Применение инновационных технологий для детей зпр на уроке геометрии
Применение инновационных технологий для детей зпр на уроке геометрии
Данная работа посвящена описанию внедрения инновационной технологии при проведении урока по предмету Геометрия в 8 классе с детьми ЗПР, доклад содержит поэтапное применение различных форм, методов, а также стратегий при проведении занятия по теме «Четырехугольники».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий для детей зпр на уроке геометрии»
Иванова А. Н.
КГУ Основная школа-интернат им.Крупской, г.Усть-Каменогорск
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР НА УРОКЕ ГЕОМЕТРИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 1
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………. 2
Использование ИКТ……………………………………………………... 2
Особенности детей ЗПР………………………………………………….. 3
Пример использования информационных технологий на уроке геометрии в 8 классе школы - интерната по теме «Четырехугольники»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……. 4
ВВЕДЕНИЕ
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, особенно дети с диагнозом задержка психического развития.
Одним из подходов повышения качества образования в наших учебных заведениях, по-моему мнению, это внедрение новых технологий, стратегий, интересных форм и методов при проведении урока. Сегодня реализация обновления содержания образования начата с начального звена, но некоторые элементы данной методики можно и вводить и в среднее звено, даже таких специализированных школ как наша.
Цель, которую я ставлю перед собой: создать оптимальные условия учащимся ЗПР для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации с учетом диагноза. Данная цель может быть достигнута с помощью разных средств: разнообразных методических приемов, новых технологий, использование разных стратегий и др. В данной работе мне хотелось бы показать применение новых информационных технологий в процессе обучения с детьми ЗПР. Использование эти технологии в образовательном процессе, которые позволяют повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.
Данная работа посвящена описанию внедрения инновационной технологии при проведении урока по предмету Геометрия в 8 классе с детьми ЗПР, доклад содержит поэтапное применение различных форм, методов, а также стратегий при проведении занятия по теме «Четырехугольники».
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером. Разнообразить форму деятельности на уроке ученика имеющего задержку психического развития. Привлечь и увлечь предметом геометрии красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Использование ИКТ.
Возможности детей с диагнозом ЗПР ограничены, поэтому использование на уроках инновационных технологий дает возможность ребенку в большей степени проявить свои способности.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке математики в классе ЗПР позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
эффективнее использовать время на уроке;
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Особенности детей ЗПР
На обучении математике не могут не сказаться некоторые особенности этих детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации).
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь порции информации: для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Они склонны просто механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.
Таким образом, уровень развития элементарных математических представлений детей с ЗПР снижен по сравнению с таковым у их нормально развивающихся сверстников.
Поэтому необходимо через использование инновационных технологий улучшать недостаточную сконцентированность ребенка на уроке, разнообразить форму проведения урока (урок - игра, урок – презентация, урок - проект, урок – тренажер и контроль и т.д.), а также позволяет менять и активизировать деятельность самих учащихся во время учебного процесса.
Рассмотрим пример использования информационных технологий на уроке геометрии в 8 классе школы - интерната по теме «Четырехугольники». Данный урок был проведен в 8 «Б» классе, в классе 12 учащихся все со справками ПМПК – диагноз ЗПР.
Начало урока. Организационный момент доброе приветствие. Положительный настрой.
1 этап урока содержит исторические сведения о геометрических фигурах (на доске фото и видеоматериалы). Использование возможности интернет технологий.
Рисунок 1. Евклид
Рисунок 2. Герон
Рисунок 3. Посидоний
2 этап урока проводится теоретическая разминка с учащимися (на экране анимированные фигуры, меняется цвета и четырехугольники учащихся необходимо назвать их). Активизация умственной деятельности учащихся. Применить стратегию «Поднятого пальца руки»: понятно – палец вверх, не понятно – вниз.
Рисунок 4. Четырехугольники
3 этап урока направлен на повторение (при появлении свойства или признаков на экране появляются анимационные фигуры углов или средняя линия трапеции). На данном этапе происходит актуализация знаний. Опять используем стратегию «Поднятого пальца руки».
Рисунок 6. Диагонали и средняя линия
Рисунок 5. Свойство паралелограмма
этап урока проводим небольшую физминутку (Сели ровно. Глазами обвели воображаемую фигуру четырехугольника - трапецию.) Учащимся с данным диагнозом необходима частая смена деятельности.
этап урока – Дифференцированная практическая работа (решение задач у доски с самопроверкой, сильным ученикам индивидуальное задание). Работа в тетрадях, записывают условие задачи и геометрический чертеж, затем решение. Разноуровневые задания: Слабые учащиеся с доски, средние по алгоритму, сильные решают другую подобную задачу.
Применить стратегию «Корзинка». Кто не понял или есть вопросы необходимо написать и опустить в корзину, чтобы на следующем уроке разобрать эти вопросы. Оценку выставляют в оценочный лист.
Рисунок 7. Самопроверка
этап урока – Физминутка (Видео-зарядка «Фиксики»). Проводим активную разминку, с проговариванием своих действий.
этап урока – Творческое задание. Работа в парах. (Работа с ножницами и цветными фигурами четырехугольников. Начертить диагонали и средние линии фигур и разрезать по этим линиям). Данное задание развивает моторику, корректирует память, тактильное запоминание геометрических фигур и их элементов (диагонали, среднии линии)
Рисунок 8. Фигуры в конверте
этап урока проверка теоретических знаний через тестирование по теме «Четырехугольники» с самопроверкой. Работа в группах. Проводиться самопроверка и выставление в оценочный лист отметки.
этап урока - Учитель выставляет суммативную оценку на основе реально достигнутых обучающимися результатов каждого этапа урока.
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Таблица. Лист самоконтроля
Задания
Отметка
Теоретическая разминка
Повторение
…
8. Тестирование
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
этап: Подведение итога урока
этап: Рефлексия. Ученики проводят анализ своих ошибок.
Стратегия «Одним словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используя различные формы, методы, стратегии и технологии можно улучшать качество образования и в классах, обучение которых проводится по инклюзивной форме обучения. Но необходимо учесть, что это необходимо проводить в достаточно корректной, простой, доступной и понятной форме, т. к. дети с такими диагнозами могут не принять и не понять сложные стратегии и технологии, замкнуться в себе.
Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, при плохом освещении, нечетком графическом изображении или, когда объекты перечеркнуты, либо закрывают друг друга.
Поэтому можно с помощью информационных инновационных технологий повысить сконцентрированность внимания ребенка на уроке, уменьшить повышенную отвлекаемость, часто менять вид деятельности, показать различные геометрические фигуры в непривычном ракурсе и прочее для более качественного усвоения учебного материала даже по такому сложному предмету как геометрия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей./ Латнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2006
Кайдасов Ж. Учебник 8 класса по геометрии. Издательство «Мектеп», 2016.
Патракеев В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения школьников со сниженными учебными возможностями. Издательство: УЦ Перспектива, 2013
План нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ.