Просмотр содержимого документа
«Применением элементов технологии критического мышления на уроке математики в 6 классе по теме «Длина окружности»»
Конспект урока по математике в 6 классе с применением элементов технологии критического мышления.
Тема урока: «Длина окружности. Формула длины окружности».
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная
Вид урока: интегрированный (т.к. в нём есть элементы различных видов уроков: беседа, лекция, практическая самостоятельная работа, анализ ситуации, устный опрос, письменная работа, контролирующая работа-тест).
Триединой цельюурока является учебно–воспитательная задача по усвоению новых знаний, а именно: изучить формулу длины окружности и показать её применение при решении задач.
Эта цель достигается через следующие задачи урока:
Образовательные:
♦ обеспечить усвоение учащимися формул по нахождению длины окружности;
♦ познакомить с числом π;
♦ отработать навыки применения данных формул при решении задач;
♦ добиться усвоения учащимися понятий: длина окружности, число π.
Развивающие:
♦ развивать навыки устного счёта;
♦ развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
♦ развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
♦ формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
♦ умение пользоваться чертёжными инструментами;
♦ умение оценивать результаты выполненных действий;
♦ развитие умений действовать самостоятельно.
Воспитательные:
♦ воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
♦ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
♦ воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
♦ воспитывать интерес к математике путём создания ситуации успеха
.
Оборудование и наглядность:
♦ компьютер, проектор, экран; глобус
♦ презентация слай-фильм Power Point;
♦ циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка.
План урока:
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний:
♦ формулировка темы и целей урока;
♦ устный счёт;
♦ актуализация опорных знаний.
3. Этап усвоения новых знаний:
♦ создание проблемной ситуации;
♦ практическая работа;
♦ проверка работы;
♦ формулирование вывода;
♦ историческая справка;
♦ вывод формул.
4. Динамическая пауза.
5. Этап закрепления новых знаний:
♦ решение задач у доски и в тетрадях;
♦ тест первичного закрепления со взаимопроверкой.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению:
♦ оценки за урок;
♦ домашнее задание;
♦ подведение итогов;
♦ рефлексия.
Ход урока:
(Слайд 1)
1. Орг.момент.
2. Математическая разминка. Устный счёт.
3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению знаний:
♦ формулировка темы урока
Учитель: -Математика –наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется , чтобы каждый из вас сделал хотя бы небольшое ,но открытие. А как сказал великий математик Лейбниц: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймет…»,то и нам нужно вспомнить некоторые математические понятия.
Название нашей темы урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы. (презентация слайд 2)
Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется окружность.
(на экране появляется слово окружности)
♦ устный счёт
- А другое слово вы узнаете, выполнив следующее задание. (презентация слайд 3) Округлите число до заданного разряда, из предложенных вариантов выберете правильный ответ, каждому числу поставлена в соответствие буква, из букв вы составите слово. ( на экране появляются правильные ответы)
Так какая тема сегодняшнего урока?(дети отвечают) Правильно «Длина окружности». (презентация слайд 4) Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности.» (число и тема записываются учителем на доске).
♦ формулировка целей урока
Сегодня мы должны: (цели урока)
Повторить основные понятия темы «Окружность».
Вывести формулу для вычисления длины окружности.
Учиться применять эту формулу при решении задач.
( презентация слайд 5)
♦ актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность. ( презентация слайды 6-9) - Какая фигура называется окружностью? Как называется точка О? - Что такое радиус? Как обозначается радиус? - Дайте определение диаметра. Как обозначается? - Как связаны радиус и диаметр окружности? (учащиеся отвечают на вопросы учителя).
3. Этап усвоения новых знаний:
♦ создание проблемной ситуации.
Учитель: - Нам предстоит решить задачу нахождения длины окружности. - Вспомните единицы измерения длины. - С помощью какого инструмента можно измерять длину, например длину отрезка? - А можно ли измерять линейкой длину окружности? - Возникает вопрос: «Как же можно измерить длину окружности?» - Давайте выполним с вами следующую практическую работу. Работать вы будете по рядам. Приготовили циркули, линейки и карандаши.
(Заполнение таблицы «ИНСЕРТ» прием с использованием технологии критического мышления»)
«V»-знаю
«+»-новое
«-«-думал иначе
«?»-вопросы
♦ проверка работы(презентация слайд16)
♦формулирование вывода.
Посмотрите, ребята, окружности вы чертили разные, а отношения длин окружностей к их диаметрам получились одинаковые. Это характерно для всех окружностей.
Учитель: Число, которое мы получили, обозначается π .( презентация слайд 17) π ≈ 3,1415926…
♦ историческая справка. ( о числе пи) (презентация слайдов 18-19)
Учитель:- На ранних стадиях человеческого развития пользовались не точным числом π.
Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчетом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В III в. до н.э. Архимед без измерений одними рассуждениями ,вычислил точное значение числа π = 22/7.
♦ вывод формул.
Вернемся к нашей проблеме нахождения длины окружности. А сможете ли с помощью всё той же нитки найти длину любой окружности. Конечно же нет, но зная, что С/d = π, выразим длину окружности С= π d. Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π. А так как d=2r то С =2 π r.
(формулы записываются учителем на доске) - Запишите формулы в тетрадь. (презентация слайда 20)
4. Этап закрепления новых знаний:
♦ решение задач у доски в тетрадях
(презентация слайд 21)
Учитель: - А что если мы сегодня на уроке превратимся в ласточек и облетим земной шар по экватору. Давайте вычислим длину экватора. - Форму какой геометрической фигуры имеет экватор Земли? - Что необходимо знать, чтобы найти длину экватора?
(презентация слайд 22)
Задача.( у доски 1 ученик).
r = 6370км. С-?
Решение:
С=2 π r, С≈2*3,14*6370≈40003,6 км
Задачи на слайде 23 . (у доски 2 уч-ся, остальные на местах) с последующей проверкой.
1. d = 1,5 см
С-?
Решение: С= π d, С≈3,14*1,5≈4,71 см
2. С= 7,85 м
d-?
Решение: С= π d, d= С: π , d=7,85 : 3,14≈2,5 м.
Окружность арены во всех цирках мира имеет длину 40.8 м. Найдите диаметр арены, если П=3.
Решение: С= π d, d= С: π , d=40,8 : 3≈13,6 м.
♦ тест первичного закрепления.(слайды 24-26)
Индивидуально на листочках с последующей взаимопроверкой.
(Учащиеся выполняют тест, обводя правильный ответ кружком. Затем обмениваются работой с соседом по парте, при этом открываются правильные ответы, и выставляют оценки:
-без ошибок-5; - с одной ошибкой-4)
ТЕСТ
Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
А) радиус; Б) сторона; В) хорда; Г) диаметр.
Число π равно
А) 3,14; Б) 1,34; В) 3,91; Г) 4,13.
Формула длины окружности
А) С=πr Б) С=πd В) C=2πd Г) C=2r
Чему равен диаметр окружности, радиус которой 3,8 см?
А) 6,28 Б) 1,57 В) 7,6 Г) 3,14
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению:
♦ оценки за урок(слайд 27)
Учитель: - Кто справился с тестом на отлично? Поднимите руки.
(По заранее заготовленной ведомости учитель выставляет оценки).
♦ домашнее задание (слайд 28)
Заполнить таблицы1
Рисунок
Понятие
Используемые ключевые понятия
окружность
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка-центр.
радиус
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
хорда
Отрезок, точки окружности
диаметр
Хорда окружности, центр окружности
Заполнить таблицы2
Предмет
Длина окружности(С)
Длина Диаметра(D)
1/D
Стакан
Компакт-диск
Блюдце
Трехлитровая банка
♦ подведение итогов. (Слайд 29)
А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы:
Повторили… ( Что такое окружность, радиус, диаметр, как они связаны друг с другом).
Узнали… ( Формулы, по которым вычисляется длина окружности).
Закрепили… ( Научились применять эти формулы при решении задач)
♦ рефлексия.
- Подумайте, где могут понадобиться знания по данной теме в жизни? - Наш урок закончен. Спасибо.