kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие обыкновенной дрби

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я предлагаю данный материал для работы учителям математики при изучении темы "Обыкновенные дроби" в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие обыкновенной дрби»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Вольное»







Конспект урока по математике на тему:

«Понятие обыкновенной дроби»

/ 5 класс /



Учитель математики:

Фатеева Татьяна Владимировна









2016год

Конспект урока



Тема: Понятие обыкновенной дроби

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формулировать определение понятия «обыкновенная дробь», различать числитель и знаменатель дроби, объяснять, что показывает числитель дроби, знаменатель дроби.

Личностные: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные – высказывать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные - отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

  • Ресурсы:

  • Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);

  • Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

  • Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организационный момент

Учитель эмоционально настраивает детей на урок:

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!

Дети отвечают на вопросы учителя.

- Да!

- Да!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Да!

Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока.

1. Мотивационно-ориентировочный блок:

1.1

Этап актуализации

- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель читает стихотворение (можно показать мультфильм)

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура!

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда!

- Ребята, скажите, почему волк остался без апельсина?

Актуализация знаний

Учитель предлагает выполнить задание:

Квадрат поделили на одинаковые квадратики. Какую долю квадрата составляет один квадратик?



Валя пригласила на свой день рождения подруг. Она разрезала торт на 8 равных частей

Вера взяла одну часть, а Катя — две (рис. 143).

а) Какие доли получаются при делении на 8 равных частей?

б) Какую часть торта получила Вера и какую — Катя?

Выдвигают свои варианты ответов на вопрос.







Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопросы: на сколько долек разделили апельсин? какую дольку получил еж? какую дольку получили котята?



Дети отвечают на вопрос.



Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы (1/9, 1/4, 1/12, 1/25)







Отвечают на вопросы (Вера – одну восьмую, а Катя – две восьмых)


1.2

Этап проблематизации

- Названия долей мы знаем. Но мы ведь привыкли в математике все записывать. Как нам записать одна девятая, две девятых и др.?

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи.

- Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, мы с вами узнает, если отгадаем ребус:

- Правильно, это дробь.

Обучающиеся сталкиваются с проблемой.













Отгадывают ребус, тем самым знакомятся с новым понятием – дробь.

1.3

Этап целеполагания

Учитель мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цели урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы..

- А теперь скажите мне, что же мы будем сегодня изучать на уроке?

Изучим мы сегодня числа новые.

                       В отличие  от других они особые.

                       Внимательными будьте и примерными,

                       Чтоб знания иметь отменные по теме

                        «Дроби обыкновенные».

Какова же цель нашего урока?





Отвечают на вопрос:

- Дроби, доли.





Цель урока: «Узнать, что такое дробь?»

2. Организационно - деятельностный блок:

2.1

Этап изучения нового материала и усвоение новых знаний.

- Для того, чтобы узнать что такое «обыкновенная дробь» давайте обратимся к нашему помощнику – учебнику и прочитаем учебный текст на стр. 170 и приготовимся отвечать на вопросы к нему.



Чтобы проверить, что вы усвоили, сыграем в игру «Продолжи фразу»( Учитель начинает фразу, а дети продолжают).

                                                                        

      - Число, записанное с помощью двух   натуральных чисел, разделённых чертой, называют…..(обыкновенной дробью).

      - Число, стоящее над чертой называют…..( числителем дроби),

Число, стоящее под чертой называют…( знаменателем дроби).

Знаменатель показывает…..( на сколько долей делят целое)

а числитель показывает … (сколько таких долей взято). 


Работают с учебным текстом, отвечают на вопросы сначала самостоятельно, а затем фронтально



Дети заканчивают фразы учителя.

2.2

Этап закрепления новых знаний.

Учитель предлагает посмотреть на круги, изображённые на доске:

- Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?

- Прочитать дроби № 674.

Организовать фиксирование нового знания в речи и знаках (при чтении дробей надо помнить: числитель – количественное числительное женского рода (одна, три, восемь), знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сотая)).

- Записать дроби № 675.

Учитель предлагает выполнить1 задание из двух по выбору(на партах карточки с заданиями)

Репродуктивное задание: На столах у учащихся квадрат из картона ,разделённый на 4 равных части. Какая часть фигуры заштрихована?

Продуктивное задание: У учащихся на столах квадраты из картона со стороной 4 см. Разрезать квадрат на 4 равные части любым способом. Покажите четверть квадрата, полквадрата. Покажите ¾ квадрата, 4/4 квадрата.

Учитель после выполнения задания предлагает осуществить самопроверку по образцу.





Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетрадях. Фиксируют новое знание в речи и знаках.















Учащиеся выполняют выбранное задание и осуществляют самопроверку по эталону .





Физкультминутка.

(Звучит музыка) Учитель читает на фоне музыки стихотворение.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Пoтянулись! Улыбнулись!





Обучающиеся выполняют зарядку .

2.3

Этап презентации образовательных продуктов

Исторические сведения(резерв) :

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII

веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на доске.

Решить № 676.

Слушают историческую справку



























Самостоятельная работа в тетрадях.

Самопроверка задания.

3. Рефлексивно – оценочный блок:

3.1

Домашнее задание

Учитель задает

1)разноуровневое домашнее задание. Предлагается выполнить одно задание из трёх предложенных, записанных на карточках:

§25, 1)№ 676 с.173 (Запишите дробью, какая часть фигуры ,изображённой на рисунке, закрашена.)

2) Сделать рисунок, три пятых которого закрашены одним цветом, а две пятых другим .Запишите получившиеся дроби.

3)Разделите прямоугольник на 8 частей. Закрасьте ¾ фигуры синим цветом. Какая часть фигуры осталась незакрашенной? Как по другому записать дробь ¾?

2)№ 677 (по новой теме)- всем уч-ся.







Обучающиеся выбирают и записывают домашнее задание .

3.2

Рефлексия

Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А для этого нам как нельзя лучше подойдет такое стихотворение:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать – обыкновенной.



«Дерево удовлетворённости»

Ребята, на доске у нас выросло дерево, а у вас у каждого на столе есть цветок, плод и листочек . Выберите сейчас что-то одно и прикрепите на дерево в зависимости от того, понравился вам наш сегодняшний урок или нет:

- Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;

- Цветок – на уроке работал ,но с помощью других;

- Зелёный листок – на уроке не всё понял;





















По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды и объясняют свой выбор.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Понятие обыкновенной дрби

Автор: Фатеева Татьяна Владимировна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 377964


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства