kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение свойсв при преобразовании ирационнальных выражений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Продолжить работу по формированию умений выполнять преобразования иррациональных выражений.

Задачи:

Развитие умений правильно выполнять преобразования иррациональных выражений.

  • развитие логического мышления, вычислительных навыков;
  • формирование потребности в приобретении знаний.

Тип урока- урок закрепления полученных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение свойсв при преобразовании ирационнальных выражений»

Урок 33

Тема: Применение свойсв при преобразовании ирационнальных выражений

Цель урока: Продолжить работу по формированию умений выполнять преобразования иррациональных выражений.

Задачи:

Развитие умений правильно выполнять преобразования иррациональных выражений.

  • развитие логического мышления, вычислительных навыков;

  • формирование потребности в приобретении знаний.

Тип урока- урок закрепления полученных знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент

-приветствие учащихся

- сообщение темы

2. Повторение

В предыдущих параграфах мы познакомились с операцией извлечениякорня п-й степени из действительного числа, изучили свойства этой операции, а именно (для неотрицательных значений а и b):



Используя эти формулы, можно осуществлять преобразования выражений, содержащих операцию извлечения корня (выражений с радикалами), — такие выражения называют иррациональными. Рассмотрим несколько примеров на преобразования иррациональных выражений.
Пример 1. Упростить выражения: 

Решение: а) Представим подкоренное выражение 32а5 в виде 16- а4- 2а и воспользуемся формулой (2); получим: 
Полученное выражение считается более простым, чем заданное, поскольку под знаком корня содержится более простое выражение. Подобное преобразование называют вынесением множителя за знак радикала.
б) Воспользовавшись формулой (4), получим:


Представим подкоренное выражение а10 в виде а9 -а и воспользуемся формулой (2); получим:


Как видите, и здесь удалось вынести множитель за знак радикала.


Вспомните формулу  которую вы изучали в курсе алгебры 8-го класса. Она обобщается на случай любого четного показателя корня 
Эту формулу следует иметь в виду в тех случаях, когда нет уверенности в том, что переменные принимают только неотрицательные значения. Например, вынося множитель за знак корня в выражении , следует (если о знаке числа х ничего не известно) рассуждать так:


Наряду с вынесением множителя за знак радикала в необходимых случаях используется и преобразование, так сказать, противоположной направленности: внесение множителя под знак радикала. Это преобразование мы используем в следующих двух примерах.
Пример 2. Сравнить числа 
Решение. Имеем:

Пример 3. Упростить выражение 
Решение. Сначала внесем множитель х1 под знак корня 3-й степени:


Теперь заданное выражение можно записать так: 
Воспользовавшись формулой (5), мы можем последнее выражение записать в виде


Пример 4. Выполнить действия:


Решение: а) Здесь можно применить формулу сокращенного умножения «разность квадратов»:


Воспользовавшись формулой (6), разделим в каждом из полученных радикалов показатели корня и подкоренного выражения на 2; это существенно упростит запись:

б) Здесь можно применить формулу сокращенного умножения «разность кубов»:


Пример 5. Выполнить действия:


Решение: а) Поскольку перемножать можно корни только одной и той же степени, начнем с уравнивания показателей у имеющихся радикалов. Для этого дважды воспользуемся формулой (6):


А теперь воспользуемся формулой (2):


Осталось вынести множитель за знак радикала:


б) Первый способ. Преобразуем первый множитель в корень 4-й степени: 


Второй способ. Сначала поработаем с подкоренным выражением во втором множителе. Имеем:


Разделив показатели корня и подкоренного выражения на 2, получим:  (формулой (6) мы здесь имеем право пользоваться, поскольку подкоренное выражение  — положительное число). Осталось выполнить умножение квадратных корней:


Пример 6. Разложить на множители: 

Решение. Заданное выражение можно переписать следующим образом: 
Теперь видно, что это — полный квадрат, квадрат разности выражений 
Окончательно получаем:


Пример 7. Сократить дробь 
Решение. Первый способ. Знаменатель дроби можно преобразовать следующим образом:


Значит, есть резон представить числитель как «разность квадратов»:


Далее, имеем:


Второй способ. Введем новые переменные:

Что дала нам замена переменных? Она позволила заменить иррациональное выражение (с переменными х и у) рациональным выражением (с переменными а и b). А оперировать с рациональными выражениями намного проще, чем с иррациональными. Имеем:


3.Итоги урока и домашнее задание

Выставление оценок и задание на дом № §9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Применение свойсв при преобразовании ирационнальных выражений

Автор: Торхова Наталья Константиновна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства