Разработка урока-сказки по математике для 5 класса по теме "Решение задач с помощью уравнений"
Разработка урока-сказки по математике для 5 класса по теме "Решение задач с помощью уравнений"
Урок проводится в форме игры на основе сказки «Колобок». Класс делится на 3 команды. Данный урок способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, повышению активности засчет использования игровой технологии.
ЦЕЛИ:
Систематизировать, закрепить навыки решения уравнений.
Урок проводится в форме игры на основе сказки «Колобок». Класс делится на 3 команды.
Учитель начинает рассказ: «Сегодня на уроке математики мы с вами побываем в сказке «Колобок». Постараемся помочь Колобку своими знаниями и умениями в решении уравнений и математических задач в преодолении препятствий и трудностей. Давайте вместе вспомним начало сказки. Кто хочет нам рассказать?
Ученик: «Жили-были старик со старухою. Говорит старик старухе: «Испеки, бабка, колобок… Испекла бабка колобок и положила на окошко, чтоб остыл. Лежал колобок, лежал на окошке, устал лежать».
Учитель. «Вдруг пролетает птичка, в клюве держит листочек бумаги. На бумаге – уравнения. Птичка просит о помощи в решении уравнений. Покатился колобок, хочет помочь птичке, но забыл правила. Поможем, ребята?» ( Слайд1)
Класс делится на 3 команды – 3 ряда. Команды отвечают поочередно. За активность и правильность оценки ставятся по 5-балльной системе. За правильный ответ ученик получает красный квадратик – «5», зеленый – «4», синий – «3».
Учитель. Решите устно уравнения и сформулируйте правила, которыми вы пользуетесь при этом. (слайд 2).
х + 38 = 100 m 25 = 75
а – 85 = 90 к : 12 = 4
340 – у = 34 64 : х = 2
Подводятся итоги 1 тура.
Учитель. Ребята, а вы знаете, когда люди начали решать уравнения? (слайд 3)
Уже 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнения умели решать в древности также китайские и индийские ученые. В музее изобразительных искусств в Москве хранится папирус, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 3500 тысяч лет назад. Вот одна из задач этого папируса: «Число и его половина составляет 9. найдите эти числа». Эту задачу мы с вами решим, когда изучим дроби. (х + 0,5х = 9).
Учитель
«Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь. Сидит, рассуждает: «Для приготовления вишневого варенья берут 2 части вишни и 3 части сахара. Сколько кг сахара потребуется, чтобы приготовить 15 кг варенья?» (слайд4)
Задача написана на доске, а также рисунок – изображение медведя и колобка.
Медведь
- Колобок, колобок, я тебя съем – говорит медведь.
- Не ешь меня. Я тебе помогу задачу решить, - говорит колобок.
Прочитал колобок задачу. Начало помнит. Пусть х кг – масса оной части. А дальше забыл.
Поможем ему.
Краткое условие комментирует один ученик. Три ученика вызываются к доске, каждый из них составляет и записывает свое уравнение к этой задаче, затем один из них объясняет решение.
РЕШЕНИЕ. 1) 2х + 3х = 15,
5х = 15,
х = 15 : 5,
х = 3.
3 кг – масса одной части.
2) 3 3 = 9 (кг) – сахара.
Ответ: потребуется 9 кг сахара.
Ответы оцениваются. Подводятся итоги на 2 туре.
Учитель. Обрадовался медведь. Отпустил колобка. Катится колобок, катится, а навстречу ему волк, сидит решает задачи. (слайд 5)
Волк
- Колобок, колобок, я тебя съем, - говорит волк.
- Не ешь меня. Я помогу тебе задачу решить, - отвечает колобок.
На слайде написаны две задачи.
Расстояние от города Октябрьский до Белорецкого района 500 км. В 1 день волк пробежал на 50 км больше, чем во второй. Сколько км он проходил каждый день? (225 км и 275 км).
Волк тяжелее волчонка в 3 раза. Вместе они весят 40 кг. Каковы масса волка и волчонка? (10 кг и 30 кг).
Задачи решаются по вариантам самостоятельно. 1 вариант – 1 задача, 2 вариант – 2 задача. Первые три ученика из каждого варианта оцениваются. Задачи проверяются. Подводятся итоги 3 тура.
Учитель. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц с шестью зайчатами. У каждого зайчонка – по 1 уравнению. Зайчата не поняли тему. Зайчиха просит помощи. И колобок бросился на помощь. Поможем и мы зайчатам. (слайд5)
К доске идут новые 6 учеников. На доске 6 уравнений. Ученики решают и объясняют вслух решения уравнений. Заняты работой и члены команд (по 2 уравнения на каждый ряд).
65 + 2х = 179
(х + 379) – 197 = 183
99 – 3у = 392 – 311
(у – 371) + 541 = 2721
m : 12 2 = 72
(227 – а) – 98 = 32
Подводятся итоги 4 тура.
Учитель. Катится колобок, катится, а навстречу ему хитрая лиса. Смотрит в зеркало, прихорашивается. Но в зеркале себя не видит, там уравнения, по которым нужно составить задачи. У Лисы не получается. (слайд6)
Лиса
- Колобок, колобок, я тебя съем,- говорит лиса.
- Не ешь меня, я тебе помогу, - отвечает колобок.
А мы поможем колобку (по одному уравнению на команду).
5х – 3х = 18
2х + 5х = 35
х + (х + 8) = 24
Уравнения решаются устно. Ответы оцениваются.
Учитель. Обрадовалась лиса. В зеркале увидела себя. Поблагодарила колобка и отпустила.
Видите, ребята, колобок сегодня с нашей помощью всем помог. И его доброе дело заметила даже лиса. Отпустила его. Все благодарны колобку. Поэтому нужно делать друг другу добро. Добрые дела никогда не остаются незамеченными.
А наш колобок покатился дальше. И оставил вам задание на дом.
Подводятся итоги урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
№385,388 , подготовить сообщение об истории появления уравнений