kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с использованием ИКТ "Теорема о трёх перпендикулярах, её применение при решении задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

закрепить изученный теоретический материал на практике, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах;

сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (буквенное) значение, какого – либо элемента;

учить умению читать чертеж;

учить умению объяснять, комментировать выполняемое упражнение в виде цельного связного рассказа;

учить решать задачи, встречающиеся на ГИА;

развивающие:

способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания;

развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов);

развивать умение определять цели урока;

развивать умения самостоятельно контролировать своё время;

воспитательные:

развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства);

способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию;

развивать ИКТ-компетентности;

воспитывать патриотическое отношение к родному краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закацола И.В.»

Тема урока: Теорема о трёх перпендикулярах, её применение при

решении задач.

Цели урока:

обучающие:

  • закрепить изученный теоретический материал на практике, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах;

  • сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (буквенное) значение, какого – либо элемента;

  • учить умению читать чертеж;

  • учить умению объяснять, комментировать выполняемое упражнение в виде цельного связного рассказа;

  • учить решать задачи, встречающиеся на ГИА;

развивающие:

  • способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания;

  • развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов);

  • развивать умение определять цели урока;

  • развивать умения самостоятельно контролировать своё время;

воспитательные:

  • развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства);

  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию;

  • развивать ИКТ-компетентности;

  • воспитывать патриотическое отношение к родному краю.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Класс:10.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: плакат с эпиграфом урока,мультимедийная установка, компьютеры с выводом в интернет; учебник:Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень». – М.: Просвещение, 2016, раздаточный материал.

Интернет-ресурсы: http://www.yaklass.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki

Програмное обеспечение: MS Exel, MS Power Point, Flash Plaer NetOp School (для трансляции изображения с монитора учителя на все мониторы учеников и на экран проектора).



























Геометрия-учитель точности,

готовит наш ум к глубоким

исследованиям природы.

Т.В.Осиповский.

 

Главное значение перпендикуляра –

это его роль в технике

и во всём нашем обиходе.

О.Д. Александров.

Ход урока

Етап урока

Вид деятельности

Время

(мин)

І

Организационный момент

Заповлнение таблицы «Цели урока»

2

ІІ

Проверка домашнего задания

Теоретический опрос. Интелектуальная разминка. (Онлайн‒тренажёр)

Заполнение пропусков в задаче у доски

6

ІІІ

Актуализация опорных знаний

Работа в парах (заполнить таблицу)

6

ІV

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме


Найди ошибку(подготовка к ГИА)

4



Математическое лото

6



Физкультминутка для глаз

1



Решение прикладной задачи(подготовка к ГИА)

7



Самостоятельная работа (онлайн‒тестирование)

8

V

Итог урока

Рефлексия

3

VI

Домашнее завдання

Дифференцированное

2






І. Организационный момент

1.Учитель оглашает тему, эпграф урока.(Слайд2,3)

2.Учитель раздаёт учащимся (Приложение 1), с помощью которых они вместе с учителем ставят перед собой цели урока. В течении урока учащиеся обращаются к ней дваждыв начале и в конце, во время подведения итогов.(Слайд4,5)

3.Учитель инструктирует учащихся по карточкам самоконтроля, которые оформлены в текстовом редакторе EXEL (Приложение 2).С помощью формул нахождения среднего значения в EXEL в конце урока учащиеся самомтоятельно посчитаю свой средний балл(каждое задание оценвается по 5 бальной системе).После чего отправят результаты на ПК учител

ІІ. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Один ученик работает у доски и заполняет пропуски в решении домашней задачи, вэто время проводится интеллектуальная разминка.

  1. Индивидуальная работа у доски

Заполнить пропуски

Задача 1.Из вершины A квадрата АВСD проведен перпендикуляр KA к его плоскости. Найдите расстояние CK, если KA равно 6 см, а сторона квадрата - 4 см.

Решение

Проведём диагональ АС квадрата АВСD. ∆АСKпрямоугольгый, поскольку KAАС по определению перпендикулярности прямой и плоскости.

По данной стороне квадрата находим его диагональ:

АС = АD = 4∙ = 8 см.

З ∆АСK по теореме Пифагора имеем:

CK =  см.

Ответ:CK= 10 см.


  1. Теоретический опрос.

