Организационная информация |
Тема урока | Уравнение |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Автор урока (ФИО, должность) | Яковлева Валентина Николаевна, учитель математики, МБОУ «Карповская основная школа», Ершичского района, Смоленской области |
Образование | высшее |
Методическая информация |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Уравнение» на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Уравнение» за счет включения в нее новых элементов: решение задач с помощью уравнений. |
Задачи урока | образовательные: - Решать текстовые задачи с помощью уравнения развивающие: • развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи; • развитие познавательного интереса к предмету; • формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ; • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений. воспитательные: • развитие коммуникативных умений обучающихся с помощью групповой, индивидуальной и фронтальной работы на уроке. |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Уметь работать с математическим текстом; обосновывать суждения, понятия, методы для решения уравнений и задач с помощью уравнений на основе зависимостей между компонентами арифметических действий | Познавательные: Создавать алгоритм для решения задач с помощью уравнений. Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель, действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и в группах. Личностные: Развивать и проявлять способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
Используемые педагогические технологии | Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения Методы организации работы: - словесные методы (беседа, чтение), - наглядные (демонстрация презентации) - проблемно-поисковый, -метод рефлексивной самоорганизации |
Методы и приемы | Формы организации работы: - групповая, - коллективная (фронтальная), - индивидуальная |
Время реализации урока | Номер урока в учебном плане 47, пятая тема в разделе «Уравнение». |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока | Знания, умения, навыки: Учащиеся должны знать и уметь решать уравнения, составлять уравнения для решения текстовых задач Кроме того, учащиеся должны - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - проводить доказательные рассуждения, аргументировать и их обосновывать; - осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер |
Дидактическое обеспечение урока | - компьютерная презентация, - карточки с заданиями, - карточки оценки работы на уроке, - карточки с практическими заданиями по новой теме. |
Список учебной и дополнительной литературы | Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург/. Рабочая тетрадь /В.Н. Рудницкая/ |
|
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников. | (Слайд 1, 2): Математик Карл Фридрих Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». С помощью математики вы познаёте окружающий мир. С каким настроением вы пришли на урок? Прочитайте исторические сведения по учебнику, стр.64 |
1. Самоопределение к деятельности (1-2мин) Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для учащихся: -включение в учебную деятельность. | Учитель: Начнём с повторения. Вопросы : 1.Как найти неизвестное слагаемое ? 2. Как найти неизвестное вычитаемое? 3. Как найти неизвестное уменьшаемое? Проверка домашней работы №395 б), в),г) (Слайд 3-6): б) Z+213=584; правило в) 300-y=206; правило г) t-307=308; правило Учитель: . Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сейчас вам предлагается выполнить математический диктант : ( Слайды 7): (выполняется диктант) Запишите уравнение и решите его: 1.Разность «икс» и пятнадцати равна сорока. 2.Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти. 3. Разность семидесяти и «икс» равна тридцати пяти. Учитель: выполните самопроверку (слайд 8): (выполняется самопроверка) Учитель: А сейчас посмотрите на парты. Перед вами лежат оценочный лист работы на уроке и набор карточек с заданиями. Впишите в оценочный лист свою фамилию и оцените своё выполнение диктанта так: Решено 3 задания – отметка «5». Решено 2 задания – отметка «4». Решено 1 задание – отметка «3». |
2. Актуализация теоретических знаний (3-4 мин) Цели для учителя: -актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; -актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; -мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для учащихся: -фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Учитель: Пользуясь текстом вы составили уравнение и решили его. Прочитаем следующий текст: (Слайд 9): В корзине было несколько грибов. После того как в неё положили ещё 27 грибов, их стало75. Сколько грибов было в корзине? Учитель: давайте попробуем выяснить как называется такой текст в математике? Ученики: Задача. Учитель: предложите её решение Ученики: 75-27=48 Учитель: Попробуйте составить уравнение, пользуясь текстом задачи. Ученики: x+27=75 Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня? Ученики: Составление простейших уравнений по условиям задач. (Цель урока: решать уравнения и задачи с помощью уравнений. Учитель: а сейчас попробуйте сформулировать тему урока. Ученики: Уравнение. Учитель: запишем тему урока на доске и в тетрадях (Слайд 10): Уравнение |
