Урок по математике во 2 классе
по УМК «Начальная школа XXI века»
учителя начальных классов
МОУ «Гимназия №17» г.о. Электросталь
Загребиной Елены Валентиновны
Тема: «Умножение на 4».
«Дважды два – четыре. Это всем известно в целом мире! А 4х4? »
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цель: составить таблицу умножения на 4 и найти способы её запоминания;
формировать навыки быстрого устного счёта;
развивать познавательную деятельность, логическое мышление, память,
интерес к математике;
формировать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: учебник «Математика. 2 класс» (автор, Рудницкая В.Н.)
индивидуальные карточки;
презентация к уроку (урок проводился в декабре, потому игровые
моменты в презентации связаны с Новым годом)
Ход урока
I . Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Много чудес на планете
Там существует
и Здесь...
Но умножение, дети,—
тоже одно из чудес!
II . Мотивационный этап.
Учитель:
— Почему умножение называют одним из чудес?
—Для чего нужно учить таблицу умножения? (дети приводят свои примеры)
— С какими числами мы уже работали?
III . Определение темы и цели урока.
1 слайд «Дважды два четыре. Это всем известно в целом мире! А 4х4?»
Дети читают заголовок по слайду.
Учитель: — Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
(Составить таблицу умножения на 4 и постараться её заучить).
IV . Актуализация знаний.
Фиксация затруднения.
2 слайд «Давайте подумаем!» Фронтальная работа.
1. Классификация чисел: 2 3 4 6 8 9
10 12 14 15
16 18 20 21 24
27 30
Учитель:
— На какие две группы можно разбить эти числа?
могут быть варианты:
а) однозначные и двузначные;
б) чётные и нечётные
в) числа, делящиеся на 2 и на 3 (нужный вариант ответа)
3 слайд
—Назовите группу чисел, которые делятся на 2
2, 4, 6, 8,10,12,14,16, 18,20
—Назовите группу чисел, которые делятся на 3
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30
— Что общего есть у этих двух групп?
(Есть числа, которые одновременно делятся на 2 и на 3)
— Какие это числа? 6 12 18 24 30
2. Повторение таблицы умножения. Работа в парах.
6 = 2· 12 = 2· 18 = 2· 24 = 2· 30 = 2· (по карточкам)
6 = 3 · 12 = 3 · 18 = 3 · 24 = 3· 30 = 3·
4 слайд «Преобразования»
3. Преобразования.
Замени сложение умножением:
Учитель:
— Преобразуйте данные выражения: 7+7+7 =
5+5+5 =
3+3+3+3+4 =
7+7+7 = 7 • 3 = 21
5+5+5 = 5 • 3 = 15
3+3+3+3+4 = 3 • 4 + 4 = 16
—Почему вы выполнили так последнее задание? (это выражение нельзя целиком заменить умножением, т.к. пятое слагаемое отличается от всех других)
— Составьте задачу по этому последнему выражению: 3 • 4 + 4= 16
(ученики составляют устно задачу по данному выражению)
— Я изменю это выражение: 4 • 3 + 4
— Изменится ли условие в вашей задаче? (да)
— Составьте новую задачу.
— Сколько получится в ответе? (тоже 16)
— Как можно преобразовать данное выражение?
4 • 3 + 4
4 • 3 + 4= 4 • 4= 16
4. Задача в стихах: 5 слайд
Вот стоят 4 сундука.
В каждом спят 4 индюка.
Сколько птиц всего?
Ответ готов?
Спят в сундуках... индюков! (16)
5. Работа по таблице умножения на 4.
1) Работа по учебнику с.90 Работа в парах.
Учитель:
— Сколько колёс у всех машин? Сравните выбор решения волка и зайца.
2) Проверка: одна из пар объясняет своё решение.
6 слайд «Таблица умножения на 4 »
3) Составление таблицы умножения на 4. Работа по слайду.
Учитель:
— Почему моя таблица начинается с примера 4 х 4?
