Применение теоремы косинусов при решении нестандартных заданий по алгебре.
Применение теоремы косинусов при решении нестандартных заданий по алгебре.
Цель:
решение нестандартных заданий;
развивать пространственное мышление;
прививать любовь к математике.
1. Организационная часть.
Сообщаются цели урока и план его проведения.
2. Проверка домашнего задания.
Учащимся заранее были предложены неравенства для решения в качестве домашней работы. Каждый выбирал задания того уровня сложности, который соответствовал степени усвоения данной темы. Учитель проверяет домашнее задание с помощью тест-контроля или с помощью тест-программы, которая составляется учителем заранее. Учащимся можно пользоваться своими решениями для выбора правильного ответа. На опрос отводится 7 – 10 минут. Количество неравенств, предлагаемых для контроля, выбирает учитель.
3. Практическая часть.
“Если поручить двум людям, один из которых – математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат незнакомой работы всегда будет следующим: математик сделает ее лучше”.
Г.Штенгауз
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение теоремы косинусов при решении нестандартных заданий по алгебре. »
Тема: Применение теоремы косинусов при решении нестандартных заданий по алгебре. 9-й класс.
Будзинская Мария Феликсовна, учитель математики
Донецкая СШ
Цель:
решение нестандартных заданий
развивать пространственное мышление
прививать любовь к математике
Ход урока1. Организационная часть.
Сообщаются цели урока и план его проведения.
2. Проверка домашнего задания.
Учащимся заранее были предложены неравенства для решения в качестве домашней работы. Каждый выбирал задания того уровня сложности, который соответствовал степени усвоения данной темы. Учитель проверяет домашнее задание с помощью тест-контроля или с помощью тест-программы, которая составляется учителем заранее. Учащимся можно пользоваться своими решениями для выбора правильного ответа. На опрос отводится 7 – 10 минут. Количество неравенств, предлагаемых для контроля, выбирает учитель.
Примеры неравенств
Рисунок1
Рисунок2
Рисунок3
3. Практическая часть.
“Если поручить двум людям, один из которых – математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат незнакомой работы всегда будет следующим: математик сделает ее лучше”.
Г.Штенгауз
На данном уроке мы будем рассматривать применение теоремы косинусов при решении некоторых неравенств. Данные виды неравенств легко решаются с точки зрения геометрии, но не всегда можно найти быстрый способ решения с точки зрения алгебры. Это один из методов решения неравенств.
Если a o, b 0, то можно a и b выбрать как единичные отрезки и построить соответствующие треугольники.
Возьмем произвольно два отрезка
Рисунок4
Необходимо построить треугольник по двум заданным сторонам a и b и углу между ними. Величина угла задается следующая: 300; 450; 600; 1200; 1350; 1500. Выполнение построения этих треугольников не вызывает затруднения, но в данной ситуации нас интересует, как можно задать формулой третью сторону треугольника, используя теорему косинусов. Так как величина a и b произвольная, то выражение третьей стороны будет в общем виде.
Предлагается заполнить таблицу, где в первом столбце – построение треугольника, а во втором – выражение третьей стороны через две стороны и угол между ними.
Рисунок5
Задание 1.
Доказать, что для любых a, b и c справедливо:
Рисунок6
Если учащиеся будут затрудняться в выполнении задания, учитель предлагает чертеж, с помощью которого решается данное задание.
Рисунок7
Задание 2.
Найти наименьшее значение выражения
Рисунок8
Для решения данного задания необходимо рассмотреть случаи:
1) если xx0)
2) если x=0 (тогда А примет значение, равное арифметическому корню из 2)
3) если x0, то изобразим соответствующие отрезки.
Вывод: наименьшее значение выражения при А равном арифметическому корню из 2.
Для более наглядного представления учитель может изобразить рисунок на доске.
Рисунок9
Задание 3.
Решить систему в положительных числах
Рисунок10
Указание: данная система имеет решение, если можно построить треугольник с заданными условиями. В данном случае эта система решений не имеет, так как треугольник не существует с заданными условиями. Обоснование решения данной системы можно предложить учащимся для самостоятельной работы.
Косинус угла B в данном случае равен – 9/14, то есть величина угла В больше 1200, а этого быть не может, так как угол 1 или угол 2 больше 600 (тогда сумма углов треугольника больше 1800)
Рисунок11
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Постройте график настроения на уроке.
Рисунок12
Для этого ответьте на поставленные вопросы по десятибалльной шкале