kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по алгебре 11 класс "Комплексные числа. Знакомство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет интересна учителям, работающим по учебнику Мордкович А.Г.  Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2009.Профильный уровень. Файл включает в себя презентацию и конспект урока и тест.В данной работе показана история возникновения понятия комплексного числа, сфера его применения и основные определения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексные числа. !!!»



Разработка открытого урока в 11 классе по теме: «Комплексные числа. Знакомство»

(Работа с презентацией)

1. История развития числа.

Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей всего считали колдунами? В древние времена человек, который умел считать, казался колдуном. Не все грамотные люди владели подобным «колдовством». Считать умели, в основном, писцы, а еще, конечно, купцы.

Появляются купцы.
Купцы. Сложение, самое простое арифметическое действие, освоить при определенном воображении можно. Надо было только представить одинаковые палочки, камешки, ракушки.

А дальше – просто. Знай себе, прибавляй к палочке палочку и считай общее количество.

Докладчик: Приблизительно так и нас обучали счету в первом классе. В пятом классе УЗНАЛИ название этих чисел. Как они называются и обозначаются? (Натуральные «N» - natural, Слайд №1) Какие операции допустимы на множестве натуральных чисел? (сложение, умножение)
А вот с вычитанием уже начинались проблемы. Не всегда получалось вычесть из одного числа другое. Иногда отнимаешь, отнимаешь, глядь – ничего уже не осталось. Нечего больше отнимать! Так что вычитание считалось действием мудреным и не всегда его произвести удавалось.
Но тут пришли на помощь купцы.

Купцы: «Можно было бы начать вычитать белые палочки, а потом, когда ничего не останется, начать выкладывать черные палочки, как бы про запас.»

«Две черные палочки – это, предположим, две овцы, которые ты должен отдать, но пока еще не отдал. Это долг!»


Докладчик: В общем, человечеству же на толкование отрицательных чисел, а вместе с этим на определение понятия целых чисел Zzero» понадобилось тысячу с лишним лет. Зато стали допустимы операции…( сложение, вычитание и умножение).

Вообще, проблемы, подобные вышеописанным с отрицательными числами, возникали со всеми «обратными» арифметическими действиями. Два целых числа можно было перемножить, и в результате получалось целое число. А вот результат от деления двух целых чисел целым числом оказывался не всегда. Это тоже приводило к недоумениям.

Купцы: сцена деления шоколада. Вот смотри, мы сладость какую заработали. Давай делить!!!

А как? она одна, а нас двое , а еще и гости… Придумал-дроби ее на части…

Докладчик: То есть, для того, чтобы результат деления существовал всегда, пришлось ввести, освоить и понять, так сказать, «физический смысл» дробных чисел. Так вошли в дело рациональные числа - Qquotient» - «отношение».

В системе рациональных чисел стали допустимы многие операции. Но, что не всегда получалось? (извлечение корней из неотрицательных чисел была допустима частично. Например «корень из 81» и «корень из 2».)

Эта необходимость привела к введению множества действительных чисел (Rreal), для которого и извлечение корней из неотрицательных чисел было допустимой алгебраической операцией. И все же оставался один недостаток – это…? (извлечение корня из отрицательных чисел.)

Учитель: В 18-м веке математики придумали специальные числа для того, чтобы получалось еще одно «обратное» действие, извлечение квадратного корня из отрицательных чисел. Это – так называемые «комплексные» числа (C-complex). Представить их сложно, но привыкнуть к ним – возможно. Считается, что на множестве комплексных чисел допустимы все алгебраические операции. И польза от применения комплексных чисел большая. Существование этих «странных» чисел значительно облегчило расчет сложных электротехнических цепей переменного тока, а также позволило рассчитать профиль авиационного крыла. Познакомимся с ними поближе.

2. Объяснение нового материала.

Перечислим минимальные условия, которым должны удовлетворять комплексные числа:

  • С1: Существует комплексное число, квадрат которого равен -1

  • С2 Множество комплексных чисел содержит все действительные числа.

  • С3 Операции сложения, вычитания, умножения и деления удовлетворяют законам арифметических действий(сочетательному, переместительному, распределительному)

Число, квадрат которого равен -1, называется мнимой единицей и обозначается i – imaginary – мнимый, воображаемый.. Это обозначение предложил Леонард Эйлер в 18 веке. Таким образом:

i2 =-1, i-мнимая единица


Определение 1:

Числа вида bi, где i – мнимая единица, называются чисто мнимыми.

Например 2i, -3i, 0,5i

Определение 2:

Комплексным числом называют сумму действительного числа и чисто мнимого числа.

Комплексное число записывают как z = a + bi.

Число a называется действительной частью числа z,

число bi– мнимой частью числа z.

Их обозначают соответственно: a = Re z, b = Im z.