— Можете назвать ответ к этому примеру? (да, уже его решили и составили задачу)
— Как узнать, чему равен следующий пример 4 х 5? ( к предыдущему ответу прибавить 4)
— На сколько каждый последующий ответ в нашей таблице будет больше предыдущего? (на 4)Дети проговаривают ответы к примерам по таблице умножения на 4
IV . Первичное закрепление материала.
6 слайд «Таблица умножения на 4»
Работа по слайду.
1. Запись ответов таблицы на 4 в тетрадь (примеры проговариваются).
[Ответы на слайде пропадают].
2. Проверка усвоения и запоминания таблицы.
Учитель:
— Назовите пример с данным ответом: 16, 20, 28, 32,40
— Подчеркните в ряду ответов следующие числа: 12, 24, 36
— Посмотрите внимательно на эти числа. Что можно сказать о них?
(все эти числа одновременно делятся на 2, 3, и 4 )
3. Работа по карточкам: Работа в парах.
7 слайд « Сравни произведения»
4 • 3 4 • 5
4 • 2 2 • 4
4 • 8 3 • 8
4 • 0 4 • 1
Учитель:
— Сравните пары произведений. Объясните способы сравнения в паре.
4. Проверка : две пары объясняют расстановку знаков (и проверка по слайду)
V . Физминутка 8, 9 слайд
Выполнение движений под весёлые считалки.
1) В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можем мы луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь –
Чтоб луна светила всем!
10, 11 слайд
2) Раз, два, три, четыре –
Пахнет ёлкою в квартире.
Три, четыре, пять, шесть –
Не заставят кашу есть.
Пять, шесть, семь, восемь –
На пирог сегодня просим!
Потому что, девять, десять –
Мама с папой тесто месят!
3) Физминутка для глаз — «Проследить за звёздочкой» 12 слайд
VI . Применение знаний в новой ситуации. Решение задачи. Фронтальная работа.
Работа с учебником с. 96 № 9.
а) Анализ задачи:
Учитель:
—Сколько метров ткани идёт на 1 костюм? (4м)
—Сколько костюмов нужно сшить? (8)
б) Выбор решения:
4 + 8 4 · 8 8 – 4 8 : 4
— Почему выбрали это выражение?
в) Изображение задачи с помощью графической схемы.
13 слайд « Решаем задачи»
Учитель:
— Что показывает маленький отрезок? (1 костюм)
— Сколько метров ткани идёт на 1 костюм? (4м)
— Как показать, что у нас 8 таких костюмов? (Работа в тетради)
— Каков вопрос задачи?
— Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
2. Выход на творческий уровень.
14 слайд « Давайте подумаем»
В куске ткани было 40 метров. Из этого куска сшили
8 костюмов, расходуя на каждый по 4 метра ткани.
Учитель:
— Что изменилось в условии задачи? (добавилось в условии 40 м)
— Что осталось от первой задачи? (сшили 8 костюмов, расходуя на каждый по 4 метра ткани)
—Подумайте, останется ли ещё ткань после того, как сошьют 8 костюмов? (да)
— Как узнать, сколько метров ткани останется? Можем ли использовать решение нашей первой задачи для решения этой задачи? (да)
Составление плана решения задачи. Работа в парах.
·
—
Запись решения на доске. (работа по слайду )
Проверка выполнения задания учащимися.
Учитель:
— На сколько ещё костюмов хватит ткани? (если расход ткани на 1 костюм тот же)
VII . Включение в систему знаний и повторение .
15 слайд (работа по слайду) «Весёлый счёт»
Группа сильных учеников работают по карточкам: «блиц-турнир»
Проверка решения в группе.
VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам. Игра «Лабиринт»
16 слайд Проверим себя! (работа по слайду)
IX . Рефлексия
Учитель:
— Чему научились на уроке?
— Так сколько же будет 4 х 4?
