Программа спецкурса по математике для 1—2 курса по теме "Избранные вопросы математики"
для профессий: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»,
19.01.17 «Повар, кондитер».
Подготовила: преподаватель математики
первой квалификационной категории
Козлова Юлия Григорьевна
Кокуй 2016г. Пояснительная записка
Цели обучения математике в образовательном учреждении определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В образовательном учреждении математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в училище:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основная задача обучения математике в училище заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Занятия курса призваны помочь учащемуся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.
В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.
Включение дополнительных вопросов преследует две цели:
создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;
восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.
Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к предмету в программу включены занимательные задачи, сведения из истории математики.
Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – М.: Просвещение, 2013.
Цель программы:
создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начала анализа 1-2-х курсов.
Задачи программы:
формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;
систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые на уроках математики и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;
развивать математические способности учащихся;
способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Срок реализации программы – 2 года.
Содержание программы 1 курс
Название раздела, темы
Теоретический раздел программы
Рациональные уравнения и неравенства
Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. Корень многочлена.
Решение текстовых задач
Задачи на проценты. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на совместную работу. Разные задачи.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Уравнения с модулем. Уравнения с параметром. Показательные и логарифмические неравенства. Неравенства с модулем. Неравенства с параметром. Графический способ решения уравнений и неравенств.
Синус и косинус угла
Примеры использования арксинуса и арккосинуса. Формулы для арксинуса и арккосинуса.
Тангенс и котангенс угла
Примеры использования арктангенса и арккотангенса. Формулы для арктангенса и арккотангенса.
Тригонометрические уравнения и неравенства
Тригонометрические уравнения. Замена неизвестного t = sin x + cos x. Тригонометрические неравенства. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с параметром.
Элементы теории вероятностей
Математическое ожидание. Сложный опыт. Формула Бернулли. Закон больших чисел.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Уравнения с модулем. Уравнения с параметром. Показательные и логарифмические неравенства. Неравенства с модулем. Неравенства с параметром. Графический способ решения уравнений и неравенств.
6/12 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2
Синус и косинус угла. Примеры использования арксинуса и арккосинуса. Формулы для арксинуса и арккосинуса.
2/4 1/2 1/2
Тангенс и котангенс угла. Примеры использования арктангенса и арккотангенса. Формулы для арктангенса и арккотангенса.
2/4 1/2 1/2
Тригонометрические уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения. Замена неизвестного t = sin x + cos x. Тригонометрические неравенства. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с параметром.
5/10 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2
Элементы теории вероятностей. Математическое ожидание. Сложный опыт. Формула Бернулли. Закон больших чисел.
3/6 1/2 1/2 1/2
Итого
35 часов/70 часов
Содержание программы 2 курс
Название раздела, темы
Теоретический раздел программы
Функции и их графики
Основные способы преобразования графиков. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Разрывные функции.
Производная
Непрерывность функций, имеющих производную. Дифференциал. Производная сложных функций. Производная обратной функции.
Применение производной
Теоремы о среднем. Производные высших порядков. Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота. Формула и ряд Тейлора.
Первообразная и интеграл
Замена переменной. Интегрирование по частям. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. Понятие дифференциального уравнения. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.
Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств
Уравнения с дополнительными условиями. Неравенства с дополнительными условиями. Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций. Использование областей существования функций. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса. Использование числовых неравенств. Использование производной для решения уравнений и неравенств. Уравнения с параметром. Неравенства с параметром.
Учебно-тематический план 2 курс
Название раздела, темы
Количество часов по теме
Функции и их графики Основные способы преобразования графиков Графики функций, связанных с модулем Графики сложных функций Разрывные функции Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ
5/10 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2
Производная Непрерывность функций, имеющих производную Дифференциал. Дифференциальные уравнения Производная сложных функций Производная обратной функции Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ
5/10 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2
Применение производной Теоремы о среднем Производные высших порядков Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота Формула и ряд Тейлора Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ
5/10 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2
Первообразная и интеграл Замена переменной Интегрирование по частям Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах Понятие дифференциального уравнения Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ
6/12 1/2 1/2 1/2
1/2 1/2 1/2
Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств Уравнения с дополнительными условиями Неравенства с дополнительными условиями Уравнения и неравенства с модулями Метод интервалов для непрерывных функций Использование областей существования функций Использование неотрицательности функций Использование ограниченности функций Использование свойств синуса и косинуса Использование числовых неравенств Использование производной для решения уравнений и неравенств Уравнения с параметром Неравенства с параметром Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