3.Постановка учебной задачи (4-5 мин) Цели для учителя: -создание условий для постановки учебной задачи. Для учащихся: -выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Учитель: предлагаю сейчас разбиться на группы. Обсудите в группе решение последнего задания. № 373 а). Назовите корень уравнения. (48) Прочитайте вопрос задачи. Сделайте вывод. Установите между ними связь. (Идёт работа в группах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод) Учитель обобщает: при решении уравнения корень является ответом на вопрос задачи. (Слайд 11) Решение. Пусть x грибов было в корзине. Стало x+27=75, X=75-27, X=48 грибов было в корзине. Ответ: 48 грибов (Учащиеся переписывают в тетрадь это решение). Учитель: обратите внимание, что решение уравнения является решением задачи. Учитель: попробуем составить алгоритм решения задачи c помощью уравнения. (Слайд 12) Обозначим неизвестное число буквой. Составим уравнение, используя условие задачи. Решим уравнение. Для корня пишем пояснение по вопросу задачи. Запишем краткий ответ. |
4. «Открытие» учащимися нового знания. (7-8 мин) Цели для учащихся: -выбор способа решения учебной задачи; -выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: - фиксирование в речи нового способа действий | Учитель: решим задачу №373 б), используя полученный алгоритм. (Слайд 12) (подробное решение с записью на доске и проговариванием шагов алгоритма у доски). Учитель: выполним задание №373 в) с комментарием (Слайд 13) (учащиеся озвучивают решение с обязательным проговариванием вслух алгоритма; затем на доске высвечивается правильное решение) |
5. Первичное закрепление (4-5 мин) Цели для учителя: -создание условий для первичного закрепления. Для учащихся: -усвоение нового способа действий. | (Слайд 14) Учитель: а теперь попробуем выполнить № 373 г) самостоятельно. Кто выполнит задание, поднимет руку и получает лист самопроверки. (Слайд 15): Пусть х человек ушли в поход. Осталось 322-x=275, X=322-275, X=47 человек ушли в поход. Ответ: 47 человек. (Учащиеся выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки) Отдых. Устная работа. (Слайд 16) Составление задач по уравнениям. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7-8 мин) Цели для учителя: -создание условий для интериоризации (переход извне внутрь) нового способа действий; -создание ситуации успеха. Для учащихся: -индивидуальная рефлексия достижения цели. | Учитель: Выполнить тест. (слайд 17) Задание для групп № 1,3: В-1 Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно: а) к разности прибавить вычитаемое; б) из разности вычесть вычитаемое; в) разность умножить на вычитаемое; г) свой ответ. Для уравнения 5+х=8 число 3 является корнем. а) да; в) не знаю; б) нет; г) свой ответ. Корень уравнения х-17=33 равен: а) 50; в) 40; б) 16; г) свой ответ. Выберите уравнение, корнем которого является число 7: а) 15-х=8; в) 3*х-1=21; б) 7+х=0; г) свой ответ. В уравнении 128-х=35 неизвестно: а) вычитаемое; в) разность; б) уменьшаемое; г) свой ответ. Уменьшаемым в уравнении х-25=144 является число: а) 144; в) 25; б) х; г) свой ответ. Первое слагаемое равно 33, сумма – 100, тогда второе слагаемое равно: а) 133; в) 67; б) 77; г) свой ответ. Точка А имеет координату х+2. Каково числовое значение координаты точки А, если х=3? а) 2; в) 3; б) 5; г) свой ответ. Сумма трех слагаемых равна 77 777. Одно слагаемое равно 3 333, второе – 444, тогда третье слагаемое равно: а) 74 000; в) 100 444; б) 81 554; г) свой ответ. 10.Уравнение: y+(y+10)=62 Верно ли составлено уравнение для решения задачи (ответьте «да» или «нет») В двух бидонах 62 литра молока. В одном бидоне «игрек» литров молока, а в другом – на 10 литров больше. Сколько литров молока в первом бидоне? II.Задание для групп № 2,4: В-2 1.Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно: а) к разности прибавить уменьшаемое; б) из уменьшаемого вычесть разность; в) уменьшаемое умножить на разность; г) свой ответ. 2.Для уравнения 5+у=18 число 13 является корнем. а) да; в) не знаю; б) нет; г) свой ответ. 3.Корень уравнения 37-у=16 равен: а) 43; в) 21; б) 53; г) свой ответ. 4.Выберите уравнение, корнем которого является число 8: а) 15-х=7; в) 3*х-1=24; б) 8+х=0; г) свой ответ. 5.В уравнении х-128=35 неизвестно: а) вычитаемое; в) разность; б) уменьшаемое; г) свой ответ. 6. Вычитаемым в уравнении 144-х=25 является число: а) 25; в) х; б) 144; г) свой ответ. 7. Одно из слагаемых равно 44, сумма – 100, тогда второе слагаемое равно: а) 144; в) 66; б) 56; г) свой ответ. 8.Точка В имеет координату 5-х. Каково числовое значение координаты точки В, если х=3? а) 5; в) 2; б) 3; г) свой ответ. 9.Сумма трех слагаемых равна 99 999. Одно слагаемое равно 1111, а второе – 888, тогда третье слагаемое равно: а) 101 998; в) 100 888; б) 98 000; г) свой ответ. 10.Уравнение: y+(y+10)=62 Верно ли составлено уравнение для решения задачи (ответьте »да» или «нет») «В двух бидонах 62 литра молока. В одном бидоне «игрек» литров молока а в другом – на 10 литров больше. Сколько литров молока в первом бидоне? (Учащиеся выполняют задания в группах, рассказывают обоснование выбора ответа №10) (Слайд 17) Учитель: оцените свою работу в группе по 5-ой шкале, выставьте оценку в оценочный лист. Оцени себя сам: Решено 10 заданий – отметка «5». Решено 8 заданий – отметка «4». Решено 6 заданий – отметка «3». |
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для учащихся: -включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Учитель: вернёмся к цели нашего урока (Слайд 18) - Достигли ли мы своей цели? - Каков результат нашей деятельности на уроке? - Как решить задачу с помощью уравнения? |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин). Цели для учителя: -создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для учащихся: -самооценка результатов деятельности; -осознание метода применения нового знания. 9.Итог урока. (2-3 мин) | Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке? Сегодня я узнал … Теперь я могу … Я научился … У меня получилось … Я попробую … Мне захотелось … |
10. Домашнее задание. (1-2 мин) | (Слайд 19) Домашнее задание на выбор: п.10, №397а),б) или № 397 в) или Творческое задание: составить 3 задачи и решить их с помощью уравнения, используя правила (стр.59-60) |