Цели: - познакомить детей с приёмами вычислений для случаев вида 26+7;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания;
- воспитывать культуру общения, умение быть вежливым.
Оборудование: сказочный персонаж Знайки, план урока, карточки с выражениями, макет самолета.
Ход урока
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Встали ровно, улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И за парты тихо сели.
2. Сообщение темы и целей урока
* Сегодня мы будем, учиться считать!
Измерять по линейке, задачи решать.
Со Знайкой откроем вам новый секрет,
Как отыскать вам в примере ответ.
* План урока: - минутка чистописания;
- устный счёт;
- работа над новой темой;
- физкультминутка;
- решение задач;
- работа с геометрическим материалом;
- физкультминутка для глаз;
- самостоятельная работа;
- итог урока ( оценка)
3. Устный счёт
*Дополните до 10: 5 7 9 3 8 6 4 2 1
* Помогите восстановить запись:
36-…=32 …-10=35
64+…=67 40-…=32
43-…=13 …-30=21
* Подберите такие числа, чтобы записи были верными:
8+40 8+…
30-5 …-5
58-6 58-…
26+4 …+4
*Задача на смекалку
В первой канистре было 20 л керосина. Во второй на 2 л меньше, чем в первой, а в третьей – на столько же меньше, чем во второй. Сколько литров керосина было в третьей канистре? (20-2-2=16)
* Вычисли
Этим керосином заправили самолёт и он отправился в путь. Но пути встретилось препятствие. Небо заволокло облаками. Поможем их разогнать.
7+5 6+9 26+7
16-7 18-9 12-8
* (чтение темы урока на доске) Приёмы вычислений для случаев вида 26+7.
4. Работа над новой темой.
* Сегодня для работы вам понадобятся пучки палочек и палочки россыпью. Для этого развяжите два пучка.
- Отложите на палочках число 26. Как вы выложили? ( 2 пучка – 20 и ещё 6.)
- А сейчас прибавьте к этому числу палочек ещё 7. Что у вас получилось? ( 2 пучка и 13 палочек.)
- Как можно получить ещё один пучок? ( Из 13 палочек взять 10, получится пучок и ещё останется 3 палочки.)
- Сделайте это. Что у вас получилось? ( 3 пучка – 30 и ещё 3, 33.)
- Посмотрите, как будет выглядеть запись примера:
26+7=(20+6)+7= 20+(6+7)=20+13=20+(10+3)=(20+10)+3=30+3=33
* Давайте выполним эти операции на числах другим способом:
26+7=(26+4)+3= 30+3=33
4 3
- Как вы получили 10? ( К 6 прибавили 4.)
- А сколько пучков палочек у вас было? ( 2 пучка или 20.)
- Сколько у вас палочек еще осталось? (3.)
- Значит, как заменим число 7? ( 4 и 3.)
- Что будем делать? ( К 26 прибавим 4 и ещё 3.)
- Что получили? ( 26+4=30 и ещё прибавим 3, получится 33.)
- Сравните ответы, полученные на палочках, и ответы, полученные путем вычисления. ( Ответы одинаковые: 33.)
- Вы просто молодцы. Вы сами открыли секрет, о котором мы со Знайкой вам хотели рассказать.
- Кто сможет объяснить приём вычисления?
- Что важно при таких вычислениях? ( Надо к числу 26 прибавить 4, чтобы 6+4 получился десяток, а потом прибавить 3, потому что 7 – это 4+3.)
- Совершенно верно, надо сначала получить круглое число, десятки.
Физкультминутка
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет:
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
5. Закрепление изученного
* № 1, с.56 – выполняется с объяснением и записью на доске. Вызываются сильные ученики.
* №2, с.56. первый и второй столбики решают у доски слабые ученики ( 2 ученика). Третий и четвёртый столбики решают с записью на доске ( средние дети). Сильные решают самостоятельно.
6. Работа над пройденным материалом
* Работа над задачами
№ 3, с.56 – устная работа.
- Прочитайте задачу. Что вы увидели? ( Есть условие, но нет вопроса.)
- О чём говорится в условии? ( В баке было 40 л бензина.)
- Что ещё сказано? ( Потратили бензин на поездки: за город 15л и в театр 5л.)
- Что обозначает выражение, записанное после задачи?
15+5 - потратили;
40-15 - осталось после поездки за город;
40-(15+5) - осталось в баке.
- Какой вопрос зададим к задаче? Решите ее.
№4, с.56.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в условии? ( В баке было 20л бензина. После того, как добавили несколько литров, в баке стало 35л.)
- Что нужно узнать? ( Сколько литров добавили.)
- Каким действием будем решать? ( - .)
Решают самостоятельно. Проверяют с готовым решением. Зачитывают ответ.
Физкультминутка
* Решение примеров
№6 с.56 ( Проверяют по карточке: 80-(9+7)
56+ (27-7).)
* Работа с геометрическим материалом
Задание на полях с.56
7. Итог урока
- Чему научились сегодня на уроке?
- Оцените свою работу (рефлексия.)