Тема урока: Теорема о трёх перпендикулярах, её применение при  
  решении задач.
  Цели урока:
  обучающие:
  -  закрепить изученный теоретический материал на практике, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах; 
-  сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (буквенное) значение, какого – либо элемента; 
-  учить умению читать чертеж; 
-  учить умению объяснять, комментировать выполняемое упражнение в виде цельного связного рассказа; 
-  учить решать задачи, встречающиеся на ГИА; 
 развивающие:
  -  способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания; 
-  развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов); 
-  развивать умение определять цели урока; 
-  развивать умения самостоятельно контролировать своё время; 
 воспитательные:
  -  развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства); 
-  способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию; 
-  развивать ИКТ-компетентности; 
-  воспитывать патриотическое отношение к родному краю. 
 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
  Класс:10.
  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
  Оборудование:  плакат с эпиграфом урока,мультимедийная установка, компьютеры с выводом в интернет; учебник:Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень». – М.: Просвещение, 2016, раздаточный материал.
  Интернет-ресурсы: http://www.yaklass.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki
  Програмное обеспечение: MS Exel, MS Power Point, Flash Plaer NetOp School (для трансляции изображения с монитора учителя на все мониторы учеников и на экран проектора).
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Геометрия-учитель точности,  
  готовит наш ум к глубоким  
  исследованиям природы.  
  Т.В.Осиповский.  
    
  Главное значение перпендикуляра –  
  это его роль в технике  
  и во всём нашем обиходе.  
  О.Д. Александров.  
  Ход урока
       | № | Етап урока   | Вид деятельности |  Время (мин) | 
  | І | Организационный момент | Заповлнение таблицы «Цели урока» | 2 | 
  | ІІ | Проверка домашнего задания |  Теоретический опрос. Интелектуальная разминка. (Онлайн‒тренажёр) Заполнение пропусков в задаче у доски | 6 | 
  | ІІІ | Актуализация опорных знаний | Работа в парах (заполнить таблицу) | 6 | 
  | ІV | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме 
 | Найди ошибку(подготовка к ГИА) | 4 | 
  | 
 | 
 | Математическое лото | 6 | 
  | 
 | 
 | Физкультминутка для глаз | 1 | 
  | 
 | 
 | Решение прикладной задачи(подготовка к ГИА) | 7 | 
  | 
 | 
 | Самостоятельная работа (онлайн‒тестирование) | 8 | 
  | V | Итог урока | Рефлексия | 3 | 
  | VI | Домашнее завдання | Дифференцированное | 2 | 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  І. Организационный момент
  1.Учитель оглашает тему, эпграф урока.(Слайд2,3)
  2.Учитель раздаёт учащимся (Приложение 1), с помощью которых они вместе с учителем ставят перед собой цели урока. В течении  урока учащиеся обращаются к ней дважды‒в начале и в конце, во время подведения итогов.(Слайд4,5)
  3.Учитель инструктирует учащихся по карточкам самоконтроля, которые оформлены в текстовом редакторе EXEL (Приложение 2).С помощью формул  нахождения среднего значения в EXEL в конце урока учащиеся самомтоятельно посчитаю свой средний балл(каждое задание оценвается по 5 бальной системе).После чего отправят результаты на ПК учител
  ІІ. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
  Один ученик работает у доски и заполняет пропуски в решении домашней задачи, вэто время проводится интеллектуальная разминка.
  -  Индивидуальная работа у доски 
 Заполнить пропуски
  Задача 1.Из вершины A квадрата АВСD проведен перпендикуляр KA к его плоскости. Найдите расстояние CK, если KA равно 6 см, а сторона квадрата - 4 см.
 см.
  Решение
  П роведём диагональ АС квадрата АВСD. ∆АСK – прямоугольгый, поскольку KA
роведём диагональ АС квадрата АВСD. ∆АСK – прямоугольгый, поскольку KA АС по определению перпендикулярности прямой и плоскости.
АС по определению перпендикулярности прямой и плоскости.  
  По данной стороне квадрата находим его диагональ:
  АС = АD = 4∙
 = 4∙ ∙
∙ = 8 см.
 = 8 см.
  З ∆АСK по теореме Пифагора имеем:
  CK =  см.
 см.
  Ответ:CK= 10 см.
  
