Разработка интегрированного урока математики и физики "Приложения производной и первообразной в механике".
Разработка интегрированного урока математики и физики "Приложения производной и первообразной в механике".
Авторы: Орлова Е.В. – учитель математики МАОУ «СОШ №6» г.Перми;
Михайлина Н.В. – преподаватель физики ГБОУ СПО «Пермский
строительный колледж» г. Пермь.
Продолжительность 45 мин.
Цель:
сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;
развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; умений применять теоретические знания на практике;
воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока математики и физики "Приложения производной и первообразной в механике". »
Интегрированный урок математики и физики
Приложения производной и первообразной в механике.
«Математика - царица всех наук, но
служанка физики»
Авторы: Орлова Е.В. – учитель математики МАОУ «СОШ №6» г.Перми;
Михайлина Н.В. – преподаватель физики ГБОУ СПО «Пермский
строительный колледж» г. Пермь.
Продолжительность 45 мин.
Цель:
сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;
развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; умений применять теоретические знания на практике;
воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей.
Оборудование:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Справочный материал по физике;
Раздаточный материал с задачами.
Ход урока.
Организационный момент
Учитель математики: Математика - это инструмент для описания удивительно разнообразного множества явлений и предметов Вселенной. Поэтому она универсальна, она как бы стоит над всеми науками. Не зря знаменитый немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». ( слайд 2). Но в то же время, она послушно обслуживает всевозможные науки, в частности физику. Поэтому говорят, что «Математика - царица всех наук, но служанка физики».( слайд 3).
Сегодня мы будем использовать математику как «служанку физики». Тема нашего урока «Приложения производной и первообразной в механике». ( слайд 4).Нам предстоит сравнить два подхода, к решению задач: традиционный – который вы используйте на уроках физики и «математический» - с использованием методов математического анализа.
Для того чтобы успешно справиться с задачами нам надо повторить ряд вопросов.
Актуализация опорных знаний
Определение производной;
Механический смысл производной (слайд 5 );
Найдите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно по закону s(t) = 2t3 – 3t в момент времени t=1. (слайд6);
Движение точки происходит по закону x(t) = 2t2 – 5t (x – в метрах, t – в секундах). Найдите скорость движения точки в момент t = 10 с. (слайд 7);
Скорость прямолинейного движения точки изменяется по закону v(t) = t2 – 8t + 2. Найдите закон движения точки. (слайд 8);
Определение первообразной;
Найдите путь пройденный точкой за первые 5 с, если скорость точки изменяется по закону v(t) = 10 – 2t (t – время в секундах, v – скорость в метрах в секунду. (слайд 9);
В процессе урока нам могут понадобиться формулы, которые содержатся в справочном материале по физике.
Справочный материал по физике.
Законы движения.
х = х0 + v0t + at2/2
s = v0t + at2/2
v = v0 + at
Второй закон Ньютона
F=ma
Кинетическая энергия
E = mv2/2
Работа при деформации
А = /2
Переходим к решению задач.
Решение задач (фронтальная работа с классом. Решение задач записывается на доске и в тетрадях).
Задача 1. Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону х(t)=t2+t+1 (х - в метрах, t - в секундах). Найдите действующую силу и кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения. (слайд 10).
Сила, действующая на тело в соответствии со вторым законом Ньютона вычисляется по формуле F = ma. Значит, для нахождения силы нам потребуется вычислить ускорение. Для этого ещё раз вспомним, каков механический смысл производной. (“Производная от координаты по времени - есть скорость. Производная скорости по времени - ускорение ”)
v(t) = x'(t)=2t + 1
a(t) = v'(t) =2 м/с2 = F=22 = 4 H
E = mv2/2
v(t) = 2t + 1
v(2) = 5 м/с = E = 25 Дж
Учитель физики: А теперь давайте решим эту задачу другим способом.
х(t)=t2+t+1 F=ma (2 закон Ньютона)
t=2c E = mv2/2 (кинетическая энергия)
m=2кг х(t) = х0+v0t+at2/2 (закон движения)
F=? х(t) = 1+ t+ t2
Е=? х0 = 1м
v0 = 1м/с
а = 2 м/с2
F = 22 = 4H
v = v0+at
v =1+2t
v = 5 м/с
E = 252/2 = 25Дж
Вопрос к классу: какое решение короче? Какое проще?