— Какие случаи умножения запомнили?
— Как легче запомнить таблицу умножения?
— Оцените свою работу на уроке и работу в паре.
17 слайд
Учитель:
—Если хочешь избежать в жизни поражения, нужно шибко уважать ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ!
— Спасибо за работу на уроке!
Работа в парах
6 = 2 • … 12= 2 • … 18= 2 • … 24= 2 • … 30= 2 • …
6 = 3 • … 12= 3 • … 18= 3 • … 24= 3 • 30= 3 • …
Сравнение выражений:
4•3 … 4 •5 4 •2 … 2• 4 4 • 8 … 3 •8 4 • 0 … 4 • 1
Работа в парах
6 = 2 • … 12= 2 • … 18= 2 • … 24= 2 • … 30= 2 • …
6 = 3 • … 12= 3 • … 18= 3 • … 24= 3 • 30= 3 • …
Сравнение выражений:
4•3 … 4 •5 4 •2 … 2• 4 4 • 8 … 3 •8 4 • 0 … 4 • 1
Работа в парах
6 = 2 • … 12= 2 • … 18= 2 • … 24= 2 • … 30= 2 • …
6 = 3 • … 12= 3 • … 18= 3 • … 24= 3 • 30= 3 • …
Сравнение выражений:
4•3 … 4 •5 4 •2 … 2• 4 4 • 8 … 3 •8 4 • 0 … 4 • 1
Работа в парах
6 = 2 • … 12= 2 • … 18= 2 • … 24= 2 • … 30= 2 • …
6 = 3 • … 12= 3 • … 18= 3 • … 24= 3 • 30= 3 • …
Сравнение выражений:
4•3 … 4 •5 4 •2 … 2• 4 4 • 8 … 3 •8 4 • 0 … 4 • 1
Работа в парах
6 = 2 • … 12= 2 • … 18= 2 • … 24= 2 • … 30= 2 • …
6 = 3 • … 12= 3 • … 18= 3 • … 24= 3 • 30= 3 • …
Сравнение выражений:
4•3 … 4 •5 4 •2 … 2• 4 4 • 8 … 3 •8 4 • 0 … 4 • 1
Блиц-турнир *
Четверо друзей поехали в деревню на поезде. Дорога заняла 8 часов. Сколько часов ехал каждый? ________________________________
Яблоко разрезали на 4 равные части, а затем каждую часть ещё пополам. Сколько частей получилось? _____________________________
В каждом из двух дворцов жили 3 волшебника. У каждого волшебника 4 дочери. Сколько дочерей у всех волшебников?___________________________________
________________________________________________________________________
Блиц-турнир *
Четверо друзей поехали в деревню на поезде. Дорога заняла 8 часов. Сколько часов ехал каждый? ________________________________
Яблоко разрезали на 4 равные части, а затем каждую часть ещё пополам. Сколько частей получилось? _____________________________
В каждом из двух дворцов жили 3 волшебника. У каждого волшебника 4 дочери. Сколько дочерей у всех волшебников?___________________________________
________________________________________________________________________
Блиц-турнир *
Четверо друзей поехали в деревню на поезде. Дорога заняла 8 часов. Сколько часов ехал каждый? ________________________________
Яблоко разрезали на 4 равные части, а затем каждую часть ещё пополам. Сколько частей получилось? _____________________________
В каждом из двух дворцов жили 3 волшебника. У каждого волшебника 4 дочери. Сколько дочерей у всех волшебников?___________________________________
________________________________________________________________________
Блиц-турнир *
Четверо друзей поехали в деревню на поезде. Дорога заняла 8 часов. Сколько часов ехал каждый? ________________________________
Яблоко разрезали на 4 равные части, а затем каждую часть ещё пополам. Сколько частей получилось? _____________________________
В каждом из двух дворцов жили 3 волшебника. У каждого волшебника 4 дочери. Сколько дочерей у всех волшебников?___________________________________
19