kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка интегрированного урока математики и физики "Приложения производной и первообразной в механике".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы: Орлова Е.В. – учитель математики МАОУ «СОШ №6» г.Перми;

                Михайлина Н.В. – преподаватель физики ГБОУ СПО «Пермский 

строительный колледж» г. Пермь.

Продолжительность 45 мин.

Цель:                                                

  • сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;
  • развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; умений применять теоретические знания на практике;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока математики и физики "Приложения производной и первообразной в механике". »

Интегрированный урок математики и физики

Приложения производной и первообразной в механике.

«Математика - царица всех наук, но

служанка физики»

Авторы: Орлова Е.В. – учитель математики МАОУ «СОШ №6» г.Перми;

Михайлина Н.В. – преподаватель физики ГБОУ СПО «Пермский

строительный колледж» г. Пермь.

Продолжительность 45 мин.

Цель:

  • сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;

  • развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; умений применять теоретические знания на практике;

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей.

Оборудование:

  • Компьютер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Справочный материал по физике;

  • Раздаточный материал с задачами.


Ход урока.


  1. Организационный момент

Учитель математики: Математика - это инструмент для описания удивительно разнообразного множества явлений и предметов Вселенной. Поэтому она универсальна, она как бы стоит над всеми науками. Не зря знаменитый немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». ( слайд 2). Но в то же время, она послушно обслуживает всевозможные науки, в частности физику. Поэтому говорят, что «Математика - царица всех наук, но служанка физики».( слайд 3).

Сегодня мы будем использовать математику как «служанку физики». Тема нашего урока «Приложения производной и первообразной в механике». ( слайд 4). Нам предстоит сравнить два подхода, к решению задач: традиционный – который вы используйте на уроках физики и «математический» - с использованием методов математического анализа.

Для того чтобы успешно справиться с задачами нам надо повторить ряд вопросов.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Определение производной;

  2. Механический смысл производной (слайд 5 );

  3. Найдите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно по закону s(t) = 2t3 – 3t в момент времени t=1. (слайд6);

  4. Движение точки происходит по закону x(t) = 2t2 – 5t (x – в метрах, t – в секундах). Найдите скорость движения точки в момент t = 10 с. (слайд 7);

  5. Скорость прямолинейного движения точки изменяется по закону v(t) = t2 – 8t + 2. Найдите закон движения точки. (слайд 8);

  6. Определение первообразной;

  7. Найдите путь пройденный точкой за первые 5 с, если скорость точки изменяется по закону v(t) = 10 – 2t (t – время в секундах, v – скорость в метрах в секунду. (слайд 9);

  8. В процессе урока нам могут понадобиться формулы, которые содержатся в справочном материале по физике.

Справочный материал по физике.

Законы движения.

х = х0 + v0t + at2/2

s = v0t + at2/2

v = v0 + at

Второй закон Ньютона

F=ma

Кинетическая энергия

E = mv2/2

Работа при деформации

А = /2

Переходим к решению задач.

  1. Решение задач (фронтальная работа с классом. Решение задач записывается на доске и в тетрадях).

Задача 1. Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону х(t)=t2+t+1 (х - в метрах, t - в секундах). Найдите действующую силу и кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения. (слайд 10).

Сила, действующая на тело в соответствии со вторым законом Ньютона вычисляется по формуле F = ma. Значит, для нахождения силы нам потребуется вычислить ускорение. Для этого ещё раз вспомним, каков механический смысл производной. (“Производная от координаты по времени - есть скорость. Производная скорости по времени - ускорение ”)

  1. v(t) = x'(t)=2t + 1

a(t) = v'(t) =2 м/с2 = F=22 = 4 H

  1. E = mv2/2

v(t) = 2t + 1

v(2) = 5 м/с = E = 25 Дж

Учитель физики: А теперь давайте решим эту задачу другим способом.

х(t)=t2+t+1 F=ma (2 закон Ньютона)

t=2c E = mv2/2 (кинетическая энергия)

m=2кг х(t) = х0+v0t+at2/2 (закон движения)

F=? х(t) = 1+ t+ t2

Е=? х0 = 1м

v0 = 1м/с

а = 2 м/с2

F = 22 = 4H

v = v0+at

v =1+2t

v = 5 м/с

E = 252/2 = 25Дж


Вопрос к классу: какое решение короче? Какое проще?

Задача 2. Точка движется прямолинейно под действием постоянной силы с ускорением 2м/с2. Начальная скорость равна нулю. Через 3 секунды после начала движения сила прекращает действовать и точка начинает двигаться равномерно с набранной скоростью. Найдите закон движения точки. (слайд 11).