Задача 2. Точка движется прямолинейно под действием постоянной силы с ускорением 2м/с2. Начальная скорость равна нулю. Через 3 секунды после начала движения сила прекращает действовать и точка начинает двигаться равномерно с набранной скоростью. Найдите закон движения точки. (слайд 11).
а = 2 м/с2 1. х(t) = х0+v0t+at2/2 (закон движения)
Учитель математики: Постараемся решить эту задачу средствами матанализа
a(t) =2.
Скорость точки будем находить из множества первообразных функции a(t): v(t) = 2t + C
Учитывая, что v(0) = 0, получим C = 0, а значит v(t) = 2t.
Используя понятие первообразной найдем x(t) = t2 + C.
Учитывая, что x(0) = 0, получим C = 0, а значит x(t) = t2, при t≤3
Через 3с v(t) = 6, x(t) =9 = на втором участке x(t) =6t + C
В момент начала равномерного движения (t = 0) x = 9.
Значит C = 0. Получим x(t) = 6t + C, при t 3.
Сравните решения задачи. Для себя сделайте выбор какой способ удобнее.
Задача 3. Найдите работу, которую необходимо затратить на растяжение пружины на 5 см, если сила в 4 Н растягивает её на 10 см. (слайд 12).
Из курса физики вы знаете, что работой A силы называют произведение модуля силы и перемещения: A = FS.
Если на тело действует переменная сила, то чтобы вычислить её работу нужно перемещение разбить на малые участки ΔS, в пределах которых силу можно считать постоянной. Затем следует подсчитать работу на каждом таком участке и сложить все полученные результаты. Это и будет работа силы на интересующем нас перемещении.
Графический (слайд ) работу на каждом участке ΔS можно вычислить как площадь прямоугольника со сторонами ΔS и F(S). Тогда работа произведенная силой на перемещении S определяется как площадь криволинейной трапеции, находящейся под графиком проекции силы. Итак,
A =
Используя полученную формулу перейдем к решению задачи.
По закону Гука сила F, растягивающая пружину на величину x, вычисляется по формуле F = kx, где - постоянный коэффициент пропорциональности. Из условия задачи следует, что 4 = 0,1k = k = 40 и сила F = 40x. Значит A =xdx = 20x|00,05 = 20×0,0025 = 0,05Дж.
Учитель физики:
х1=5см=0,05м А = kх12/2
F2=4Н F2=kх2, k= F2/ х2, k=4/0,1=40
х2=10см=01м А=400,052/2= 0,05Дж
А=?
Учитель математики: Мы с вами решали задачи механики, используя методы физики и математики. А сейчас попробуйте применить знания, полученные на уроке, при выполнении самостоятельной работы.
Самостоятельная работа
Решаем задачи №4,5.
4. Тело движется со скоростью, возрастающей пропорционально времени. Найти уравнение движения, если в начальный момент путь тела S=0, а через t=5 с оно прошло путь S=15 м. 5. Вычислить работу, которую нужно затратить при растяжении пружины на 8 см, если сила в 3 Н растягивает пружину на 1 см.
Задача 5: 1 вариант - методами матанализа;
2 вариант - методами физики.
Задача 6: 1 вариант - методами физики;
2 вариант - методами матанализа.
Проверка (слайды ) и обсуждение решений.
Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы рассматривали решение физических задач с точки зрения математики, используя производную и первообразную и с точки зрения физики. Каждый вправе выбирать какой способ удобнее. Но каким бы образом вы не решали задачи необходимо уметь пользоваться математическим аппаратом. Ведь математика - инструмент физики. Не зря великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Слеп физик без математики»
Надеемся, что рассмотренный материал поможет вам на экзаменах, как по математике, так и по физике.
Домашнее задание.
1. Скорость прямолинейно движущегося тела равна v(t) = 4t – t2 .
Вычислить путь, пройденный телом от начала движения до остановки.
2. Вычислить работу, которую нужно затратить при сжатии пружины на
3 см, если сила в 2Н сжимает эту пружину на 1 см.
3. Высота h (в метрах), которой достигает за t секунд тело, брошенное
вертикально вверх со скоростью v0 м/с, определяется уравнением
s = v0t – 4,9t2. Найти скорость и ускорение движения в момент t = 3 c,
если v0 = 200м/с (сопротивление воздуха не учитывается).
4. Скорость точки задана уравнением v = 4соs(t) м/с. Найти уравнение
движения, если в момент t=π/6 точка находиться на расстоянии S=8 м