ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации |
Предмет, по которому проводится урок | Математика Обобщающий урок по теме: «Решение квадратных уравнений по теореме Виета» Урок-экскурсия « В гостях у Виета» |
Класс | 7 |
Этап | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация | 5 минут | Устный счет « Узнай, к кому сегодня мы едем в гости» Ученики имеют карточки: | Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения друг к другу, комфортной обстановки. Группы: все учащиеся( 20 человек). Проведение: учащиеся рассаживаются в две команды. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести в начале урока, сообщив что мы переносимся на 450 лет назад во Францию. Звучит «Менуэт» Моцарта. А девизом урока будут слова: « Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг». Эти слова принадлежат великому математику к кому мы сегодня отправляемся в гости. Это позволит заинтересовать учащихся наладить контакт. На доске написаны уравнения, надо найти их корни. Учащиеся решают устно, записывая только ответы: 4,5 +x=10 X2=144 x-1,5=3,5 x2-1=0 x2=0 Затем проверяют все вместе ответы( сверяются со слайдом) Из имеющихся карточек необходимо составить слово, расположив найденные корни в порядке возрастания. Получилось слово «Виет». В оценочном листе учащиеся ставят оценку за правильно решенные уравнения. Дается исторический экскурс, презентация о Виете. |
Вхождение или погружение в тему | 3 минуты | Метод:« Я хочу научиться» Материалы: фломастеры, листы бумаги формата А4. | Цель: выяснить цели урока у учащихся. Проведение: Учащимся предлагается разделиться на 2 группы, каждой группе необходимо самостоятельно выбрать и сформулировать цели урока. Цели записывают фломастерами на формате А4 и вывешивают на доску. Например: Запомнить теорему Виета. Уметь решать квадратные уравнения по теореме Виета. Узнать о жизни и математических открытиях Виета. |
Формирование ожиданий учеников | 2 минуты | Метод: « Я хочу учиться.» Материалы: фломастеры, листы бумаги формата А4. | Цель: выяснить ожидания учащихся на данном уроке планирование эффектов урока. На формате А4 учащиеся записывают свои ожидания. Например: Применять теорему Виета Доказать, что теорема Виета более рациональна для решения квадратных уравнений. Научиться решать квадратные уравнения по теореме Виета, когда перед x2 стоит 1. |
Интерактивная лекция | 15 минут | Метод: «Ролевые игры» Материалы: костюм Виета-каждая команда лист ватмана, фломастеры. Решения можно сопровождать рисунками из жизни Виета. Оценочный лист. | Цель: оживление внимания, структурирование материала. Проведение: в класс входит гость-«Виет» (старшеклассник): « Кто это обо мне говорит? Моей теореме 450 лет, а о чем же она говорит?». Учащиеся отвечают. « Виет» записывает теорему на доске. Демонстрирует слайд «Теорема Виета». Если учащиеся ответили правильно, то они ставят оценку за теорему Виета в оценочный лист.Виет: «Забыли мою теорему? Тогда запоминайте стишок: Теорему Виета тебе Я запомнить легко помогу: Сумма корней минус П, Произведение Ку». Демонстрируется слайд этого стихотворения. Каждой группе Виет выдает задание решить уравнения по его теореме: X2-4x+3=0 X2-7x+10=0 X2+5x+6=0 Группы записывают решения на ватмане. По желанию могут выполнить рисунок из эпохи Виета. По окончанию работы каждая группа представляет свои результаты и картинку. «Виет» оценивает их работу. Учащиеся, которые решали активно и правильно ставят себе самооценку в оценочном листе. |
Эмоциональная разрядка (разминка) | 10 минут | Метод: «интервью с Виетом»- отрывок из фильма. Игра о Виете. «Кто последний?» | Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение. Проведение: каждая группа задает «Виету» вопрос о его деятельности. «Виет» отвечает, сопровождая ответы кадрами из фильма. Затем «Виет» предлагает игру «Кто последний» Из букв в словах « Франсуа Виет» составить существительные единственного числа. Группы отвечают по одному слову по очереди. Чья группа скажет последнее слово, та и выиграла. Все это позволяет получить эмоциональную разрядку. |
Проработка содержания темы | 5 минут | Метод: «Проверь соседа» Задание на доске. Музыка. | Цель: проверка знаний и умений учащихся. Проведение: самостоятельную работу все учащиеся выполняют в группах индивидуально, в роли консультанта учитель и «Виет». Самостоятельная работа: решите уравнения: x2-10x+21=0 x2-7x+12=0 Придумайте сами уравнение с корнями 12 и 1. Является ли x=2 корнем уравнения x2+11x+28=0 Найдите сумму корней уравнения x2+12x+11=0 Учащиеся выполняют задания под музыку ( «Неаполитанская песенка» Чайковского) Все задания написаны на доске, а их ответы- на оборотной стороне доски. Когда учащиеся решили, они обмениваются тетрадями и друг у друга проверяют работы, сверяясь с ответами на открытой доске. И ставят оценку в оценочный лист. Правильность выполнения задания объясняется и комментируется. |
Подведение итогов | 2 минуты | Метод: «Решу сам» Индивидуальные карточки и оценочные листы. | Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроя выполнения домашнего задания учащихся. Проведение: читается стихотворение « По праву достойна в стихах быть воспета великая наша теорема Виета» Честь и хвала Виету.Виет благодарит учащихся и предлагает им поставить общую оценку за урок в оценочном листе. И каждому учащемуся выдают индивидуальные карточки с домашним заданием. Например: Решить уравнения: x2-5x+4=0 x2-13x+12=0 Составить уравнение с корнями 5 и 4. |
Эмоциональная разрядка (разминка) | 3 минуты | Игра «Подарок Виету» | Цель: создать положительные эмоции у учащихся. Проведение: пора заканчивать урок и возвращаться из 16 века в 21. Учащимся предлагается сделать подарок «Виету»: нарисовать график любой возрастающей функции, если урок понравился и график убывающей функции, если не понравился. Спасибо за урок. Урок окончен. |
