kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

1.    дать понятие преобразования подобия  фигур;

свойства преобразования подобия;                                                                                                                                Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия»

Тема урока: Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  1. дать понятие преобразования подобия фигур;

  2. свойства преобразования подобия;

Развивающие:

1 .Развивать практические навыки применения подобия фигур при решении задач.

2. Создавать условия для реальной оценки у обучающихся своих знаний и возможностей.

Воспитательные:

1 .Воспитание навыков контроля и взаимоконтроля.

2.Воспитание аккуратности при выполнении чертежей и записей

Ход урока.

1. Организация на урок. подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.

2. Постановка цели:

знать: определение и свойства преобразования подобия, гомотетия

уметь : строить подобные и гомотетичные фигуры с данным коэффициентом подобия


3. Актуализация прежних знаний

Повторение пройденного материала, тесно связанного с изучением нового (фронтально устно, МД) Работа у доски


Карточка № 1

Построить фигуру, в которую переходит  АВС, при параллельном переносе на вектор

Карточка № 2.

Построить фигуру, в которую переходит отрезок АВ при повороте около точки О на угол 90о


К арточка № 3

Построить фигуру, в которую переходит  АВС, при симметрии относительно точки О






Карточка № 4

Построить фигуру, в которую переходит фигура F при симметрии относительно прямой у




3) Проверка выполнения заданий у доски. Еще раз подчеркнуть, что любое движение сохраняет расстояние между точками, а поэтому фигуры при движении переходят в равные фигуры.




Определите вид преобразований:

 


  


Что общего между этими преобразованиями?

Свойства движения:

  1. При движении прямая переходит в прямую, луч – в луч, отрезок – в отрезок.

  2. Сохраняются расстояния между точками.

  3. Сохраняются углы между лучами.

Следствие: При движении фигура переходит в равную ей фигуру!!!

4. Объяснение нового материала (лекция с опорным конспектом, СР с учебником -конспектирование)


- Сначала выполните следующее задание: начертите у себя в тетрадях, а мы на доске, схематично план класса.

- Почему стол на плане изображен прямоугольником(а не кругом или

квадратом)?

- Чем отличаются и что имеют общего стол на планах на доске и в тетрадях? (отличаются размерами, но имеют одну и ту же форму).

- В жизни часто встречаются предметы, имеющие одинаковую форму, но различные размеры. Таковы, например, фотографии одного и того же лица, изготовленные с одного негатива в различных размерах, планы здания или целого города, местности, вычерченные в различных масштабах.

Такие фигуры принято называть подобными, а преобразование, переводящее одну фигуру F в подобную фигуру F, называют преобразованием подобия.

Демонстрируются плакаты с изображением фигур, имеющих одинаковую форму, но различные размеры. Учащимся предлагается привести примеры таких предметов из жизни.

- Для того, чтобы дать строгое математическое определение преобразования подобия надо выделить свойства этого преобразования.

Перед каждым учащимся лежит карточка (рис. 1)












Рис. 1

- Даны подобные фигуры F и F. Измерьте и сравните расстояния АВ и АВ, ВС и В1С1 и т.д. Какую можно заметить зависимость между расстояниями у подобных фигур? (Все расстояния изменяются в одно и то же число раз, на чертеже в 2 раза).

  • Преобразование при котором фигура сохраняет вид, но изменяет размеры называется преобразованием подобия

т.е. ХУ' = к·ХУ; АВ= к ·АВ.

Число к называется коэффициентом подобия.

- Преобразование подобия имеет широкое практическое применение, в частности, при выполнении деталей машин, составлении карт и планов местности. При этом коэффициент подобия называется масштабом.


Частным случаем преобразования подобия является преобразование гомотетии.

Пусть F данная фигура, О – фиксированная точка, к – положительное число. Через произвольную точку Х фигуры F проведем луч ОХ и отложим на нем отрезок ОХ' равный к ·ОХ.

  • Любой точке Х на плоскости будет соответствовать точка Х' удовлетворяющая равенству ОХ'= к ОХ ,преобразование называется гомотетией , относительно центра О с коэффициентом к.

Число к называется коэффициентом гомотетии, а фигуры F и F называются гомотетичными.


-

Для фигур F и F' укажите гомотетичные точки. Как располагается любая пара точек и центр О? (На одном луче).

- Какая особенность в расположении гомотетичных отрезков? (Они параллельны).

- Всегда ли подобные фигуры гомотетичны? (Обратиться к карточке рис.2)

- А всегда ли гомотетичные фигуры подобны?

Ответ на последний вопрос дает теорема : Гомотетия есть преобразование подобия.

Составьте постер: Преобразование подобия (свойства)

  1. расстояние между любыми двумя точками увеличиваются или уменьшаются в одно тоже число раз

  2. соответствующие стороны подобных фигур параллельны

  3. При гомотетии сохраняются только углы!!!

  4. центр и гомотетичные точки расположены на одной прямой

5,Проверка понимания нового материала:

  1. Построить точку (отрезок, фигуру) гомотетичную данной, если коэффициент гомотетии равен к.

а


) к = 2 б) к = 3 в) к = 2

У







Практическая работа на карточках в 2 вариантах:

Вариант 1.

Дан прямоугольник и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному прямоугольнику относительно центра О с коэффициентом k = -2.






Вариант 2.

Дан квадрат и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному квадрату относительно центра О с коэффициентом k = 0,5.






В зависимости от подготовленности класса, можно организовать обмен карточками между соседями.

6 . Итог урока: (систематизация и обобщение знаний;)

Отметить учащихся, активно работавших на уроке. Сообщить и прокомментировать выставленные оценки

7. Домашнее задание § №



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Автор: Лашкарова Людмила Михайловна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства