Каждый день в мире происходят открытия. Открывается что – то совершенно новое, никому неизвестное. Делают открытия и ученики, сидящие за партами. И мы сегодня сделаем с вами математические открытия.
Ну, а какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.
2. Устный счет
Но сначала, ребятки, для ума зарядка (слайд №4)
Даны цифры 0, 2, 5.
Составьте и запишите всевозможные трехзначные числа с условием, что цифра в записи числа не повторяется
205
250
502
520
Какие числа записали?
Прочитайте.
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
-
+
Исследуя каждое число, проверьте мое утверждение, если вы согласны с ним – ставьте под числом + (да), - (нет).
Это число : на 2
Это число : на 5
Это число : на 2 и на 5.
- Прочитай знаки, поставленные под числами.
Вы согласны? Да, это верно.
3. Физкультминутка для глаз.
Дети наблюдают за звездным небом (слайд № 5)
4. Изучение нового материала
- Ребята, а теперь переведите свой взгляд на стены нашего класса. Что вы заметили? (числа).
- Давайте с вами найдем и соберем среди них однозначные числа. (3 человека с каждого ряда) – каждый по одному числу
Собрали. А теперь встаньте так, что бы числа в ваших руках расположились в порядке возрастания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Ребята, посмотрите, правильно ли расположились числа? (да)
- Молодцы, садитесь!
На наборном полотне.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Прочитайте число? А какие действия вы хотели бы выполнить (произвести) с этим числом?
И коль эта тема у вас идет «Умножение чисел», то давайте мы ее и продолжим.
Итак, тема нашего урока «Умножение чисел» новым приемом. А как он называется, вы узнаете чуть позже (слайд№6)
- Впишите в свой математический маршрут тему урока
123. 456. 789
А сейчас мы с вами это число будем умножать на 6.
В ваших математических маршрутах карточки №1, впишите в карточку по порядку однозначные числа. Вот так (снять листок)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Заготовить карточки
Теперь мы каждое число будем умножать на 6 (тем самым, повторяя таблицу умножения на 6), но запись будем делать так: в верхний треугольник записываем десятки, а в нижний – единицы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
х 6
6
1
2
1
8
2
4
3
0
3
6
4
2
4
8
5
4
- А теперь я вам открою секрет, как можно получить результат умножения многозначного числа на однозначное, используя нашу составленную таблицу.
- Я сложу справа налево однозначные числа по полоскам. Вот так. Переполнение записываю в следующую полоску. Рассказываю. Вот какое число получилось.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
х 6
6
1
2
1
8
2
4
3
0
3
6
4
2
4
8
5
4
7
4
0
7
4
0
7
3
4
- Прочитайте его.
- Этот прием называется «сеточкой».
- А теперь мы попробуем умножить круглые числа, используя этот прием.
Но сначала давайте, определим алгоритм наших действий.
Кто из вас помнит с чего нужно начать?
Алгоритм (слайд №7)
1. Записать каждую цифру числа в окошечко.
2. Умножить каждое однозначное число на однозначное число. Записывая в верхний треугольник десятки, а в нижний – единицы.
3. Сложить по полосочкам однозначные числа. Переполнение записать в следующую полосочку. Справа налево.
4. Прочитать полученное многозначное число слева направо.
5. Проверьте полученный результат на калькуляторе.
5. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 87 №6
- А теперь запишите число под буквой Б в карточку №2.
- Записанное число мы с вами будем умножать на 70 (0 выносим за сетку)
1
1
9
9
Х 70
- Прочитайте число, которое получилось?
- А теперь используя прием «сеточка» самостоятельно
умножите записанное соседом число на 400. Это №3 в вашем маршруте.
- Обменяйтесь математическими листами с соседом и проверьте, правильно ли он выполнил умножение?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
6. Физкультминутка (коврики)(слайд №8)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Присели.
Мы немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
7. Работа над задачей
Ребята, посмотрите, какой интересный коврик.
А вот ребят из соседнего класса он тоже заинтересовал.
Они решили посчитать пуговицы и составили такую задачу. Ну и, конечно же, составили выражения к ней (слайд № 9).
На коврике пришиты по 6 пуговиц в 2 ряда. Сколько всего пуговиц?
Выражение:
6+2 2х6 6-2 6:2 6х2
- Выберите математическое выражение, которое соответствует решению задачи.
2х6 - нет
- Как изменить условие задачи, чтобы она решалась так (2х6)?
(по 2 пуговицы в 6 рядов)
А теперь я изменю условие задачи. А попробуйте составить выражение к ней.
(слайд №10)
На коврике пришиты по 6 пуговиц в 2 ряда.
Сколько всего пуговиц на С таких ковриках? (6х2)хС
- Запишите это выражение в свои маршруты.
А теперь в это буквенное выражение подставьте конкретное значение С
и пусть это будет круглое двухзначное число. Вы его найдете среди этих чисел расположенных на доске. Запишите решение выражения в карточку №5.
- Обменяйтесь своими математическими маршрутами с соседом и проверьте друг друга.
8. Рефлексия (подведение итогов)(слайд №11)
- Вспомните то, какое открытие вы для себя сделали на уроке ?
- А теперь давайте оценим свою работу на уроке
Я ее оценила вот так:
Мне урок понравился, потому что вы работали на нем активно, показывали свои высокие знания.
Это будет серединка нашего цветка.
У вас на столах 3 лепестка.
Выберите тот лепесток, который соответствует вашей работе на уроке /по рядам.
Розовый лепесток – на уроке мне было интересно
Зеленый лепесток – на уроке мне было немного трудно, но я справился
Синий лепесток – на уроке не было трудно, мало, что понял
9. Д/з учебник с. 88 №10, потренироваться считать сеточкой (слайд № 12)