Ключевые процессы | Вопросы организации | Ответ |
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? | В процессе совместной работы обучающихся на первом этапе урока (организационный момент, вхождение) и при подведении итога урока осуществляется интеракция учитель-класс. При выполнении практических заданий, учащиеся делятся на 2 ранее организованные группы. Целью каждой группы является обсуждение конкретных вопросов по изучаемой теме, решение заданий. Консультант в каждой группе оказывает помощь на всех этапах учебного процесса. В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды. |
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? | В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Упражнения к уроку подобраны по степени сложности. Однако по разным причинам, у некоторых учащихся при выполнении заданий возникают затруднения, тогда на помощь приходят карточки с алгоритмом решения, консультанты или (что бывает крайне редко), организуется дополнительная группа: учитель- ученик; ученик- «Виет». При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, понимание и проницательность для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса. |
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | К рассматриваемому уроку, подготовлена презентация, фильм где каждый этап сопровождается слайдами и музыкой Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. В процессе урока ученики представляют свои рисунки по теме. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений! На уроке мы используем следующие материалы: ватман, бумага А4, фломастеры, компьютер, магнитная доска. |
мотивацию всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? | На первых этапах урока учащиеся самостоятельно выбирают и формулируют его цели и задачи. Значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Использование игровых методов обучения, различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. В конце урока ребята сами видят свои результаты. Определяется лучший ученик команды в различных «номинациях». Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В результате наблюдается значительный рост повышения мотивации учащихся, раскрывается и развивается потенциал каждого участника команды. При выполнении и проверки домашнего задания, каждый ученик для своей команды может, заработать дополнительный балл как при ответе у доски, так и роли консультанта. Учащимся нравится работать с оценочным листом, самим оценивать свою работу, свои знания. В процессе своей педагогической деятельности стараюсь быть для своих учеников наставником, другом, уважать ученика и учиться у него, поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка. Позитивный настрой учителя, положительная, доброжелательная энергетика урока, различные формы и методы проведения уроков обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий урок. «Учитель и ученик- это прежде всего сотрудники». (Рерих) | |
мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? | На своих уроках четко ограничиваю время проведения каждого этапа урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока. В оценочном листе учащийся может написать пожелания учителю: попросить позаниматься индивидуально или дать задание повышенной сложности, рассказать о своих неудачах на уроке. Когда учащиеся работают в группах, старюсь настроить их на выполнение заданий, поддержать в нужную минуту или корректно сделать замечание, создать позитивный микроклимат в группе и обеспечить эффективность ее работы. Работа в группах основана на взаимопонимании и уважении, стараемся жить и работать по правилам. Часто в работе использую шуточные задачи. «Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные» (Штифель). Как учитель предметник и как классный руководитель воспитываю у учащихся ответственность, самостоятельность, доверяю своим ученикам. Девиз нашей деятельности: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.» |
рефлексию педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? | Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести и в начале урока, например, сообщить девиз урока. Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности. Учащийся должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?" Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, например: Сегодня я узнал…, Было интересно…, Б понял, что…, Я научился…, У меня получилось … Мне было интересно: |
Возникшие при планировании проблемы и вопросы, пожалуйста, перечислите и прокомментируйте.
1 | Какие сложности возникли при проведении урока, основанного на технологии модерации и АМО? | Сложностей нет. |
2 | Какие положительные эффекты Вы отметили при проведении урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? | Умение учащихся работать в группах; самоанализ усвоения данного материала; взаимопомощь; интерес к предмету математики. Повышение мотивированности обучающихся, стимулирование их познавательной активности и творчества. Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения. Приобретение жизненно важных навыков и качеств. Профессиональный рост самого учителя. Удовлетворение всех участников образовательного процесса.
|
3 | Как воспринимали учащиеся урок, основанный на использовании технологии модерации и АМО? | Учащиеся были активны. |
4 | Какие ощущения Вы испытали от урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? | Положительные. Испытываю удовлетворение от урока. |
5 | Будете ли Вы использовать уроки, основанные на использовании технологии модерации и АМО в дальнейшем в своей работе? | Пытаюсь использовать АМО на каждом уроке. |
6 | Требуется ли Вам дальнейшая углубленная подготовка по активным методам обучения и технологии модерации? | Да. Огромное СПАСИБО всем организаторам курса «Технология интерактивного обучения»! |