Организационный момент Здравствуйте, ребята! Как говорил Блез Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Поэтому давайте попробуем сегодняшний урок сделать именно таким! А теперь давайте проверем как вы справились с домашним заданием. 2. Проверка домашнего задания Вопрос к задаче № 115: В треугольнике NCD углы при стороне NC равны. Что можно сказать об этом треугольнике? ( он равнобедренный с основанием NC боковыми сторонами CD и ND ).Таким образом биссектриса CN отсекает от параллелограмма равнобедренный треугольник ( как и треугольник ABM). 3.Актуализация опорных знаний. А сейчас немного поиграем…в ДОМИНО!( Приложение 1). У вас на столах лежат «кости» в виде карточек, на которых есть вопросы и ответы на них. По очереди вы зачитываете свой вопрос ( он записан в первой строке), а остальные ищут ответ на него на СВОИХ карточках( НЕ ОТВЕЧАЮТ, А ИЩУТ!)-нашедший ответ –зачитывает его и т.д. Вопрос: А как вы думаете , почему именно «ПЛОЩАДЬ»? ДА, именно сегодня мы с вами на уроке познакомимся с понятием площади, разберем её свойства, вспомним, как находится площадь прямоугольника и квадрата и применим эти знания при решении задач. В тетрадях запишите тему урока. Но прежде, чем переходить к разговору о площади, хочу предложить такую ЗАДАЧУ: найдите площадь равнобедренного треугольника, если его основание имеет длину 8 см, а высота, проведенная к нему- 3 см. Да, задача не простая, но к концу урока, я думаю, что вы с ней все справитесь! 4. Объяснение нового материала Сегодня мы познакомимся с понятием площади. Впрочем слово «познакомимся» здесь не очень подходит. В обычной жизни мы на каждом шагу встречаемся с этим понятием. Все понимают смысл слов: площадь комнаты равна 16 кв.метрам, площадь садового участка- 8 соток, площадь поля-10гектаров и т.д. Попытаемся в этом разобраться. Рассмотрим многоугольник. Он разбивает плоскость на 2 области- внутреннюю и внешнюю. Многоугольник вместе с его внутренней областью называется плоским( конспект на стр. 31). Далее вы с вами будем рассматривать только плоские многоугольники. Площадь многоугольника- это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник. В каких единицах измеряется площадь? С единицами измерения площадей вы тоже знакомы .Вспомним их – 1 см, 1 мм, 1 га, 1 а. А раньше на Руси существовали такие единицы измерения площади как квадратная верста-1313806 км десятина-10925,4 м копна-0,1 десятины- сенные покосы меряли копнами квадратная сажень-4,55224 м При налоговых расчетах земли применяли такие единицы как выть. соха, обжа ( размеры которых зависели от качества земли и социального положения владельца) и такие как коробья, веревка и жеребья. Теперь постараемся установить свойства площади. Как вы думаете, каким по знаку числом может выражаться площадь?- (положительным числом)-свойство 1 свойство 2:Равные фигуры имеют равные площади. А фигуры с равными площадями называют РАВНОВЕЛИКИМИ. свойство 3: если многоугольник состоит из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Я хочу вас познакомить с таким понятием как ТАНГРАМ( «семь дощечек мастерства») – это головоломка , состоящая из семи плоских фигур, которые складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры( изображающей человека. животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т.д.). Фигура, которую необходимо получить при этом обычно задают в виде силуэта или внешнего контура. При решении этой головоломки требуется соблюдать два условия: 1- необходимо использовать все семь фигур танграма 2- фигуры не должны перекрывать одна другую. свойство 4: площадь квадрата равна квадрату его стороны. А давайте вспомним формулу для нахождения площади прямоугольника.( ) Итак, давайте подведем итоги -повторяем свойства. 5. Решение задач. Закрепление изученного материала Задача 1. Дан квадрат со стороной 1 м. Вычислите площадь фигур, показанных на рисунках. Задача 2. Дан ABCD-прямоугольник, AB=дм, CD= 16 дм. Найти площадь этого прямоугольника.( Ответ: 4 дм). Задача 3. Дан квадрат со стороной 12 см. Найти его площадь. ( ответ: 144 см) Дан квадрат со стороной m .Найти его площадь. ( Ответ: m) Задача 4. Площадь квадрата 196 см. Найдите длину его стороны. ( Ответ: 13 см) Площадь квадрата равна t .Найдите длину его стороны. ( Ответ: ) Задача 5. Одна сторона прямоугольника равна 12 дм. Найдите длину другой стороны , если площадь прямоугольника равна 168 дм.( Ответ: 14 дм) Задача 6. 1)Найдите площадь окон , пола в комнате на рисунке. 2) А вы знаете как определить освещенность дневным светом в помещении? Определите нормальная ли освещенность в этом классе. Задача 7. Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета 30 см, а ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола? Письменное решение задач Задача 1. Вариант1(средний уровень) квадрат со стороной 8 дм равновелик с прямоугольником. Найдите длины сторон этого прямоугольника, если одна из его сторон имеет длину 16 дм. ( Ответ: 4 дм) Вариант2 (достаточный уровень) Площадь прямоугольника равна 112 см.Найдите длины его сторон/, если они относятся как 4:7.( Ответ: 4х7х=112 28х=112 х=2 8 см и 14 см) Задача 2. Биссектриса угла А прямоугольника ABCD делит сторону BCна отрезки 5 см и 3 см.Найдите площадь этого прямоугольника.( Ответ: 40 см или 24 см)-ДВА СЛУЧАЯ! 6.Итого урока. А теперь давайте вернемся к задаче о площади равнобедренного треугольника. Кто решил её? Треугольник можно разрезать по высоте, она же медиана в этом треугольника, повернуть половину на 180 градусов и совместить с другой половиной. Получим прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Тогда площадь - 3·4=12 см. 7.Домашнее задание п. 16 , конспект на стр. 31 и 33 выучить №№ 695(1), 697, 172. По выбору- на листах Вы сегодня молодцы! ОЦЕНКИ ЗА УРОК. А теперь улыбнитесь те, кому на уроке было все понятно, интересно и комфортно! И пусть ваши улыбки добавят света и тепла в это холодное время года! Всего хорошего и доброго вам! |