Просмотр содержимого документа
«Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия»
Тема урока: Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие преобразования подобия фигур;
свойства преобразования подобия;
Развивающие:
1 .Развивать практические навыки применения подобия фигур при решении задач.
2. Создавать условия для реальной оценки у обучающихся своих знаний и возможностей.
Воспитательные:
1 .Воспитание навыков контроля и взаимоконтроля.
2.Воспитание аккуратности при выполнении чертежей и записей
Ход урока.
1. Организация на урок. подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
2. Постановка цели:
знать: определение и свойства преобразования подобия, гомотетия
уметь : строить подобные и гомотетичные фигуры с данным коэффициентом подобия
3. Актуализация прежних знаний
Повторение пройденного материала, тесно связанного с изучением нового (фронтально устно, МД) Работа у доски
Карточка № 1
Построить фигуру, в которую переходит АВС, при параллельном переносе на вектор
Карточка № 2.
Построить фигуру, в которую переходит отрезок АВ при повороте около точки О на угол 90о
К арточка № 3
Построить фигуру, в которую переходит АВС, при симметрии относительно точки О
Карточка № 4
Построить фигуру, в которую переходит фигура F при симметрии относительно прямой у
3) Проверка выполнения заданий у доски. Еще раз подчеркнуть, что любое движение сохраняет расстояние между точками, а поэтому фигуры при движении переходят в равные фигуры.
Определите вид преобразований:
Что общего между этими преобразованиями?
Свойства движения:
При движении прямая переходит в прямую, луч – в луч, отрезок – в отрезок.
Сохраняются расстояния между точками.
Сохраняются углы между лучами.
Следствие: При движении фигура переходит в равную ей фигуру!!!
4. Объяснение нового материала (лекция с опорным конспектом, СР с учебником -конспектирование)
- Сначала выполните следующее задание: начертите у себя в тетрадях, а мы на доске, схематично план класса.
- Почему стол на плане изображен прямоугольником(а не кругом или
квадратом)?
- Чем отличаются и что имеют общего стол на планах на доске и в тетрадях? (отличаются размерами, но имеют одну и ту же форму).
- В жизни часто встречаются предметы, имеющие одинаковую форму, но различные размеры. Таковы, например, фотографии одного и того же лица, изготовленные с одного негатива в различных размерах, планы здания или целого города, местности, вычерченные в различных масштабах.
Такие фигуры принято называть подобными, а преобразование, переводящее одну фигуру F в подобную фигуру F, называют преобразованием подобия.
Демонстрируются плакаты с изображением фигур, имеющих одинаковую форму, но различные размеры. Учащимся предлагается привести примеры таких предметов из жизни.
- Для того, чтобы дать строгое математическое определение преобразования подобия надо выделить свойства этого преобразования.
Перед каждым учащимся лежит карточка (рис. 1)
Рис. 1
- Даны подобные фигуры F и F. Измерьте и сравните расстояния АВ и АВ, ВС и В1С1 и т.д. Какую можно заметить зависимость между расстояниями у подобных фигур? (Все расстояния изменяются в одно и то же число раз, на чертеже в 2 раза).
Преобразование при котором фигура сохраняет вид, но изменяет размеры называется преобразованием подобия
т.е. ХУ' = к·ХУ; АВ= к ·АВ.
Число к называется коэффициентом подобия.
- Преобразование подобия имеет широкое практическое применение, в частности, при выполнении деталей машин, составлении карт и планов местности. При этом коэффициент подобия называется масштабом.
Частным случаем преобразования подобия является преобразование гомотетии.
Пусть F данная фигура, О – фиксированная точка, к – положительное число. Через произвольную точку Х фигуры F проведем луч ОХ и отложим на нем отрезок ОХ' равный к ·ОХ.
Любой точке Х на плоскости будет соответствовать точка Х' удовлетворяющая равенству ОХ'= к ОХ ,преобразование называется гомотетией , относительно центра О с коэффициентом к.
Число к называется коэффициентом гомотетии, а фигуры F и F называются гомотетичными.
-
Для фигур F и F' укажите гомотетичные точки. Как располагается любая пара точек и центр О? (На одном луче).
- Какая особенность в расположении гомотетичных отрезков? (Они параллельны).
- Всегда ли подобные фигуры гомотетичны? (Обратиться к карточке рис.2)
- А всегда ли гомотетичные фигуры подобны?
Ответ на последний вопрос дает теорема : Гомотетия есть преобразование подобия.