kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка спецкурса по математике: "Избранные вопросы в математике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе указаны основные разделы учебной дисциплины, неоходимые для дополнительного изучения и подготовки к ГИА и ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка спецкурса по математике: "Избранные вопросы в математике"»

МИНИСТЕРСТВО образования, науки и молодежной политики забайкальского края

государственное Профессиональное образовательное учереждение

«Кокуйское общепрофессиональное училище»

Сретенского района, пгт.Кокуй



Утверждаю:

Завуч

Дружинина Т.П. _________________


«____»__________ 2016 г.






Программа спецкурса по математике для 1—2 курса по теме "Избранные вопросы математики"

для профессий: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»,

19.01.17 «Повар, кондитер».




Подготовила: преподаватель математики

первой квалификационной категории

Козлова Юлия Григорьевна

Кокуй 2016г. Пояснительная записка

Цели обучения математике в образовательном учреждении определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В образовательном учреждении математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в училище:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основная задача обучения математике в училище заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Занятия курса призваны помочь учащемуся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.

В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.

Включение дополнительных вопросов преследует две цели:

  • создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;

  • восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.

Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Для поддержания и развития интереса к предмету в программу включены занимательные задачи, сведения из истории математики.

Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – М.: Просвещение, 2013.

Цель программы:

  • создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начала анализа 1-2-х курсов.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;

  • систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые на уроках математики и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;

  • развивать математические способности учащихся;

  • способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Срок реализации программы – 2 года.

Содержание программы 1 курс

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Рациональные уравнения и неравенства

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу.
Корень многочлена.

Решение текстовых задач

Задачи на проценты.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на совместную работу.
Разные задачи.

Корень степени n

Функция у = х и ее график.

Логарифмы

Десятичные логарифмы.
Степенные функции.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Показательные и логарифмические неравенства.
Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.
Графический способ решения уравнений и неравенств.

Синус и косинус угла

Примеры использования арксинуса и арккосинуса.
Формулы для арксинуса и арккосинуса.

Тангенс и котангенс угла

Примеры использования арктангенса и арккотангенса.
Формулы для арктангенса и арккотангенса.

Тригонометрические уравнения и неравенства

Тригонометрические уравнения.
Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Тригонометрические неравенства.
Уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром.

Элементы теории вероятностей

Математическое ожидание.
Сложный опыт.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.

Учебно-тематический план 1 курс

Наименование раздела, темы

Количество часов по теме

Рациональные уравнения. Неравенства.
Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу.
Корень многочлена.

3/6
1/2
1/2
1/2

Решение текстовых задач.
Задачи на проценты.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на совместную работу.
Разные задачи.

6/12
1/2
1/2
1/2
3/6

Корень степени n.
Функция у = х и ее график.

2/4
2/4

Логарифмы.
Десятичные логарифмы.
Степенные функции.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

2/4
1/2
1/2
4/8

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Показательные и логарифмические неравенства.
Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.
Графический способ решения уравнений и неравенств.

6/12
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2

Синус и косинус угла.
Примеры использования арксинуса и арккосинуса.
Формулы для арксинуса и арккосинуса.

2/4
1/2
1/2

Тангенс и котангенс угла.
Примеры использования арктангенса и арккотангенса.
Формулы для арктангенса и арккотангенса.

2/4
1/2
1/2

Тригонометрические уравнения и неравенства.
Тригонометрические уравнения.
Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Тригонометрические неравенства.
Уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром.

5/10
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2

Элементы теории вероятностей.
Математическое ожидание.
Сложный опыт.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.

3/6
1/2
1/2
1/2

Итого

35 часов/70 часов

Содержание программы 2 курс

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Функции и их графики

Основные способы преобразования графиков. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Разрывные функции.

Производная

Непрерывность функций, имеющих производную. Дифференциал. Производная сложных функций. Производная обратной функции.

Применение производной

Теоремы о среднем. Производные высших порядков. Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота. Формула и ряд Тейлора.

Первообразная и интеграл

Замена переменной. Интегрирование по частям. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. Понятие дифференциального уравнения. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств

Уравнения с дополнительными условиями. Неравенства с дополнительными условиями. Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций. Использование областей существования функций. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса. Использование числовых неравенств. Использование производной для решения уравнений и неравенств. Уравнения с параметром. Неравенства с параметром.

Учебно-тематический план 2 курс

Название раздела, темы

Количество часов по теме

Функции и их графики
Основные способы преобразования графиков
Графики функций, связанных с модулем
Графики сложных функций
Разрывные функции
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

5/10
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2

Производная
Непрерывность функций, имеющих производную
Дифференциал. Дифференциальные уравнения
Производная сложных функций
Производная обратной функции
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

5/10
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2

Применение производной
Теоремы о среднем
Производные высших порядков
Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота
Формула и ряд Тейлора
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

5/10
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2

Первообразная и интеграл
Замена переменной
Интегрирование по частям
Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах
Понятие дифференциального уравнения
Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

6/12
1/2
1/2
1/2

1/2
1/2
1/2

Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств
Уравнения с дополнительными условиями
Неравенства с дополнительными условиями
Уравнения и неравенства с модулями
Метод интервалов для непрерывных функций
Использование областей существования функций
Использование неотрицательности функций
Использование ограниченности функций
Использование свойств синуса и косинуса
Использование числовых неравенств
Использование производной для решения уравнений и неравенств Уравнения с параметром
Неравенства с параметром
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

13/26
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2

Итого

34 часа/68 часов

Требования к математической подготовке студентов

В результате изучения данного курса студенты должны

знать:

  • основные приемы решений рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;

  • правила преобразований выражений, графиков функций;

  • способы решения текстовых и других задач;

  • четко основные определения, формулы и свойства;

уметь:

  • выполнять тождественные преобразования рациональных, логарифмических, тригонометрических и других выражений;

  • строить графики элементарных и более сложных функций;

  • решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса;

  • применять аппарат математического анализа к решению задач;

Формы, методы, способы и средства реализации программы

  • привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовлению наглядного, дидактического, раздаточного материала, подготовке презентаций;

  • использование на занятиях игровых моментов: конкурсов, математических боев, КВН и др.;

  • изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы;

  • использование компьютерных, тестовых и других технологий;

Учебно-методическое обеспечение программы

  • специальная справочная литература;

  • методическая литература;

  • дидактический и раздаточный материал;









Список литературы по программе:

  1. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Алгебраический тренажер. «Илекса» «Гимназия», Москва-Харьков, 2011.

  2. Р.Б.Райхмист. Графики функций. Задачи и упражнения. «Школа-пресс», Москва, 2010.

  3. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства с параметрами. «Просвещение», Москва, 2009г..

  4. И.Т.Бородуля. Тригонометрические уравнения и неравенства. «Просвещение», Москва, 2010г..

  5. А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Разноуровневые дидактические материалы.

  6. С.В.Кравцов и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных.

  7. М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений.

  8. М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Неравенства и системы неравенств.

  9. В.А.Гольдич. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. Школьная программа.

  10. В.Г.Брагин, А.И.Грабовский. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Алгебра. Геометрия.

  11. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа, «Просвещение», 2010г..

  12. В.С.Крамор, А.А.Михайлов. Тригонометрические функции, «Просвещение», 1983.

  13. А.Мерзляк и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу. 8-11 кл. «АСТ-ПРЕСС: Магистр-S», 2012г..

  14. Л.О.Денищева и др. Учимся решать уравнения и неравенства. 10-11кл.

  15. М.И.Башмаков и др. Задачи по математике. Алгебра и анализ.

  16. Б.Г.Зив. Тесты по алгебре и началам анализа. 10-11кл.

  17. Р.Д.Лукин и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа..

  18. Г.Г.Левитас. Карточки для коррекции знаний по алгебре. 10-11кл.

  19. Е.С.Канин и др. Упражнения по началам математического анализа в 10-11кл.

  20. И.Т.Бородуля. Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка спецкурса по математике: "Избранные вопросы в математике"

Автор: Козлова Юлия Григорьевна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
1880 руб.
2350 руб.
1550 руб.
1940 руб.
1700 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства