Задачи урока: Образовательные: Способствовать актуализации и закреплению ЗУН, по применению признаков делимости. Формирование понятия признака делимости. Развивающие: Развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности. Развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке. Развитие интереса учащихся к изучению математики через инновационные технологии. Воспитательные: Привитие интереса к предмету. Воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки. Способствовать развитию устойчивого интереса к математике через обучение с применением информационных технологий.
Технологии обучения: здоровьесберегающие и информационные технологии: создание благоприятных условий на уроке, эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни. Использование ИКТ на данном уроке способствует: решению всех задач урока, повышению познавательной активности учащихся, повышению интенсификации темпа урока, увеличению объема выполненной работы.
Формирование УУД. Личностные УУД: помнить, что каждый ребенок – индивидуален, помочь раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения, учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
Познавательные УУД: учить мыслить системно, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться, учить ребенка применять свои знания, развивать творческое мышление через познавательные и творческие задачи. Использовать схемы, задания с самопроверкой, взаимопроверкой, чтобы обеспечить усвоение темы.
Коммуникативные УУД: учите ребенка высказывать свои мысли через различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала, организуя групповую работу, работу в парах, изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД: учить ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по теме урока, учить контролировать свою работу на уроке, адекватно оценивать выполненную работу, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, учить видеть и исправлять ошибки.
Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Содержание урока
Актуализация.
Сегодня на уроке математики продолжим изучение темы «Делимость чисел». Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы.
Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании проекта «Делимость чисел в жизни человека». Исследовать, как признаки делимости помогает развитию вычислительных навыков, помогает в жизни при выполнении расчетов, при решении прикладных заданий.
Развитие торговли и мореплавания требовало умения во времени и пространстве: знать сроки смены времён года, определять своё местонахождение по карте, измерять расстояния и углы находить направление движения. Наблюдения за солнцем, луной, звездами и изучение законов взаимного расположения в пространстве прямых и плоскостей позволили решать эти задачи и дать начало новой науке - астрономии.
При строительстве даже самых примитивных сооружений необходимо уметь рассчитывать, сколько материала пойдёт на постройку, вычислять расстояния между точками в пространстве и углы между прямыми плоскостями, знать свойства простейших геометрических фигур. Так, египетские пирамиды, сооруженные за 2-3 тысячи лет до н. э., поражают точность своих метрических соотношений, доказывая, что их строители знали многие геометрические положения и расчёты.
Эти практические вопросы привели к созданию теории делимости чисел. Общая теория делимости появилась в 399 году до н. э. и принадлежит Теэтету. Евклид посвятил ей книгу VII и часть книги IX «Начал». В основе теории лежит алгоритм Евклида для нахождения общего наибольшего делителя двух чисел. Следствием алгоритма является возможность разложения любого числа на простые сомножители, а также единственность такого разложения. Закон однозначности разложения на простые множители является основой арифметики целых чисел.
Слово предоставляется группе «историков».
Дети рассказывают о Евклиде и его алгоритме, Эратосфене, решете Эратосфена, свойствах чисел.
Группа «теоретиков».
Обобщает теоретический материал по данной теме: Простые и составные числа, НОД, разложение на простые множители.
Группа «практиков-математиков» .
Предлагает решить задачи:
1.В библиотеку привезли учебники: по математике 24 штуки, по истории 36 и по географии 48. Какое наибольшее количество комплектов можно составить из этих книг так, чтобы в каждом было одинаковое количество книг по математике, истории и географии. По сколько книг будет в каждом комплекте?
Решение: НОД (24, 36, 48)= 12
12 комплектов
По математике 2, по истории 3, по географии.
2. Какое наибольшее число одинаковых комплектов можно составить из елочных игрушек, если имеется 12 зайцев, 24 лисицы, 16 морковок, 48 яблок?
НОД (12, 24, 16, 48)=4
3. Какое наибольшее число одинаковых подарков можно составить из 320 орехов,
240 конфет и 200 пряников? Сколько конфет, орехов и пряников будет в каждом подарке?
НОД (320, 240, 200)=40
8 орехов, 6 конфет, 5 пряников.
Задача из ЕГЭ
Какое наибольшее число одинаковых подарков можно составить из 320 орехов, 240 конфет и 200 пряников? Сколько конфет, орехов и пряников будет в каждом подарке?
НОД (320, 240, 200)=40
8 орехов, 6 конфет, 5 пряников
3. Сырок стоит 7 руб. 10 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 80 рублей? Ответ:11шт
Решение: Сначала переведем 7р. 10 к. в рубли- это 7,1 рублей. Чтобы узнать, сколько можно купить на 80 р. нужно: 80 разделить на 7,1 получим , что целых сырков можно купить 11 шт и останется 1,9 рублей сдачи. Ответ: 11.
Задача из ГИА
На молочном заводе пакеты молока упаковывают по 12 штук в коробку, причём в каждой коробке все пакеты одинаковые. В партии молока, отправляемой в магазин ”Уголок”, коробок с полуторалитровыми пакетами молока втрое меньше, чем коробок с литровыми пакетами. Сколько литров молока в этой партии, если коробок с литровыми пакетами молока 45.
Решение:1) 45*12=540(л)-молока в литровых пакетах
2)45:3=15(к)-молока с полуторалитровыми пакетами
3)12*15=180(л)-молока с полуторалитровыми пакетами
4)540+180=720(л)-молока всего
Задача из «Кенгуру»
(Кенгуру-1998). Каков остаток от деления 1997-значного числа 100…00 на 15?
Решение. Попробуем начать делить число 100…00 на 15. Очевидно, что в результате деления остаток будет равен 10.
Ответ. 10.
Группа «информатиков» собирает материал каждой группы и объединяет в один проект (презентацию).
Представление продукта совместной деятельности.
Анализ результатов, подведение итогов, выставление оценок.