kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРЕССИО-ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Проверка домашнего задания

2.Оъбяснение целей и задач урока.

3.Выбор капитанов команд.

4.1 тур. Определение прогрессий и формул n - членов.

5.Характеристические свойства прогрессий.

6. 2 тур. Исторические сведения.

7. 3 тур.Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

8. Конкурс капитанов.

9.Итоги соревнования.

10. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРЕССИО-ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД. »

Разработка урока алгебры 9 класс

по теме : «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Тема урока: Прогрессио- движение вперед.

Цель урока: С помощью дидактической игры – стимулировать учащихся к математической деятельности.

Умения и навыки: Знать определения арифметической и геометрической прогрессии.

Уметь записывать в общем виде рекуррентную формулу, с помощью которой задаются прогрессии. Знать формулы n-го члена, используя их решать задачи.

Метод обучения: Создание эмоционально – нравственных ситуаций, методом познавательных игр.

Задачи: Развитие познавательной активности и самостоятельности, формирование качеств творческой личности.

Описание хода урока:

Класс разбивается на две команды.

Первое соревнование – проверка домашнего задания.

1тур.

1 команда – Определения прогрессий, формулы n-го члена.

2 команда – Определение среднего арифметического и геометрического члена. Характеристические свойства прогрессий.

1 команда.

Мы изучили две прогрессии арифметическую и геометрическую. Вспомним их определения (сразу оба).

Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену,

сложенному с одним и тем же числом

умноженному на одно и тоже число.



называетсяарифметической прогрессией.

геометрической

Обратите внимание ,насколько похожи определения. Еще раз убеждаемся в том, что операции сложения и умножения имеют много общего.

2 команда.

Родство прогрессий становится еще более заметным, если вспомнить их характеристические свойства.

Любой член арифметической прогрессии, начиная со второго,

геометрической

является средним арифметическим

геометрическим

предшествующего и последующего членов.



1 команда.

Формулы n-го члена прогрессий

= + d (n – 1) = *

Зная одну формулу, можно легко получить другую – надо лишь сложение заменить умножением и умножение заменить возведением в степень, и из формулы для арифметической прогрессии получится формула для геометрической прогрессии.

2 команда.

Характеристические свойства прогрессий:

= + = *

2

Сложение заменяем умножением, деление на 2 на извлечение корня второй степени.

2 тур.

1 команда.

Сами по себе прогрессии известны так давно, что конечно , нельзя говорить о том, кто их открыл. Это и понятно уже натуральный ряд 1,2,3,4,…,n,.. есть арифметическая прогрессия с первым членом, равным 1, и разностью равной 1.

О том как давно была известна геометрическая прогрессия, косвенным образом свидетельствует знаменитое предание о создании шахмат. Рассказывают , что индийский принц Сирам рассмеялся , услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат. За 1 клетку шахматной доски – 1 зерно, за вторую - два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и т.д. до 64-ой.

Нетрудно сосчитать, используя известную нам формулу суммы n членов геометрической прогрессии, что

= -1=18446744073709551615 = 18,5*

Если бы принцу удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то пожалуй лет за 5 он бы смог рассчитаться с просителем. Как вы считаете стоило ему смеяться?

На связь между прогрессиями первым, по видимому обратил внимание великий Архимед (ок.287-212 лет до н.э.). Вы конечно, знаете из физики о законе Архимеда. Но он еще и замечательным математиком, положившим начало многим разделам математики, которые были развиты лишь в 17 веке.





2 команда.

Очень может пригодиться при решении многих задач – знать формулу

= ( n+1)*n

2

для вычисления суммы n натуральных чисел и формулу

=

для вычисления суммы n последовательных нечетных чисел.

Обе эти последовательности есть частные случаи арифметической прогрессии. Заметьте , что вторая формула имеет изящный геометрический смысл.

7





5




3





1



На рисунке обозначен первый квадрат .Его как бы охватывают 3 таких же квадрата, образуя вместе с первым, новый квадрат, состоящий из 4-х квадратов .Его ,в свою очередь , как бы буквой Г охватывает ровно 5 –квадратов, Получается новый квадрат, состоящий уже из 9 квадратов и т. д.

Красиво?

А с первой формулой связана одна из страниц биографии К.Ф.Гаусса. Однажды на уроке в третьем классе, где учился Гаусс, учитель дал задание сложить все числа от 1 до 1оо. Маленький Гаусс сразу сообразил, что 1+100=101, 2+99=101,3+98=101 и т. д .( в нашей формуле n+1) , сообразил он и то , что таких пар будет = 50 ( в формуле ). Осталось умножить 101*50, что мальчик сделал в уме. Свои вычисления он закончил , до того как учитель подиктовал задание.

Для математика важно получив задачу – подумать – а нет ли иного метода решения, стоит ли идти проторенным путем, не поискать ли свой ,новый, лучший, оригинальный?

3 тур.

Предлагается разделить страницу тетради на две части и слева написать «Арифметическая прогрессия» , а справа – «Геометрическая прогрессия».

На доску справа проецируются задача, приводящая к арифметической прогрессии и вопросы и задания ,которые необходимо выполнить.

На доску слева проецируются задача ,приводящая к геометрической прогрессии и задания ,которые необходимо выполнить.

Задача.



1.Записать последовательность в соответствии с условием задачи
2.Записать эту же последовательность с помощью таблицы.
3.Найти разность d между предыдущим и последующим членами последовательности в первой задаче и частное q от деления последующего члена на предыдущий во 2-ой задаче.
4.Задать эти последовательности рекуррентным способом.
5.Найти среднее геометрическое (Арифметическое) чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания . Образуют ли эти числа арифметическую (геометрическую) прогрессию.
6.Справедлива ли такая зависимость для трех последовательных членов рассматриваемых последовательностей .



Запись ответов производится учащимися, которые поочередно вызываются к доске от каждой команды:
1) 5;7;9;11;13;15;17. 1) 1;2;4;8;16;32;64.

2) 2)

n

1

2

3

4

5

6

7

a

5

7

9

11

13

15

17

n

1

2

3

4

5

6

7

a

1

2

4

8

16

32

64

3) а21=2 , а32=2… 3) b2:b1=2 , b3:b2=2…

an+1-an=d bn+1:bn=q

4) a2=a1+2 , a3=a2+2… 4) b2=b1*q , b3=b2*q

an+1=an+d bn+1=bn*q

5) =5 2;5;8 5) =4 2;4;8

6)=7 , =9… 6) =2 , =4…

Отдельно, капитаны команды решают более сложные задания.

№433
Найти все члены арифметической прогрессии ( ), обозначенные буквами
a1 ; a2 ; -19 ; -11,5 ; a5… a1 ; -8,5 ; a3 ; -4,5 ; a5 ; a6

d=-11,5+19=7,5 d=-6,5+8,5=2

a1=-26,5-7,5=-34 a1=-8,5-2=-10,5

a2=-19-7,5=-26,5 a3==-=-6,5

a5=-11,5+7,5=-4 a5=-4,5+2=-2,5

a6=-2,5+2=-0,5



Далее команды работают по учебнику.

1к. №446(а) 2к. №446(б)

Найдите сумму ,слагаемыми которой являются последовательные члены арифметической прогрессии .

2+6+10+…+198 95+85+75+…+(-155)

d=6-2=4. d=85-95=-10.

n=+1 an=a1+d(n-1)

n=+1=50. n==25.

S50==5000. S25==-750.

В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки .

Д/3. № 380 и 401 составить аналогичные задачи и решить их.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ПРОГРЕССИО-ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД.

Автор: Ортман Татьяна Павловна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165652


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства