цели, задач урока Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока | Организует беседу, которая помогает обучающимся прогнозировать тему урока и сформулировать цель - Сегодня на уроке, мы с вами, научимся упрощать такие выражения. И тема нашего урока « Подобные слагаемые» (формулирует учитель) -Исходя из названия темы, давайте сформулируем цели урока. -Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить? -Где можно узнать информацию по данной теме? -Также информацию можно найти в электронном справочнике, расположенном на школьном сайте, и специальных математических словарях (демонстрирует математические словари) | Определяют тему урока и цель урока. (Слайды 3) Записывают в тетради тему урока. формулируют цели урока. -Сегодня на уроке мы выясним, какие слагаемые называются подобными, будем учиться находить подобные слагаемые и складывать (приводить) их. внимательно слушать учителя; делать необходимые записи в тетрадях быть активными. Называют источники информации: учебник, учитель | Самоопределение | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. целеполагание, постановка учебных целей и задач. | Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели. |
Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми новой темы | Формулирует вопросы. Какие слагаемые называют подобными? Что значит привести подобные слагаемые? Корректирует ответы учеников. -Как вы думаете, что значит ПОДОБНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ? Может, кто-то раньше слышал такое словосочетание? -А сейчас давайте проверим, правильные ли были ваши определения. -Откройте учебник на с. 224 прочитайте определение. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы учителя, в ходе ответа на которые делают необходимый вывод о подобных слагаемых, формулируют определения понятия подобных слагаемых. -похожие (предлагают свои варианты) Открывают учебник, один ученик читает вслух определение. | Самоопределение. Смыслообразование | Планирование, прогнозирование | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. |
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Направляет работу обучающихся, задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение. Самостоятельная работа и самопроверка -Посмотрите на доску -Перед вами задача (Слайд 4) Как решить эту задачу? Что нужно сделать? -Можем ли мы конфеты складывать с абрикосами? - А сейчас вернёмся к последнему заданию математического диктанта. Что вы заметили? Конфеты обозначим буквой к, абрикосы буквой а (6к+4а+2к+5а-3к-2а=) - Как можно выделить подобные слагаемые? -Чтобы не пропустить ни одного подобного слагаемого будем подчёркивать их разными чертами. - Как вы думаете, что значит привести подобные слагаемые? -Составьте алгоритм (Слайд 5) Чтобы сложить (или привести) подобные слагаемые, нужно: - Подчеркнуть подобные слагаемые. - сложить их коэффициенты; - полученное число умножить на общую буквенную часть. - А сейчас попробуем найти подобные слагаемые, собрав их в группы (на доске магнитные карточки со слагаемыми). Желающие в количестве 5 человек приглашаются к доске. | Решают задания из презентации. Работают в паре. Отвечают на вопросы: В чём заключается смысл понятий раскрыть скобки и сложить подобные слагаемые? Решают самостоятельно задания из презентации. -нет, конфеты с конфетами, абрикосы с абрикосами Высказывают свои предположения Предлагают свои варианты -Выделить и сложить подобные слагаемые составляют алгоритма Выходят к доске и собирают подобные слагаемые (пять групп подобных слагаемых и остаётся одна карточка лишняя, которая не относится ни к одной группе). Объясняют почему они создали такие группы. | Ориентация в межличностных отношениях. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, саморегуляция. | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре. Коллективное обсуждение проблем | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Проведение аналогии на основе аргументации. |
Физкультминутка | (Слайд 6) - Давайте немножко отдохнем и разомнем наше уставшее от сидячей работы тело | | | | | |
Первичная проверка понимания | Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении практических заданий. Далее организует коллективное обсуждение выполнения практических заданий. Самостоятельная работа и проверка с доской -А сейчас мы с вами будем приводить подобные слагаемые. Давайте ещё раз проговорим алгоритм, который составили. -Посмотрите на доску. -Кто хочет выполнить задание у доски вместе со мной. (Слайд 7) Приведите подобные слагаемые: -3а + 6а – 9b = 3a-9b 7ab – 3ab + 2ab =6ab (первые 2 решают вместе) -8c + 3b + 8c =3b -4а+3b-a-2b=-5a+b - Кому не понятно, как приводить подобные слагаемые? (если есть такие ребята ещё раз проговорить алгоритм). -Поставьте количество выполненных заданий в лист самооценки. 3(b-5)-(а-3b)=3b-15-а+3b=6b-a-15. -Чем последнее выражение отличается от остальных? -Что нужно сделать, что бы упростить данное выражение? - Подобные выражения мы будем решать на следующем уроке | Обучающиеся выполняют в парах практические задания на упрощение выражений. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Далее вступают в коллективное обсуждение. Решают самостоятельно задания из презентации. Проверяют с доской. Проговаривают алгоритм Желающие по очереди выходит к доске и совместно с учителем решают два задания, а остальные работают в тетради. решают самостоятельно, два ученика за закрытой доской Ставят количество правильно выполненных заданий в лист самооценки. - со скобками, труднее Проговаривают только алгоритм решения | Самоопределение, смыслообразование | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, управление поведением партнёра, контроль, саморегуляция. | Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. | Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении практических заданий. Далее организует коллективное обсуждение выполнения практических заданий. -Давайте теперь решим задания из учебника стр 225 №1282, №1283 | Решают у доски и самостоятельно в тетрадях | Самоопределение, смыслообразование | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, контроль, саморегуляция. | Поддержание мотивации учебной деятельности. | Анализ и синтез объектов |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. - Ребята давайте сделаем выводы по нашему уроку ответив на вопросы. Отвечают на вопросы (Слайд 8) - Какие слагаемые называются подобными? - Что значит привести подобные слагаемые? - Чем могут отличаться друг от друга подобные слагаемые? | Отвечают на поставленные вопросы. | Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся | Контроль полученного результата, коррекция полученного результата. | Участие в коллективном обсуждении проблем. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | – Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд 9) – Мы достигли поставленной цели? -Ребята я хотела, чтобы каждый из вас высказался о своих успеха на уроке. Запишите домашнее задание: карточка. Обратите внимание, что карточки трех уровней СПАСИБО ЗА УРОК! | Отвечают на вопросы -Сегодня на уроке мы выясним, какие слагаемые называются подобными, будем учиться находить подобные слагаемые и складывать (приводить) их. | Смыслообразование | | Оценка своей деятельности | |