Разработка Урок-сказка на тему: "Координатная прямая"
Разработка Урок-сказка на тему: "Координатная прямая"
Цели урока:
1. повторить расположение чисел на координатной прямой, понятие модуля числа, правила сравнения чисел, определение противоположных и целых чисел;
2. закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления чисел;
3. развитие математической речи, памяти, внимания;
4. воспитание чувства ответственности, солидарности, доброты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование:компьютер, мультимедиа проектор с экраном, диск с презентацией урока, диплом за активное участие на уроке.
Оформление доски:на доске написаны дата, тема урока, основные моменты урока отражаются на экране с помощью мультимедиа проектора.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку, психологического настроя учеников.
Учитель: В обычный день, в урочный час
На наш урок зову всех вас.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкли речи?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня наши речи.
Разминка. Устный счет
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10 промежутков)
Что надо поставить между 0 и 1, чтобы получить число, больше 0 и меньшее 1. (Запятую).
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч)
Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (1 утка).
Задача о тесте (начало сказки)
Итак, мы путешествуем по сказке «КОЛОБОК». Запишем тему урока-путешествия «Колобок и координатная прямая», и послушаем начало сказки.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха! По амбарам помети, по сусекам поскреби – вот и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла пригоршни с две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарили его в масле и положили на окно стынуть…
Задача о Колобке. Для приготовления колобка нужно взять 5 частей муки, 3 части сметаны и 1 часть масла. Сколько муки в одной пригоршне, если всего истрачено 450 г продуктов?
Решение. Пусть х(г) – в одной части, тогда х+3х+5х=450, х=50(г) в одной части, 250 г муки в двух пригоршнях, в одной пригоршне 125 г муки.
Ответ: 125 г.
Лесенка чисел
Слушаем сказку дальше.
Надоело Колобку лежать – он и покатился, с окна на лавку, с лавки – на пол, по полу – да к дверям. Перепрыгнул через порог и в сени, из сеней – на крыльцо, с крыльца – на двор, со двора – за ворота, дальше и дальше…
Вопрос: Какие числа называются противоположными? (Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами. Число 0 противоположно самому себе.)
9,4 и -9,4; 9,05 и -9,05; 7,3 и -7,3; 0,003 и -0,003
V. Задачи «От Зайца, Волка и Медведя»
Сказка продолжается.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему Заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
-Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою…
Медведь Заяц Бабка да Дед Волк Лиса
-8 -5 0 6 9
Определение координаты Зайца на прямой. Вопрос: что называется координатой точки? (Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.)
Вопрос «От зайца». Какие числа называются целыми? (Натуральные числа, противоположные им числа и число 0 называют целыми числами.)
Выполнение задания «От Зайца». Сколько целых чисел расположено между числами -50,5 и 50,5?
Решение. 101 целых чисел.
Кого затем повстречал Колобок? Определите координаты Волка. На сколько единиц переместился Колобок?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом
Левой раз, левой раз. Посмотрите все на нас
Все захлопали в ладоши – дружно веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей
По коленочкам ударим – тише, тише, тише,
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше
Завертелись наши ручки, снова опустились
Мы на месте покружились и остановились
Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Сказка продолжается.
Не ешь меня, серый Волк, я тебе песенку спою. И Колобок запел:
Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, от тебя, Волк, не хитро уйти!
Покатился Колобок дальше – только Волк его и видел…
Вопрос «От Волка». Какая прямая называется координатной прямой? (Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.)
Выполняем задание «От Волка». Найдите значение выражений
А) 3*(-2)+(-3)*(-4)-(-5)*7 (=41)
Б) (-18+23-16+9)*(-18) (=36)
В) (-4,5+3,8)*(2,01-3,81) (=1,26)
Г) (2,8-3,9)*(-4,3-2,6) (=7,59)
Слушаем сказку.
Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
- Колобок, Колобок, я тебя съем.
- Ну где тебе, косолапому, съесть меня!
Задание «От Медведя». Найдите значение выражений:
А) (48-57)/0,9 (=-10)
Б) (-84,2-15,8)/(-0,01) (=10000)
В) (-24,6+13,8)/2,7 (=-4)
Г) 643,2/(-87,3+85,7) (=-402)
Самостоятельная работа «От Лисы»
Слушаем сказку.
Катится Колобок, а навстречу ему Лиса:
- Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает да все ближе подкрадывается.
- Славная песенка…
Вопрос «От Лисы». Что называется модулем числа? (Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчета координат до точки А с координатой а.)