Демонстрационный: видеофрагмент – музыка звезд, карта звездного неба, запись физкультминутки, набор слайдов – иллюстраций с играми, сундучки.
Раздаточный: сундучки, карандаши, тетради, веера чисел, карточки со знаками (больше, меньше, равно), разрезная игра «Реши пример – собери картинку» (Ракета).
Предшествующая работа: Сравнение масс предметов. Решение задач на сложение и вычитание. Чтение рассказов Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Ход НОД
Орг. момент. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.
Под видеофрагмент «Музыка звезд» дети заходят в группу и располагаются на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, Ребята, представляете, Незнайка посмотрел, как мы свами изучаем весы, и решил отправиться в путешествие по Вселенной к созвездию «Весы». Очень ему интересно, чем там занимаются. Вы за него не боитесь?
Дети: Боимся.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Давайте отправимся с ним вместе.
Воспитатель: Что ж…так, наверное, будет спокойней. Он без нашей помощи не обойдётся. Я думаю, что нет на земле человека, который мог бы равнодушно смотреть на величественное ночное небо, и не мечтал бы отправиться в подобное путешествие. Тысячи сверкающих звезд, блуждающие среди них планеты, хвостатые кометы и лунные затмения – являются удивительной для нас загадкой. Небо издавна привлекало к себе внимание людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединяли яркие звезды в разнообразные фигуры и называли их персонажами древних мифов и легенд, животных и предметов.
А на чём же нам отправиться в космическое путешествие?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Тогда необходимо помочь Незнайке подготовить ракету.
Игровое упражнение «Соедини цифры по порядку».
Подойдите к столам, возьмите карточки, на карточках соедините цифры по порядку. Кто справится раньше всех, подойдёт к интерактивной доске и поможет Незнайке. Посмотрите, что у нас получится.
Дети: Получилась ракета.
Воспитатель: Что ж можно отправляться.
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
Космический корабль Подготовительной группы во главе с Незнайкой, стартует с Земли и направляется к созвездию Весы.
Но вот как я и думала, Незнайка забыл проложить маршрут. Чтобы его проложить, необходимо для начала помочь Незнайке подобрать соседей чисел. Числа это не простые, а опорные точки нашего маршрута ошибка может привести к катастрофе. У вас у всех есть математические веера, давайте вы будете показывать соседей числа, которое на планшете у Незнайки, а один из вас будет выбирать необходимые числа на доске.
Игровое упражнение «Покажи соседей числа»
Воспитатель: Вы молодцы быстро справились с заданием, и уже на горизонте появилось созвездие Весы. Как вы думаете, почему это созвездие называется «Весы»? Сейчас я вам расскажу одну сказку. (Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»).
Но что это,…кажется, метеоритный дождь… не всё Незнайка рассчитал, чтобы избежать столкновения с космическими объектами необходимо безошибочно сравнить числа и поставить между ними соответствующие знаки.
Игра «Сравни числа»
Итак, мы приближаемся к созвездию Весы, как вы думаете, о чем пойдёт речь в нашем путешествии? (измерении массы)
Затруднение игровой ситуации.
Прежде чем попасть на звезду в созвездии вам предстоит научное исследование. Посмотрите, перед Незнайкой 3 сундучка с каменьями с созвездия Весов. С виду все они одинаковые, но один из них – пуст. Открывать сундуки нельзя. Как узнать, который из них пуст. Давайте сравним эти сундучки. Цвет, форма, размер одинаковы. Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства надо взять предметы в руки или взвесить их. Когда мы говорим о предметах «легче» и «тяжелее», то имеем ввиду свойство предметов, которое называется МАССА. Как узнать, какой из сундучков пуст, взвесив лишь 2 сундучка? (Дети производят взвешивание и делают выводы). Мы попали на первую звезду. (На карте звездного неба загорается звезда созвездия Весы). Нам помогли попасть на звезду научные исследования. Посадка разрешена всем.
Надо бы размяться, чтобы продолжить путешествие, нам необходима физкультминутка.
Взвесили предметы
По порядку,
Теперь всех приглашаю
На зарядку.
Физкультминутка. «Поднимаем руки»
Воспитатель: Хорошо все выполняли и незаметно для себя мы попали на вторую звезду. (На карте звездного неба загорается звезда созвездия Весы).
Открытие нового знания и умения.
Нас ждет 3 звезда, чтобы на неё попасть, надо рассмотреть рисунок. Давайте займем свои посадочные места. Скажите, какой инструмент помогает сравнить предметы по массе (Весы). Давайте посмотрим на весы, и подумаем для измерения чего, они нам могут пригодиться. Вот и звезда загорелась на доске.
Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Чтобы добраться до следующей звезды надо проявить знания.
№1 стр. 26 Сложение и вычитание масс предметов. Составление задач.
Воспитатель: Посмотрите, Незнайка втайне от нас взял с собой в путешествие песика Бульку и ещё некоторых животных. Давайте поможем ему определить их массу.
Какие гири уравновешивают кота? (2 гири по 1кг и 1 гиря в 2 кг).
Сколько всего килограммов весит кот? (1кг+1кг+2кг=4кг)
Расскажите про гири, которые уравновешивают Мишку. Поставьте вопрос о массе мишки. (Мишку уравновешивают 2 гири в 2кг и 5 кг).
Сколько всего килограммов весит Мишка?
Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос? (2кг+кг5=7)
Придумайте задачу про лисенка. (Лисенка уравновешивают 2 гири в 2 кг и 1 гиря в 1 кг).
Какова масса лисенка? Найдите ответ на вопрос этой задачи. (1кг+2кг+2кг=5кг)
Очередная звезда загорелась в созвездии весов. Путь наш к следующей звезде.
Подскажите Незнайке кто из взятых на борт животных самый легкий и объясните ему почему?
Подскажите Незнайке кто из взятых на борт животных самый тяжёлый и объясните ему почему?
Посмотрите, ещё одна звездочка засияла.
Повторение и развивающие задания.
Нам осталось зажечь последнюю самую маленькую звезду в созвездии Весов. Она зажжется, как только мы подготовим нашу ракету к старту. Для этого вам необходимо решить примеры на карточках, сопоставить ответы с числами в таблице и ракета будет готова к возвращению на Землю.
Итог.
Вот мы и вернулись на Землю. Понравилось вам занятие. Какое задание понравилось больше всего. А на память о нашем путешествие я вам хочу подарить замечательную книгу Любови Талимоновой «Сказки о созвездиях»
Наследство (Созвездие Весы)
Было среди холмов селение. Оно называлось Селением с Зелёным Камнем. И правда, в центре его стоял большой зелёный камень. Люди считали камень волшебным, так как он не подпускал к себе злых и всегда помогал добрым людям. Если человек приходил к камню за советом или с добрыми пожеланиями и мечтами, то совет обязательно находился, а все мечты сбывались. Люди часто собирались около зелёного камня. Они верили, что в его присутствии нельзя обмануть или сказать неправду. Если в селении был праздник, то его проводили около волшебного камня.
В этом селении жили два брата – Унас и Рудас. Их родители умерли и оставили братьям в наследство большой кувшин золота и драгоценных камней и много-много мудрых книг. И Унас, и Рудас хотели получить в наследство кувшин золота. Это лучше, думали они, чем иметь большую библиотеку. Так прошёл год, другой, а братья всё не могли поделить наследство. Тогда обитатели селения решили попросить совета у зелёного камня, как рассудить братьев.
И вот однажды утром все жители селения собрались около камня и стали просить его о помощи. Неожиданно большой камень зашевелился, в нём появилась и распахнулась дверь, и из камня вышла девушка. У неё в руках были весы. Она молча подошла к людям, взяла кувшин золота и положила его на чашу весов. Затем взяла одну страницу мудрой книги и положила её на другую чашу весов. Все застыли от изумления: одна пожелтевшая от времени страничка из книги перевесила кувшин с золотом и драгоценными камнями. Так и не сказав никому ни слова, девушка вошла обратно в каменную дверь и исчезла. А весы, которые она оставила на земле, вдруг начали подниматься вверх, всё выше и выше, пока не достигли самого неба. Так и остались они сиять на небосводе, превратившись в созвездие Весов.
И когда бы люди ни посмотрели в небо, они видят Весы, на которых пожелтевшая страница старой книги перевешивает кувшин золота.
А братья – Унас и Рудас – помирились. Всё золото и драгоценные камни они поделили между жителями селения, а все книги оставили себе, заботились о них и берегли, как самое ценное в мире людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Новикова В.П. Математика в детском саду. 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. ФГОС. – М.: Издательство «Мозаика - Синтез», 2014. – 48 с.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два -ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб.-М.: Издательство «Ювента», 2008. – 256 с.: ил.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два -ступенька…Математика для детей 6 – 7 лет. Часть 2. Изд. 3-е, перераб.-М.: Издательство «Ювента», 2009. –64 с. ил.
Талимонова Л. Сказки о созвездиях. Для детей и взрослых. – М.: «Машиностроение», 1993. – 96 с.