Арифметические действия:

Сравнение

a + bi = c + di означает, что a = c и b = d (два комплексных числа равны между собой тогда и только тогда, когда равны их действительные и мнимые части)

Сложение

(a + bi) + (c + di) = (a + c) + (b + d)i

Вычитание

(a + bi) − (c + di) = (a − c) + (b − d)i

Умножение

(a + bi) × (c + di) = ac + bci + adi + bdi2 = (ac − bd) + (bc + ad)i

Деление


3. Практика.

(Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа.

Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень) М., «Мнемозина»,


Рассмотрим простейшие примеры работы на множестве комплексных чисел.

Рассмотреть пример № 1,2 – два способа. (стр.245).

Работа с учебником. №32.7, 32,10, 32,12



4. Тест

ФИ ____________________________ класс_________________ дата_______________________

Вариант 1

Часть А

№1 Утверждения (ответь «да» или «нет»):

Ответ.

Число является комплексным.

 

Число а, такое что а2 = – 2 является действительным.

 

Число а, такое что а4 = 1 является действительным.

 

0 – комплексное число.

 

Число 3i является чисто мнимым.

 

Действительная и мнимая части комплексного числа 3 – 2i соответственно равны 3 и 2.

 


 

Часть В

 

Вычисли:

i11 = ____________________________________________________________________Ответ:

i18 =_____________________________________________________________________Ответ:

i25 + i3001 =_______________________________________________________________Ответ:


Часть С

Найди значение выражения z3-3z, если z= √3i

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_________________________________



5. Подведение итогов.

Д/З №32.5, 32,832,11 а,б







Просмотр содержимого презентации
«Комплексные числа ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Комплексные  числа Григорян  Евгения  Михайловна .

Комплексные числа

Григорян Евгения Михайловна .

История развития понятия числа   Допустимые алгебраические операции Числовая система Частично допустимые алгебраические операции Сложение, умножение Натуральные числа , N – «natural» Вычитание, деление, извлечение корней N Деление, извлечение корней Целые  числа , Z-«zero» Сложение, вычитание, умножение Z Рациональные числа,  Q-«quotient» - «отношение» Извлечение корней из неотрицательных чисел Сложение, вычитание, умножение, деление Q Извлечение корней из отрицательных чисел Сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корней из неотрицательных чисел Действительные числа, R – «real» R Комплексные числа, C- «complex» Все операции C

История развития понятия числа

Допустимые алгебраические операции

Числовая система

Частично допустимые алгебраические операции

Сложение, умножение

Натуральные

числа ,

N – «natural»

Вычитание, деление, извлечение корней

N

Деление, извлечение корней

Целые числа ,

Z-«zero»

Сложение, вычитание, умножение

Z

Рациональные числа,

Q-«quotient» - «отношение»

Извлечение корней из неотрицательных чисел

Сложение, вычитание, умножение, деление

Q

Извлечение корней из отрицательных чисел

Сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корней из неотрицательных чисел

Действительные числа,

R – «real»

R

Комплексные числа,

C- «complex»

Все операции

C

История развития понятия числа

История развития понятия числа

Область применения комплексного числа.

Область применения комплексного числа.

Понятие  комплексного  числа Минимальные условия, которым должны удовлетворять комплексные числа: C 1 ) Существует комплексное число, квадрат которого равен ( − 1 ). С 2 ) Множество комплексных чисел содержит все действительные числа. С 3 ) Операции сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел удовлетворяют обычным законам арифметических действий (сочетательному, переместительному, распределительному).

Понятие комплексного числа

Минимальные условия, которым должны удовлетворять комплексные числа:

C 1 ) Существует комплексное число, квадрат которого равен ( 1 ).

С 2 ) Множество комплексных чисел содержит все действительные числа.

С 3 ) Операции сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел удовлетворяют обычным законам арифметических действий (сочетательному, переместительному, распределительному).

Понятие комплексного числа  i 2 = − 1  i – мнимая единица. Определение 1: Числа вида bi , где i – мнимая единица, называются чисто мнимыми . Например 2 i, -3i, 0,5i Определение 2: Комплексным числом называют сумму действительного числа и чисто мнимого числа. Комплексное число записывают как z = a + bi . Число a называется действительной частью числа z, число bi – мнимой частью числа z.  Их обозначают соответственно: a = Re z , b = Im z .

Понятие комплексного числа

i 2 = 1

i – мнимая единица.

Определение 1:

Числа вида bi , где i – мнимая единица, называются чисто мнимыми .

Например 2 i, -3i, 0,5i

Определение 2:

Комплексным числом называют сумму действительного числа и чисто мнимого числа.

Комплексное число записывают как z = a + bi .

Число a называется действительной частью числа z,

число bi – мнимой частью числа z.

Их обозначают соответственно: a = Re z , b = Im z .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка открытого урока по алгебре 11 класс "Комплексные числа. Знакомство"

Автор: Григорян Евгения Михайловна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114218


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства