Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Мотивация к учебной деятельности. | Выражение «это необходимо, как воздух» можно услышать, когда говорят о чём-то важном для человека. Жить и дышать – это практически одно и то же. А достаточно ли нам воздуха для дыхания? Возьмём в качестве ориентира минимальный объём жизненного пространства 6 метров в кубе для дыхания человека в течение 6-ти часов. Мы проводим уроки в кабинете, длина которого 12 м, ширина 5 м и высота 3 м. Какой объём приходится на каждого из нас? Достаточно ли этого объёма? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? | Подтверждают заинтересованность в решении данной задачи. Формулируют вопросы, на которые нужно ответить, чтобы иметь возможность решить поставленную задачу. Что такое объём тела? Какому многограннику соответствует кабинет, в котором мы занимаемся? Как найти объём нашего кабинета? | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | Попробуем ответить на поставленные вопросы. | Отвечают на вопросы. Дают определение понятию объём. Выясняют, что кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Осознают необходимость нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда с длинной 12м, шириной 5м и высотой 3м. Осознают недостаточность своих знаний для этого. | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: выполнение пробного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
| Выявление места и причины затруднений. | Почему вы не можете найти объем прямоугольного параллелепипеда? | Осознают необходимость знания специальной формулы для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
| Построение проекта выхода из затруднений. | Сформулируйте тему и цели урока. ( Записать в тетради тему урока.) Составьте план работы. | Формулируют тему урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда», цели урока: составить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда и научиться её использовать. Составляют проект выхода из затруднений: Повести эксперимент (найти объёмы нескольких прямоугольных параллелепипедов опытным путем); Сделать вывод на основе этого эксперимента (предложить проект формулы); проверить проект формулы, проведя ещё 2-3 аналогичных эксперимента. | Познавательные: формулирование познавательной цели, моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (в группе) план решения проблемы. Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть аргументы. |
| Реализация построенного проекта. | Разделитесь на группы. Используя модели единичных кубов, соберите куб со сторонами 5, 3 и 2. Определите его объём, используя определение объёма. Заполните таблицу. Составьте предполагаемую формулу. Найдите по формуле объём куба с длиной 3, шириной 2 и высотой 4. Заполните таблицу. Используя модели единичных кубов, соберите куб со сторонами 3, 2 и 4. Определите его объём, используя определение объёма. Заполните таблицу. Сравните полученные результаты. Заполните таблицу. Аналогичным образом проведите ещё одну проверку формулы на примере прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 3, 4. | Работа в группах. Используя модели единичных кубов, собирают куб со сторонами 5, 3 и 2. Определяют его объём, используя определение объёма. Заполняют таблицу. Составляют предполагаемую формулу. Находят по формуле объём куба с длиной 3, шириной 2 и высотой 4. Заполняют таблицу. Используя модели единичных кубов, собирают куб со сторонами 3, 2 и 4. Определяют его объём, используя определение объёма. Заполняют таблицу. Сравнивают полученные результаты. Заполняют таблицу. Аналогичным образом проведите ещё одну проверку формулы на примере прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 3, 4. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму. Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы). |
| Первичное закрепление внешней речи. | Найдите по формуле объём куба с длиной 3, шириной 2 и высотой 4. Заполните таблицу. Используя модели единичных кубов, соберите куб со сторонами 3, 2 и 4. Определите его объём, используя определение объёма. Заполните таблицу. Сравните полученные результаты. Заполните таблицу. Аналогичным образом проведите ещё одну проверку формулы на примере прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 3, 4. | Работа в группе: проверка формулы объёма прямоугольного параллелепипеда на других примерах. Найдите по формуле объём куба с длиной 3, шириной 2 и высотой 4. Заполните таблицу. Используя модели единичных кубов, соберите куб со сторонами 3, 2 и 4. Определите его объём, используя определение объёма. Заполните таблицу. Сравните полученные результаты. Заполните таблицу. Аналогичным образом проведите ещё одну проверку формулы на примере прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 3, 4. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; прогнозирование. Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи : мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
| Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Полученная формула даёт нам возможность решить поставленную в начале урока задачу. Достаточно ли воздуха в кабинете? | Работа в группе. Решают задачу, используя новую формулу. Обсуждают полученный результат, готовят выступление, выбирают выступающего. Выступление группы. Делают вывод о том, что объём воздуха в кабинете достаточен для дыхания 30-ти человек в течение 6-ти часов. Замечают, что часто в кабинете пребывают более 30-ти человек, делают вывод о насущной необходимости покидать кабинет на перемене и проветривать его. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.). |
| Включение в систему знаний и повторение. | Проверим ваши знания. Запишите номера правильных утверждений. №619, №624 Поверим ответы. №619 Ответ. 320 дм2 №624 Ответ. 1620 см2 Какие ещё задачи позволяет решать эта формула? | Выполняют самостоятельную работу. Исправляют и объясняют, где допущены ошибки в каждой группе. Отвечают на вопрос. (Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда и объёма куба - частного случая прямоугольного параллелепипеда) | Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму; Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи : мнение точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
| Рефлексия учебной деятельности | Домашнее задание. Самостоятельно вывести формулу для объёма куба. Что надо знать для выполнения первой части домашнего задания? №620, №621, №625 Заполните анкету и оцените свою работу на уроке. Подчеркните нужное в правом столбике. | Отвечают на вопрос (формулу для объёма прямоугольного параллелепипеда и определение куба). Делают самооценку, заполняя анкету. | Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.) |