Интелектуальная разминка (Слайд6)

Учащиеся переходят по ссылке http://www.yaklass.ru/ и выполнят задания онлайн‒тренажёра,озвучивая свои ответы вслух.

ІІІ. Закрепление и применение знаний

  1. Работа в парах(Слайд 7)

На рисунках 1-4 МА┴(АВС). По рисункам обоснуйте расстояние от точки М до прямой ВС. Учащиеся получают карточки с рисунками и таблицей , которую необходимо заполнить(Додаток 3)

После выполнения учащиеся сверяют свои ответы с таблицей на экране проэктора.

2.Найди ошибку(Слайд 8)

На экране проектора появляется решение задачи ГИА 2015. Учащиеся должны найи ошибку.

Дан квадрат ABCD, к плоскости которого проведен перпендикуляр SB. Найдите расстояние от точки S к вершине квадрата D, если сторона квадрата 3 см, AS =4cм S



В С


А D


Решение

Так как SB перпендикуляр к плоскости АВС, то, по признаку (определению) перпендикулярности прямой и плоскости, SB перпендикуляр к АВ.

SB-перпендикуляр, AD S)наклонная, ВD (BA)проекция. АD прямая, проведённая через основание наклонной. По ТТП AS перпендикулярна к АD. Значит, ∆ ASD прямоуголный.

SA=4cм, AD=3см. ∆ АВС египетский. Значит SD=7(5)cм.


3. Математическое лото.(Слайд 9)

Учитель предлагает учащимся установить соответствие между задачами и ответами к ним. Задачи-ГИА 2015. (Приложение 4).

Задачи

1

Точка удалена от каждой стороны ромба на 13 см, находится на расстоянии12 см от плоскости ромба. Найдите площадь ромба, если его сторона равна 20см.

2

Рассояние отточкиавноудалённой от сторон правильного треугольника,до плоскости треугольника равно 8 см. Найдите расстояние от этой точки до сторон треугольника, если его периметр равен 36 см.

Учащиеся сверяют свои ответы (Слайд 10)

Ответы

А

2

Б

100

В

200




А

Б

В

1




2





4.Физкультминутка для глаз

Учащиеся выполняют упражнения для глаз, глядя на экран проектора (Приложение5).

5. Решение задач прикладного содержания

Учитель предлагает учащимся перейти по ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki (Слайд 11)и ознакомится с историей возникновения площади имени Ленина в городе Донецке.Учащиеся озакамливаются со статьёй и слушают комментарии учителя.

Памятник Ленину и тригранный пилон были установлены на площади имени Ленина Ворошиловского района города Донецка в 1967 году. Памятный ансамбль из статуи и пилона установлен к годовщине пятидесятилетия Октябрьской революции. Над композицией работали скульптор Кунцевич Е. и архитектори Иванченко В. и Иванченко Н. Бронзовая скульптура Ленина выполнена во весь рост и стоит на високому гранитному пьедестале , висота постамента и скульптуры приблизительно 13,5 метров. Рядом находится 42-метровый пилон, который был изготовлен из тригранных элементов из нержавеючщей стали. Скульптура обращена на юг, где находится металургический завод г. Донецька, который раньше носил імя Владимира Ильича Ленина. В основе пилона гранитные плиты, под которыми замурованы посланния для будущих поколений. Первая капсула содержит послания, которое было подготовлено 29 октября 1971 года участниками встречи трудовых династий, и будет открыто 29 октября 2018 года. Вторая будет открыта ко дню сторлетия Ленина 22 апреля 2020 года, в ней письмо для молодёжи города.

-Возможно, вы будете теми и адрессатами, которые откроют эту капсулу , прочтут послания своих предков и закладёте новую для будущих поколений. Вы наше будущее, ви наша надежда.

Задача:

Расчитать расстояние от фонтана до пилона, расположенного на площади им. Ленина, если высота пилона 42 м, а от фонтана його видно под углом 130.

Учитель предлагает учащимся составить математическую модель задачи и решить еёу доски(Слайд 12):

Отрезок МА равен 42 м, он перпендикулярен к плоскости. Из заданой точки В, которая принадлежит плоскости его видно под углом 130. Найти расстояние ВА


M


А




В




6.Самостоятельная работа

Учащиеся переходят по ссылке http://www.yaklass.ru/ и выполняют онлайн-тест по теме урока. Результаты теста автоматически отправляются на почту учителю.О своих оценках дети узнают на следующем уроке.(Слайд 13)


V. Домашнее задание.

Решить №145, №143, №140, повторить п.19,20.

Дополнительная задача:

Через сторону АD ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если S ромба = 80 см2, высота равна 8 см, а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45º.

Выполнить тренировочный тест для подготовки к ГИА

http://math-test.ru/

(Слайд 14)

Домашнее задание выдыётся с комментариями учителя.


VІ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Заполнение карточек самооценивания и подсчёт среднего балла за урок.

2.Анализ достигнутых результатов по таблице «Цели урока».



9


Просмотр содержимого документа
«Закацола И.В.Приложение 1»

ФИО


Цели урока

Какую цель поставил

Достиг ли своей цели

1.Пообщаться с учителем



2.Пообщаться с товарищем



3.Показать свои знания



4.Получить новые знания



5.Научиться решать задачи



6.Получить удовольствие от урока



8. Свои цели




Если да «+»

Если нет «─»

Приложение1

Просмотр содержимого документа
«Закацола И.В.Приложение 3»

ФИО

Рсунок

Пояснения

Ответ
















Приложение 3

Просмотр содержимого документа
«Закацола И.В.Приложение 4»

Задачи

1

Точка удалена от каждой стороны ромба на 13 см, находится на расстоянии12 см от плоскости ромба. Найдите площадь ромба, если его сторона равна 20см.

2

Рассояние отточки, равноудалённой от сторон правильного треугольника,до плоскости треугольника равно 8 см. Найдите расстояние от этой точки до сторон треугольника, если его периметр равен 36 см.

Приложение 4





Ответы

А

2

Б

100

В

200








А

Б

В

1




2














Просмотр содержимого презентации
«Закацола И.В»

Тема урока: Теорема о тр ёх перпендикуляр ах , её применение при решении задач Подготовил: учитель математики Донецкой специализированной школы I-III ступеней №18 Закацола Ирина Вячеславовна Класс: 10 Предмет: геометрия

Тема урока:

Теорема о тр ёх перпендикуляр ах , её применение при решении задач

Подготовил:

учитель математики

Донецкой специализированной

школы I-III ступеней №18

Закацола Ирина Вячеславовна

Класс: 10

Предмет: геометрия

Геометрия-учитель точности, готовит наш ум к глубоким  исследованиям природы. Т.В.Осиповский.   Главное значение перпендикуляра – это его роль в технике и во всём нашем обиходе. О.Д. Александров.  

Геометрия-учитель точности,

готовит наш ум к глубоким

исследованиям природы.

Т.В.Осиповский.

 

Главное значение перпендикуляра –

это его роль в технике

и во всём нашем обиходе.

О.Д. Александров.

 

ФИО Цели урока Какую цель выбрал 1. Пообщаться с учителем Досягнул ли своей цели 2. Пообщаться с товарищем 3. Показать свои знания 4. Получить новые знания 5. Научиться решать задачи 6. Подготовиться к контрольной работе 7. Получить удовольствие от урока 8. Свои цели Если да,то «+»  Если нет,то «─»

ФИО

Цели урока

Какую цель выбрал

1. Пообщаться с учителем

Досягнул ли своей цели

2. Пообщаться с товарищем

3. Показать свои знания

4. Получить новые знания

5. Научиться решать задачи

6. Подготовиться к контрольной работе

7. Получить удовольствие от урока

8. Свои цели

Если да,то «+»

Если нет,то «─»

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА  http://www.yaklass.ru/

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

http://www.yaklass.ru/

ФИО Рисунок Пояснение Ответ МD МА ┴ AD по определению,  МА - перпендикуляр,  А D - проекция,  М D - наклонная, по ТТП М D ┴ВС   АВСD - прямоугольник МА ┴ AB по определению, МА - перпендикуляр, А В - проекция, М B - наклонная, по ТТП М B ┴ВС МВ АВСD - ромб МА ┴ AB по определению, МА - перпендикуляр, АО - проекция, МО - наклонная ,зпо ТТПМО ┴ВС МО О МА ┴ A С по определению, МА - перпендикуляр, АС - проекция МС – наклонная, поТТП МС┴ВС МС

