Западный административный округ города Москвы
  Частное учреждение  
  общеобразовательная организация школа «Ступени»
  
 
  
 
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  РЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ
  
 
  ТЕМА УРОКА: «ТРЕУГОЛЬНИК»
  
 
  
 
  5 КЛАСС
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Автор:
  учитель математики
  Панченко Елена Николаевна
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Москва 2016
  Тема урока: Треугольник.
  Цели учителя:
  создание условий для осознанного и уверенного владения навыком вычисления периметра треугольника.
  Образовательные задачи урока:
  закрепить понятие треугольника и его элементов;
  сформулировать правило треугольника и отработать навыки его применения;
  закрепить понятие периметра треугольника и отработать навыки его вычисления в ходе решения задач арифметическим и алгебраическим методом.
  Развивающие задачи урока:
  развивать творческие способности учащихся; умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; коммуникативные навыки; умение сотрудничать при решении учебных задач.
  Воспитательные задачи урока:  
  воспитывать культуру умственного труда; культуру коллективной работы; упорство в достижении цели.
  Цели учащегося:
  -  усвоение понятия треугольника, его элементов, правила треугольника; 
-  полное понимание сути решения задач на нахождение периметра треугольника арифметическим и алгебраическим способом;  
-  осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления выражений и уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения; 
-  приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового;  
-  осознание чувства сопричастности к общему успеху. 
 Оборудование: компьютер, экран, проектор.
  Тип урока: практикум.
  
 
  Ход урока.
  
 
  -  Организационный момент. 
 
 
  -  Актуализация знаний (устная работа). 
 -  Какая геометрическая фигура называется треугольником? 
-  Какие виды треугольников вам известны? 
-  Какой треугольник называется остроугольным? 
-  Какой треугольник называется прямоугольным? 
-  Какой треугольник называется тупоугольным? 
-  С помощью, каких инструментов можно определить величину угла? 
-  С помощью, какого инструмента измеряются длины сторон треугольника? 
-  В каких единицах измеряются стороны треугольника? 
-  В каких единицах измеряются углы треугольника? 
-  Сформулируйте определении периметра треугольника. 
-  В каких единицах измеряется периметр треугольника? 
-  Назовите фигуры, представленные на рис.1. 
-  Назовите вершины, стороны и углы приведённых на рисунке 1 треугольников.  
-  Определите вид треугольников, изображённых на рисунке 1,в зависимости от их углов. 
 
  Рис.1
  -  Изучение нового материала.   
 Цель: сформулировать правило треугольника и дать навыки его применения.
  
 
  Задание №1. (работа группах).
  Используя рисунок 108 на стр. 152 учебника, выполните следующие задания и заполните данную таблицу.
  -  Определите вид треугольника. 
-  Измерьте стороны треугольника. 
-  Вычислите суммы пар сторон треугольника. 
-  Сравните результаты вычисления сумм с величиной третьей стороны. 
-  Сделайте вывод. 
 
  а) б) в)
  Рис.108
  1 группа. Выполните приведённые выше задания для треугольника АВС.
      |  АВ=  АС= ВС= |  АВ+АС=  АВ+ВС= ВС+АС= |  АВ+АС и ВС  АВ+ВС и АС  ВС+АС и АВ Вывод: | 
 
  
 
  2 группа. Выполните приведённые выше задания для треугольника DEF.
      |  DE=  FE= DF= | DE+FE= DE+DF= FE+DF= |  DE+FE и DF  DE+DF и EF  FE+DF и DE Вывод: | 
 
  
 
  3 группа. Выполните приведённые выше задания для треугольника KMN.
      |  KM=  MN= KN= | KM+MN= MN+KN= KN+KM= |  KM+MN и KN  MN+KN и KM  KN+KM и MN Вывод: | 
 
  
 
  Обобщите полученные в ходе выполнения заданий выводы и сформулируйте правило треугольника.
  
 
  Задание №2. (Устно).
  К акой может быть сторона треугольника рис.2, если две другие его стороны равны 9см и 5см?
акой может быть сторона треугольника рис.2, если две другие его стороны равны 9см и 5см? 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Рис.2
  
 
  З  
 
 адание №3. (Устно). 
  Существует ли треугольник со сторонами? Объясните ответ. 
          | a | 8 | 3 | 5 | 21 | 11 | 10 | 
  | b | 7 | 14 | 11 | 6 | 21 | 22 | 
  | c | 12 | 10 | 9 | 13 | 10 | 11 | 
 
  
 
  4. Практическая работа.
  
 
  Задание №4.
  Запишите выражения для периметра треугольника КМР и упростите его, если КМ = х см, МР на 30см меньше КМ, КР в 4 раза больше МР.
  Решение.
  х+х-30+4(х-30)=х+х-30+4х-120=6х-150.
  
 
  Задание №5.
  Используя результаты задания №4, составьте уравнение и найдите стороны , зная, что периметр треугольника КМР равен 180см.
  Решение.
  6х-150=180, 6х=180+150, 6х=330, х=330:6, х=55.
  КМ=55см, МР=55-30=25см, КР=4·25=100см.
  Ответ: 55см, 25см, 100см.
  
 
  5.Самостоятельная работа, с последующей проверкой в парах.
  Задание №4.
     | 1 вариант | 2 вариант | 
  | Одна сторона треугольника равна 2дм, вторая – на 8см больше этой стороны, а третья на 5см меньше суммы первых двух сторон. Найдите периметр треугольника | Одна сторона треугольника равна 3м, вторая – на 5дм больше этой стороны, а третья на 7дм меньше суммы первых двух сторон. Найдите периметр треугольника | 
 
  
 
  -  Итог урока.   
 
 
  -  Рефлексия. 
 -  Какие задания на уроке показались вам самыми простыми? 
-  Какие задания вызвали наибольшие затруднения? 
-  Какие задания вызвали наибольший интерес? 
-  Оцените каждый свою работу на уроке по 5-бальной шкале.  
 
 
    -  Домашнее задание: §31 №554(б), №555(б),№560(б). 
 Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.– 270 с.: ил. 
  
 
  Литература.
  -  Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.  
-  Сборник задач и упражнений по математике для 5 класса. пособие для общеобразовательных учреждений: / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.– М.: Мнемозина, 2012.  
-  Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя 
 / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2008.
 
 
 
  
 
    5