Этап урока и цель этапа | Форма работы | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
Организационный момент Цели: Обеспечение мотивации учебной деятельности на уроке. Обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявление детей, требующих индивидуального внимания на уроке. | Фронтальная | Словесный метод (Ю. К. Бабанский) Приём: беседа | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. | К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; умение слушать и понимать речь других |
II. Актуализация знаний Цели: - организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Фронтальная Индивид. | Словесный (беседа), наглядный (демонстрация геометрического ряда), практический (работа с индивидуальным набором геометрических фигур)), частично-поисковый (самост.работа) | 1. Организует актуализацию умения разбивать предметы на группы по заданным признакам. Задание на доске: - Что изображено? Какое общее название у этих предметов? – Как изменяются фигуры в ряду? – Сколько здесь фигур? – Назовите каждую фигуру. – Назовём фигуры по порядку. Какая фигура будет первой? – Называйте фигуру и её место в ряду. – Какая фигура на 3_м месте? – На 5_м месте? И т.д. – Какой по счёту круг? – Какая фигура стоит перед кругом? Какая она по счёту? – Какая фигура стоит после круга? Какая она по счёту? – Какая фигура стоит между кругом и овалом? – Слева от квадрата? Какая она по счёту? – Справа от квадрата? Какая она по счёту? – Какая фигура может стоять после прямоугольника? – Выложите каждый свою фигуру из геометрического набора. - Кто покажет свой вариант на доске? | Дети рассматривают задание на интерактивной доске Геометрические фигуры. У каждой следующей фигуры меняется цвет и форма Треугольник Круг – второй, квадрат -третий и т.д. Синий треугольник Один ученик демонстрирует у доски свой вариант | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
III. Сообщение темы, постановка целей. Цель: - подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока | Фронтальная | Наглядный (демонстрация геометрического ряда) Словесный (беседа) | Организует работу по выявлению третьего признака классификации предметов (размер) Рассматриваем задание на интерактивной доске. При сравнении каждой из пар фигур детьми делается вывод о том, что фигуры отличаются РАЗМЕРОМ. Тема пишется на доске печатными буквами. – Попробуем сформулировать цель урока по опорным словам. (СРАВНИВАТЬ – РАЗМЕР) | Рассматривают геометрический ряд, находят сходства и различия, делают вывод – фигуры отличаются размером. С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее – учиться сравнивать и отличать предметы по размеру | П: умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ, сравнение объектов, умение обобщать К: умение оформлять свои мысли в устной форме; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
IV. Объяснение нового материала Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. . | Индивид. Фронтальная | Практический (работа с учебником) Словесный (диалог) | Организует работу по усвоению третьего признака классификации предметов (размер) 1) Выполняем задание № 36 с.20 - Выберите картинку, на которой увеличивается размер каждого следующего в ряду предмета. | Рассматривают картинки в учебнике, самостоятельно выбирают нужную картинку С помощью учителя фиксируют новое знание в речи . | П: сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки; Р: корректировать неверные ответы К: слушать ответы одноклассников, принимать участие в обсуждении |
V. Динамическая пауза Цель: - снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; | Фронтальная | Наглядный (показ действия) | Организует проведение динамической паузы Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб). Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны). Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния). Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем). Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо). Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи). Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила). Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают). | Под руководством учителя выполняют физкультминутку | |
VI. Закрепление Цель: - проверить сформированность умения классифицировать предметы по трём признакам (цвет, форма, размер), выявить пробелы на этапе усвоения новых знаний | Парная Фронтальная | Проблемно-поисковый (проблемный вопрос) Практический (работа с учебником) | Организует работу в парах по учебнику № 37 с. 20 - выберите картинку, на которой изменяются форма и размер каждого следующего в ряду предмета Контролирует выполнение данного задания при помощи математического веера | Под руководством учителя работаю в парах, выбирают нужную картинку, согласовывают свои действия с партнёром и демонстрируют свой результат | П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, строить логическое рассуждение К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, Р: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять последовательность действий, корректировать неверные ответы |
VII. Самостоятельная работа Цель: - проверить уровень овладения новым знанием | Индивид. | Практический (работа в тетради) | Предлагает проверить свои знания по теме урока, выполнив самостоятельное задание в тетради - нарисуйте три геометрические фигуры, которые отличаются по цвету, форме и размеру | Выполняют самостоятельную работу, после проверки оценивают свои достижения, вносят коррективы | П: создавать модели для решения учебной задачи Р: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять последовательность действий, осуществлять самоконтроль, корректировать неверные ответы К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
VIII. Физкультминутка для глаз Цель: - снять усталость и напряжение глаз | Фронтальная | Словесный (стихотворение) Наглядный (показ действия) | Организует проведение физкультминутки «Тренировка» Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в десять раз! | Под руководством учителя выполняют физкультминутку | |
IX. Подведение итогов урока Цель: - подвести итог работы на уроке - проанализировать и дать оценку успешности достижения целей урока | Фронтальная | Словесный (диалог) | Организует соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом - какую ставили цель, удалось её достигнуть? Каким способом? - какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? | Высказывают своё мнение, делают выводы о достижении поставленной цели | П: строить логическое высказывание Р: оценивать результаты поставленных задач К: выражать в речи свои мысли |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Индивид. | Наглядный (цветовые карточки) | Организует рефлексию учебной деятельности с помощью приёма «Светофор», фиксирует результаты и объективность ответов. - у вас на столах лежат карточки, покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок: Зелёная карточка – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Жёлтая карточка – настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился. Красная карточка – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! | Дают самооценку своей деятельности на уроке | Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе, ориентации на содержательные моменты учебной действительности |