 
  -  Теоретический опрос. 
 Интелектуальная разминка (Слайд6)
  Учащиеся переходят по ссылке http://www.yaklass.ru/ и выполнят задания онлайн‒тренажёра,озвучивая свои ответы вслух.
  ІІІ. Закрепление и применение знаний
  -  Работа в парах(Слайд 7) 
 На рисунках 1-4 МА┴(АВС). По рисункам обоснуйте расстояние от точки М до прямой ВС. Учащиеся получают карточки с рисунками и таблицей , которую необходимо заполнить(Додаток 3)
  После выполнения учащиеся сверяют свои ответы с таблицей на экране проэктора.
 2.Найди ошибку(Слайд 8)
  На экране проектора появляется решение задачи ГИА 2015. Учащиеся должны найи ошибку.  
  Д

 ан квадрат ABCD, к плоскости которого проведен перпендикуляр SB. Найдите расстояние от точки S к вершине квадрата D, если сторона квадрата 3 см, AS =4cм S
ан квадрат ABCD, к плоскости которого проведен перпендикуляр SB. Найдите расстояние от точки S к вершине квадрата D, если сторона квадрата 3 см, AS =4cм S
   
 
 
 
 
   В С
 В С
  

 
 
 

 
  А  D
 
 
  Решение
  Так как SB перпендикуляр к плоскости АВС, то, по признаку (определению) перпендикулярности прямой и плоскости, SB перпендикуляр к АВ.  
  SB-перпендикуляр, AD (АS) – наклонная, ВD (BA) – проекция. АD – прямая, проведённая через основание наклонной. По ТТП AS перпендикулярна к  АD. Значит, ∆ ASD – прямоуголный.  
  SA=4cм, AD=3см. ∆ АВС египетский. Значит SD=7(5)cм.  
  
 
  3. Математическое лото.(Слайд 9)
  Учитель предлагает учащимся установить соответствие между задачами и ответами к ним. Задачи-ГИА 2015. (Приложение 4).
     | Задачи | 
  | 1 | Точка удалена от каждой стороны ромба на 13 см, находится на расстоянии12 см от плоскости ромба. Найдите площадь ромба, если его сторона равна 20см. | 
  | 2 | Р ассояние отточки,равноудалённой от сторон правильного треугольника,до плоскости треугольника равно 8 см. Найдите расстояние от этой точки до сторон треугольника, если его периметр равен 36  см. | 
 
  Учащиеся сверяют свои ответы (Слайд 10)
     | Ответы | 
  | А | 2   | 
  | Б | 100 | 
  | В | 200   | 
 
 
 
  
 
  4.Физкультминутка для глаз
  Учащиеся выполняют упражнения для глаз, глядя на экран проектора (Приложение5).
  5. Решение задач прикладного содержания
  Учитель предлагает учащимся перейти по ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki (Слайд 11)и ознакомится с историей возникновения площади имени Ленина в городе Донецке.Учащиеся озакамливаются со статьёй и слушают комментарии учителя.
  Памятник Ленину и тригранный пилон были установлены на площади имени Ленина Ворошиловского района  города Донецка в 1967 году. Памятный ансамбль из статуи и пилона установлен к годовщине пятидесятилетия Октябрьской революции. Над композицией работали скульптор Кунцевич Е. и архитектори Иванченко В. и Иванченко Н. Бронзовая скульптура Ленина выполнена во весь рост и стоит на високому гранитному пьедестале , висота постамента и скульптуры приблизительно 13,5 метров. Рядом находится 42-метровый пилон, который был изготовлен из тригранных элементов из нержавеючщей стали. Скульптура обращена на юг, где находится металургический завод  г. Донецька, который раньше носил імя Владимира Ильича Ленина. В основе пилона гранитные плиты, под которыми замурованы посланния для будущих поколений. Первая капсула содержит послания, которое было подготовлено 29 октября 1971 года участниками встречи трудовых династий, и будет открыто 29 октября 2018 года. Вторая будет открыта ко дню сторлетия Ленина 22 апреля 2020 года, в ней письмо для молодёжи города.
  -Возможно, вы будете теми и адрессатами, которые откроют эту капсулу , прочтут послания своих предков и закладёте новую для будущих поколений. Вы – наше будущее, ви наша надежда.  
  Задача:
  Расчитать расстояние от фонтана до пилона, расположенного на площади им. Ленина, если высота пилона 42 м, а от фонтана його видно под углом 130.
  
  Учитель предлагает учащимся составить математическую модель задачи и решить еёу доски(Слайд 12):
  Отрезок МА равен 42 м, он перпендикулярен к плоскости. Из заданой точки В, которая принадлежит плоскости его видно под углом 130. Найти расстояние ВА  
  
 
   M
  
 
 
 



 
  А
 
 
 
 
 
 
   В
 
 
 
 
 
 
  6.Самостоятельная работа  
  Учащиеся переходят по ссылке http://www.yaklass.ru/ и выполняют онлайн-тест по теме урока. Результаты теста автоматически отправляются на почту учителю.О своих оценках дети узнают на следующем уроке.(Слайд 13)
  
 
  V. Домашнее задание.
  Решить №145, №143, №140, повторить п.19,20.  
  Дополнительная задача:  
  Через сторону АD ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если S ромба = 80 см2, высота равна 8 см, а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45º.  
  Выполнить тренировочный тест для подготовки к ГИА
  http://math-test.ru/  
  (Слайд 14)
  Домашнее задание выдыётся с комментариями учителя.
  
 
  VІ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Заполнение карточек самооценивания и подсчёт среднего балла за урок.
  2.Анализ достигнутых результатов по таблице «Цели урока».
  
 
  
 
   9