Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики
Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики
Чтение зачастую не самое любимое занятие учеников. А пересказ текста всего в один абзац вызывает затруднение. И как следствие наблюдается снижение успеваемости. Всё это свидетельствует, как правило, о несформированности навыков чтения.
Чтение в современном информационном обществе носит “надпредметный” характер. Умения чтения относят к универсальным учебным действиям, поскольку составляющие смыслового чтения входят в структуру универсальных учебных действий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики»
Г. М. Назарова,
учитель математики
МБОУ “Средняя школа №27”
(г. Ульяновска)
Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики
Чтение зачастую не самое любимое занятие учеников. А пересказ текста всего в один абзац вызывает затруднение. И как следствие наблюдается снижение успеваемости. Всё это свидетельствует, как правило, о несформированности навыков чтения.
Чтение в современном информационном обществе носит “надпредметный” характер. Умения чтения относят к универсальным учебным действиям, поскольку составляющие смыслового чтения входят в структуру универсальных учебных действий:
мотивация чтения, мотивы учения (личностные УУД);
принятие учебной задачи, оценка информации, понимание содержания (регулятивные УУД);
организация передачи информации, сотрудничество, отображение предметного содержания (коммуникативные УУД);
логическое и абстрактное мышление, концентрация внимания, объём словаря (познавательные УУД).
Столь большое значение “навыка смыслового чтения” для развития ученика определено и в перечне планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы. Таким образом, чтение – фундамент всех обозначенных в Стандарте компетенций. А умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте. Это скорее качество человека, которое необходимо совершенствовать на протяжении всей жизни в разных ситуациях и видах деятельности, в том числе и на уроках математики.
Одним из наиболее действенных средств, на мой взгляд, формирования навыков смыслового чтения является “инфографика”. Составление инфографики, например, по тексту пункта учебника позволяет организовать полноценное чтение и осознанное включение учащихся в процесс освоения образовательных программ.
Такой приём можно назвать “Понимание и интерпретация”
Цель: развитие способности и готовности эффективно обрабатывать информацию, критично оценивать, интерпретировать, а также создавать информацию в культурном и социальном контексте.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание задания: учащимся предлагается в качестве одного из домашних заданий составить инфографику на основе пункта учебника.
Выполнение задания предполагает не репродуктивное чтение текста (когда воспринимается лишь общий смысл), а творческое, так как главная роль в этом задании отведена интерпретации прочитанного. Что позволяет качественно усвоить новый материал. Плюс представление информации посредством образов способствует формированию универсальных учебных действий.
Работу по формированию навыков самостоятельного чтения и интерпретации текста необходимо начинать с 5 класса и проводить в системе. Одним из первых шагов в такой работе должно быть формирование умений задавать вопросы по тексту.
Форма выполнения задания: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Описание задания: овладение приёмом осуществляется при работе с текстовыми задачами. Учащиеся читают текст задачи и составляют к нему вопросы разных видов. Вопросы можно разбить на две группы: с кратким и развёрнутым ответом, например, “Может …? Было ли…? Верно ли …?” и “Объясните почему… ? Предположите, что будет, если …?” или по типам:
Простые
Что…? Где…? Какой…? …
Уточняющие
Верно ли что …?
Интерпретирующие
Почему…? Зачем …?
Практические
Где в жизни вы могли … наблюдать?
Оценочные
Чем отличается … от …?
Творческие
Что бы изменилось в …, если бы …?
Такая работа позволяет не только устанавливать последовательность или комбинацию скрытой в тексте информации, но и выдвигать гипотезы по решению задачи. Тем самым формируются в первую очередь регулятивные универсальные учебные действия. А в сфере развития познавательных универсальных учебных действий формируется умение создавать информационную модель, умение правильно выбирать средства создания модели, а также умение прогнозировать результат.
Задача учить понимать, анализировать и истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы.
Но понятие “текст” на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, схем, карт, таблиц, графиков. Поэтому особое значение приобретают задания на заполнение таблиц / схем, на основе прочитанного. Работа с деформированным текстом (расположение фрагментов текста в правильной последовательности). Серия заданий представлена на сайте http://learningapps.org/. Нахождение соответствия между утверждениями, картинками, схемами и частями текста.
“Геометрика”
Цель: обеспечение запоминания и последующего оперирования основными признаками геометрических объектов; развитие таких качеств, как наблюдательность, внимание, аналитическое мышление, умение вырабатывать и реализовывать стратегию.
Форма выполнения задания: групповая.
Описание задания: по существенным признакам (представленным на карточках одного вида) необходимо определить геометрический объект (представленный на карточках другого вида).
При выполнении заданий совершенствуются умения вычленять главное, умения делать умозаключения; умения классифицировать.
Задания множественного выбора, в которых необходимо выбирать один из вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию задания, также развивают навыки чтения. Особое значение имеют задания на различные интерпретации данных.
Совершенно очевидно, что развитию способности обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, способствует формирование универсальных учебных действий.
Но нельзя забывать, что в процессе обучения ученик должен качественно усвоить огромный объём информации. При этом только хорошо организованная и эмоционально окрашенная информация переходит в качественное знание.
Комбинации представленных приёмов способствуют развитию навыков смыслового чтения; умения работать с информацией, представленной в различном виде; умения интерпретировать информацию; умения формулировать тезис, выражающий общий смысл; умения подбирать аргументы; умения устанавливать связь между смысловыми фрагментами.
Формирование навыков смыслового чтения – основа развития ценностно – смысловых качеств обучающегося. Качеств, направленных на обеспечение успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.
Литература
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.
Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М.: Баласс, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011.