Практическое занятие
Тема: Преобразование показательных и логарифмических выражений.
Цели:
Образовательная: продолжить формирование у студентов умений применять свойства степеней, корней и свойства логарифмов при решении упражнений на преобразование выражений.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к решению задач.
Развивающая: развитие логического мышления, навыков сравнительного анализа.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, записи на доске, плакаты с формулами по теме: «Степени» и «Корни», «Логарифмы. Свойства логарифмов», индивидуальные карточки-задания.
Использование элементов педагогических технологий:
1. сотрудничества;
2. здоровьесберегающих (чередование видов деятельности);
3. информационно-коммуникационных;
4. развивающих;
5. личностно-ориентированных.
Результативность:
формирование компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
План занятия.
1) Подготовительный этап.
Проверка усвоения пройденного материала фронтально (или индивидуально) по следующим вопросам (на экран проектируются вопросы, на которые студенты отвечают устно).
Что называется степенью с натуральным показателем?
Повторить:
свойства корней
свойства степеней
1.
1.
2. =
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
Что называется логарифмом числа?
Свойства логарифмов:
1.
loga x + loga y = loga (x · y)
2.
loga x − loga y = loga (x : y)
3.
loga xn = n · loga x
4.
5.
2) Теоретический этап.
Применение знаний при решении типовых заданий.
Задание 1. Найти значения выражений:
log6 270 − log6 7,5
log5 775 − log5 6,2
Решение. Первые два выражения преобразуются как разность логарифмов:
log6 270 − log6 7,5 = log6 (270 : 7,5) = log6 36 = 2;
log5 775 − log5 6,2 = log5 (775 : 6,2) = log5 125 = 3.
Для вычисления третьего выражения придется выделять степени — как в основании, так и в аргументе. Для начала найдем внутренний логарифм:
Затем — внешний:
Ответ: 2; 3; −1,5
Задание 2. Найти значения выражений:
79 · 311 : 218,
247 : 36 : 165,
306 : 65 : 252.
Решение. Разложим все основания степеней на простые множители:
79 · 311 : 218 = 79 · 311 : (7 · 3)8 = 79 · 311 : (78 · 38) = 79 · 311 : 78 : 38 = 7 · 33 = 189.
247 : 36 : 165 = (3 · 23)7 : 36 : (24)5 = 37 · 221 : 36 : 220 = 3 · 2 = 6.
306 : 65 : 252 = (5 · 3 · 2)6 : (3 · 2)5 : (52)2 = 56 · 36 · 26 : 35 : 25 : 54 = 52 · 3 · 2 = 150.
Ответ: 189; 6; 150
3) Практический этап.
Самостоятельное применение умений и знаний.
Провести самостоятельную работу в 15 вариантах.
Примерное содержание одного варианта.
Вычислите:
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы.
1. Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014.
2. Богомолов Н.В. Математика: учебник для прикладного бакалавриата / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.