ФИО

Рисунок

Пояснение

Ответ

МD

МА ┴ AD по определению, МА - перпендикуляр, А D - проекция, М D - наклонная, по ТТП М D ┴ВС

АВСD - прямоугольник

МА ┴ AB по определению,

МА - перпендикуляр,

А В - проекция,

М B - наклонная, по ТТП М B ┴ВС

МВ

АВСD - ромб

МА ┴ AB по определению,

МА - перпендикуляр,

АО - проекция,

МО - наклонная ,зпо ТТПМО ┴ВС

МО

О

МА ┴ A С по определению,

МА - перпендикуляр,

АС - проекция

МС – наклонная, поТТП МС┴ВС

МС

Д ан квадрат ABCD , к плоскости которого проведен перпендикуляр S B . Найдите расстояние от точки S к вершин е квадрата D , если сторона квадрата 3 см, AS =4 c м.          S      Решение  Так ка к SB перпендикуляр к плоскости АВС, то, по признаку перпендикуляр-ност и прямо й и п лоскости , SB перпендикуляр к АВ.  SB-перпендикуляр, A D – наклонная, В D – проекц и я. АD – пряма я , провед ённая через основ ание наклонной . По ТТП AS перпендикулярна к АD. Значит , ∆ASD – прямо угольный . SA =4 c м, AD =3см. ∆АВС египетський. Значит SD= 7 cм.          определению B C SA В A D A 5

Д ан квадрат ABCD , к плоскости которого проведен перпендикуляр S B . Найдите расстояние от точки S к вершин е квадрата D , если сторона квадрата 3 см, AS =4 c м.

S

Решение

Так ка к SB перпендикуляр к плоскости АВС, то, по признаку перпендикуляр-ност и прямо й и п лоскости , SB перпендикуляр к АВ.

SB-перпендикуляр, A D наклонная, В D проекц и я. АD пряма я , провед ённая через основ ание наклонной . По ТТП AS перпендикулярна к АD. Значит , ∆ASD прямо угольный .

SA =4 c м, AD =3см. ∆АВС египетський. Значит SD= 7 cм.

определению

B

C

SA

В A

D

A

5

Задач и 1 2 Точка удалена от каждой стороны ромба на 13 см, находится на расстоянии 12 см от плоскости ромба. Найдите площадь ромба, если его сторона равна 20см. Рассояние отточки ,р а вно удалённой от стор о н правильного треугольника ,до плоскости треугольника равно 8 см. Найдите расстояние от этой точки до стор о н треугольника , если е го периметр равен 36 см. Ответы А Б 2 А 1 В 100 2 Б 200 В

Задач и

1

2

Точка удалена от каждой стороны ромба на 13 см, находится на расстоянии 12 см от плоскости ромба. Найдите площадь ромба, если его сторона равна 20см.

Рассояние отточки ,р а вно удалённой от стор о н правильного треугольника ,до плоскости треугольника равно 8 см. Найдите расстояние от этой точки до стор о н треугольника , если е го периметр равен 36 см.

Ответы

А

Б

2

А

1

В

100

2

Б

200

В

S  S  13  13  13  13  8  12  B  A  C  B   O O  D  A  C  Рис.1 Рис.2 Відповіді А Б 2 В А 1 100 Б 2 200 В

S

S

13

13

13

13

8

12

B

A

C

B

O

O

D

A

C

Рис.1

Рис.2

Відповіді

А

Б

2

В

А

1

100

Б

2

200

В

Решение задачи прикладного содержания Расчитать расстояние от фонтана до пилона, расположенного на площади им. Ленина, если высота пилона 42 м, а от фонтана его видно под углом 13 0 .

Решение задачи прикладного содержания

Расчитать расстояние от фонтана до пилона, расположенного на площади им. Ленина, если высота пилона 42 м, а от фонтана его видно под углом 13 0 .

.

.

ДЗ: №145, №143, №140, п.19,20.  Дополнительная задача:  Через сторону А D ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если S ромба = 80 см 2 , высота равна 8 см, а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45º. Выполнить тренировочный тест для подготовки к ГИА http://math-test.ru/  

ДЗ: №145, №143, №140, п.19,20.

Дополнительная задача:

Через сторону А D ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если S ромба = 80 см 2 , высота равна 8 см, а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45º.

Выполнить тренировочный тест для подготовки к ГИА

http://math-test.ru/

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Закацола Ирина Вячеславовна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства