Разработка открытого урока в 11 классе по теме: «Комплексные числа. Знакомство»
(Работа с презентацией)
1. История развития числа.
Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей всего считали колдунами? В древние времена человек, который умел считать, казался колдуном. Не все грамотные люди владели подобным «колдовством». Считать умели, в основном, писцы, а еще, конечно, купцы.
Появляются купцы.
Купцы. Сложение, самое простое арифметическое действие, освоить при определенном воображении можно. Надо было только представить одинаковые палочки, камешки, ракушки.
А дальше – просто. Знай себе, прибавляй к палочке палочку и считай общее количество.
Докладчик: Приблизительно так и нас обучали счету в первом классе. В пятом классе УЗНАЛИ название этих чисел. Как они называются и обозначаются? (Натуральные «N» - natural, Слайд №1) Какие операции допустимы на множестве натуральных чисел? (сложение, умножение)
А вот с вычитанием уже начинались проблемы. Не всегда получалось вычесть из одного числа другое. Иногда отнимаешь, отнимаешь, глядь – ничего уже не осталось. Нечего больше отнимать! Так что вычитание считалось действием мудреным и не всегда его произвести удавалось.
Но тут пришли на помощь купцы.
Купцы: «Можно было бы начать вычитать белые палочки, а потом, когда ничего не останется, начать выкладывать черные палочки, как бы про запас.»
«Две черные палочки – это, предположим, две овцы, которые ты должен отдать, но пока еще не отдал. Это долг!»
Докладчик: В общем, человечеству же на толкование отрицательных чисел, а вместе с этим на определение понятия целых чисел Z-«zero» понадобилось тысячу с лишним лет. Зато стали допустимы операции…( сложение, вычитание и умножение).
Вообще, проблемы, подобные вышеописанным с отрицательными числами, возникали со всеми «обратными» арифметическими действиями. Два целых числа можно было перемножить, и в результате получалось целое число. А вот результат от деления двух целых чисел целым числом оказывался не всегда. Это тоже приводило к недоумениям.
Купцы: сцена деления шоколада. Вот смотри, мы сладость какую заработали. Давай делить!!!
А как? она одна, а нас двое , а еще и гости… Придумал-дроби ее на части…
Докладчик: То есть, для того, чтобы результат деления существовал всегда, пришлось ввести, освоить и понять, так сказать, «физический смысл» дробных чисел. Так вошли в дело рациональные числа - Q-«quotient» - «отношение».
В системе рациональных чисел стали допустимы многие операции. Но, что не всегда получалось? (извлечение корней из неотрицательных чисел была допустима частично. Например «корень из 81» и «корень из 2».)
Эта необходимость привела к введению множества действительных чисел (R – real), для которого и извлечение корней из неотрицательных чисел было допустимой алгебраической операцией. И все же оставался один недостаток – это…? (извлечение корня из отрицательных чисел.)
Учитель: В 18-м веке математики придумали специальные числа для того, чтобы получалось еще одно «обратное» действие, извлечение квадратного корня из отрицательных чисел. Это – так называемые «комплексные» числа (C-complex). Представить их сложно, но привыкнуть к ним – возможно. Считается, что на множестве комплексных чисел допустимы все алгебраические операции. И польза от применения комплексных чисел большая. Существование этих «странных» чисел значительно облегчило расчет сложных электротехнических цепей переменного тока, а также позволило рассчитать профиль авиационного крыла. Познакомимся с ними поближе.
2. Объяснение нового материала.
Перечислим минимальные условия, которым должны удовлетворять комплексные числа:
С1: Существует комплексное число, квадрат которого равен -1
С2 Множество комплексных чисел содержит все действительные числа.
С3 Операции сложения, вычитания, умножения и деления удовлетворяют законам арифметических действий(сочетательному, переместительному, распределительному)
Число, квадрат которого равен -1, называется мнимой единицей и обозначается i – imaginary – мнимый, воображаемый.. Это обозначение предложил Леонард Эйлер в 18 веке. Таким образом:
i2 =-1, i-мнимая единица
Определение 1:
Числа вида bi, где i – мнимая единица, называются чисто мнимыми.
Например 2i, -3i, 0,5i
Определение 2:
Комплексным числом называют сумму действительного числа и чисто мнимого числа.
Комплексное число записывают как z = a + bi.
Число a называется действительной частью числа z,
число bi– мнимой частью числа z.
Их обозначают соответственно: a = Re z, b = Im z.
Арифметические действия:
Сравнение
a + bi = c + di означает, что a = c и b = d (два комплексных числа равны между собой тогда и только тогда, когда равны их действительные и мнимые части)
Сложение
(a + bi) + (c + di) = (a + c) + (b + d)i
Вычитание
(a + bi) − (c + di) = (a − c) + (b − d)i
Умножение
(a + bi) × (c + di) = ac + bci + adi + bdi2 = (ac − bd) + (bc + ad)i
Деление
3. Практика.
(Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа.
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень) М., «Мнемозина»,
Рассмотрим простейшие примеры работы на множестве комплексных чисел.
Рассмотреть пример № 1,2 – два способа. (стр.245).
Работа с учебником. №32.7, 32,10, 32,12
4. Тест
ФИ ____________________________ класс_________________ дата_______________________
Вариант 1
Часть А
№1 Утверждения (ответь «да» или «нет»): | Ответ. |
Число является комплексным. | |
Число а, такое что а2 = – 2 является действительным. | |
Число а, такое что а4 = 1 является действительным. | |
0 – комплексное число. | |
Число 3i является чисто мнимым. | |
Действительная и мнимая части комплексного числа 3 – 2i соответственно равны 3 и 2. | |
| |
Часть В | |
Вычисли: i11 = ____________________________________________________________________Ответ: i18 =_____________________________________________________________________Ответ: i25 + i3001 =_______________________________________________________________Ответ: Часть С Найди значение выражения z3-3z, если z= √3i _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_________________________________ | |
5. Подведение итогов.
Д/З №32.5, 32,832,11 а,б