а = 2 м/с2 1. х(t) = х0+v0t+at2/2 (закон движения)

v0 = 0 х0 = 0

t=3c v0 = 0

х1(t) = ? х1(t) =t2

х2(t) = ? 2. х2(t) = х0+v0t+at2/2 (закон движения)

а = 0, т.к. движение равномерное.

v = v0+at

v0 = 0, = v = at, = v = 23 = 6 м/с

х0 = s = v0t+at2/2

х0 = s = at2/2

х0 = s = 232/2=9м

х2(t) = 9+6t

Учитель математики: Постараемся решить эту задачу средствами матанализа

  1. a(t) =2.

Скорость точки будем находить из множества первообразных функции a(t): v(t) = 2t + C

Учитывая, что v(0) = 0, получим C = 0, а значит v(t) = 2t.

Используя понятие первообразной найдем x(t) = t2 + C.

Учитывая, что x(0) = 0, получим C = 0, а значит x(t) = t2, при t≤3

  1. Через 3с v(t) = 6, x(t) =9 = на втором участке x(t) =6t + C

В момент начала равномерного движения (t = 0) x = 9.

Значит C = 0. Получим x(t) = 6t + C, при t 3.

Сравните решения задачи. Для себя сделайте выбор какой способ удобнее.

Задача 3. Найдите работу, которую необходимо затратить на растяжение пружины на 5 см, если сила в 4 Н растягивает её на 10 см. (слайд 12).

Из курса физики вы знаете, что работой A силы называют произведение модуля силы и перемещения: A = FS.

Если на тело действует переменная сила, то чтобы вычислить её работу нужно перемещение разбить на малые участки ΔS, в пределах которых силу можно считать постоянной. Затем следует подсчитать работу на каждом таком участке и сложить все полученные результаты. Это и будет работа силы на интересующем нас перемещении.

Графический (слайд ) работу на каждом участке ΔS можно вычислить как площадь прямоугольника со сторонами ΔS и F(S). Тогда работа произведенная силой на перемещении S определяется как площадь криволинейной трапеции, находящейся под графиком проекции силы. Итак,

A =

Используя полученную формулу перейдем к решению задачи.

По закону Гука сила F, растягивающая пружину на величину x, вычисляется по формуле F = kx, где - постоянный коэффициент пропорциональности. Из условия задачи следует, что 4 = 0,1k = k = 40 и сила F = 40x. Значит A =xdx = 20x|00,05 = 20×0,0025 = 0,05Дж.

Учитель физики:

х1=5см=0,05м А = kх12/2

F2=4Н F2=kх2, k= F2/ х2, k=4/0,1=40

х2=10см=01м А=400,052/2= 0,05Дж

А=?

Учитель математики: Мы с вами решали задачи механики, используя методы физики и математики. А сейчас попробуйте применить знания, полученные на уроке, при выполнении самостоятельной работы.

  1. Самостоятельная работа

Решаем задачи №4,5.

4. Тело движется со скоростью, возрастающей пропорционально времени. Найти уравнение движения, если в начальный момент путь тела S=0, а через t=5 с оно прошло путь S=15 м.
5. Вычислить работу, которую нужно затратить при растяжении пружины на 8 см, если сила в 3 Н растягивает пружину на 1 см.

Задача 5: 1 вариант - методами матанализа;

2 вариант - методами физики.

Задача 6: 1 вариант - методами физики;

2 вариант - методами матанализа.

Проверка (слайды ) и обсуждение решений.

  1. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы рассматривали решение физических задач с точки зрения математики, используя производную и первообразную и с точки зрения физики. Каждый вправе выбирать какой способ удобнее. Но каким бы образом вы не решали задачи необходимо уметь пользоваться математическим аппаратом. Ведь математика - инструмент физики. Не зря великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Слеп физик без математики»

Надеемся, что рассмотренный материал поможет вам на экзаменах, как по математике, так и по физике.

  1. Домашнее задание.

1. Скорость прямолинейно движущегося тела равна v(t) = 4t – t2 .

Вычислить путь, пройденный телом от начала движения до остановки.

2. Вычислить работу, которую нужно затратить при сжатии пружины на

3 см, если сила в 2Н сжимает эту пружину на 1 см.

3. Высота h (в метрах), которой достигает за t секунд тело, брошенное

вертикально вверх со скоростью v0 м/с, определяется уравнением

s = v0t – 4,9t2. Найти скорость и ускорение движения в момент t = 3 c,

если v0 = 200м/с (сопротивление воздуха не учитывается).

4. Скорость точки задана уравнением v = 4соs(t) м/с. Найти уравнение

движения, если в момент t=π/6 точка находиться на расстоянии S=8 м

от начала отсчета пути.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Орлова Елена Валентиновна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства