kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подбор заданий по теме «Уравнения» для подготовки учащихся к ГИА (алгебра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор заданий по теме «Уравнения»

для подготовки учащихся к ГИА (алгебра)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подбор заданий по теме «Уравнения» для подготовки учащихся к ГИА (алгебра)»











ИТОГОВАЯ РАБОТА


Подбор заданий по теме «Уравнения»


для подготовки учащихся к ГИА (алгебра).





Работу выполняли:

Кулешова Татьяна Леонидовна,

ТМОУ «ХСОШ №1».


Структура экзаменационной работы по алгебре включает две задачи: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; создание для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении, прежде всего, при изучении ее в старших классах на профильном уровне. В соответствии с этим работа состоит из двух частей:

первая часть направлена на проверку базовой подготовки школьников, отражающей уровень минимальной компетентности в арифметических и алгебраических вопросах; в ней содержатся задания, с помощью которых проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), владение основными алгоритмами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

вторая часть направлена на дифференцированную проверку владения материалом на повышенном уровне и позволяет проверить умение учащихся математически грамотно и ясно изложить ход решения, привести необходимые пояснения и обоснования. Задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.



Содержание

задания

Проверяемые элементы содержания

Необходимые базовые знания

Справочный

материал по

учебнику

Набор тренировочных заданий

Решение уравнений

— решение целых и дробных уравнений с одной переменной, с

применением при этом алгебраических преобразований: разложение на множители, замена переменной;

— проведение исследований уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

- знать понятие уравнения с одной переменной;

- знать понятие корень уравнения;

-знать определение линейного уравнения с одной переменной;

- знать определение квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения;

- знать теорему Виета;

- знать определение дробного рационального уравнения;

-распознавать типы уравнений с одной переменной

- знать алгоритмы решения уравнений с одной переменной разного вида (линейного, дробно-рационального, квадратного и уравнений, сводящихся к ним);

- знать способы преобразования выражений: раскрытие скобок, разложение многочлена на множители; приведение подобных слагаемых;

- знать формулы сокращенного умножения.


1. Учебник «Алгебра. 7 класс» /Ю.Н.Макарычев и др./, стр. 23-32.

2. Учебник «Алгебра. 8 класс» /Ю.Н.Макарычев и др./, стр. 3-35; стр. 69;

3. Учебник «Алгебра. 9 класс» /Ю.Н.Макарычев и др./, стр. 21; стр.57-63


I. Линейные уравнения.

КАРТОЧКА №1: (базовый уровень)

Алгоритм

Образец решения

Решить уравнение 3 – 2х = 6 – 4(х + 2)

1. Раскрыть скобки.

3 – 2х = 6 – 4х – 8

2. Перенести слагаемые с переменной в одну часть уравнения, без переменной – в другую часть (при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую МЕНЯЕМ ЗНАК СЛАГАЕМОГО НА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ)


4х – 2х = 6 – 8 – 3

3. Привести подобные слагаемые в каждой части уравнения.

2х = – 5

4. Найти неизвестный множитель, разделив произведение на коэффициент при переменной.

х = (– 5) : 2

х = – 2,5

5. Записать полученный ответ.

Ответ: – 2,5

  1. Закончи решение уравнения:

а) 1 – 6(х – 2) = 14 – 8х б) 5 (3х – 4) + 8 = 5х + 36

1 – 6х + 12 = 14 – 8х 15х – 20 + 8 = 5х + 36

8х – 6х = 14 – 12 – 1 ---------------------------

- - - - - - - -- - - - - -- -

2. Реши по алгоритму следующие уравнения:

а) 2 – 3(х + 2) = 5 – 2х;

б) 4х – 5,5 = 5х – 3(2х – 1,5);

в) 0,4х = 0,4 – 2(х + 2);

г) (умножь обе части уравнения на число, делящееся на каждый знаменатель);

д) ; е) ; ж)

3. Какое из чисел –4; 0; 14 является корнем уравнения

4х + 5 = 6 + 5(х – 3) ?

4. Реши уравнения:

а) (10х – 4)(3х + 2) = 0; б) (3х + 1)(6 – 4х) = 0; в) (х + 5)(2х – ) = 0

5. Какие из данных чисел являются корнями уравнения

(6х + 3)(9 – х) = 0

а) , б) 9, в) , г) – 9, д) – , е) – ?

6. Без построения найдите абсциссу точки пересечения графиков функций:

а) у = 2х + 4 и у = – 2х; б) у = 7 + 2х и у = 6х – 29


КАРТОЧКА №2: (повышенный уровень)

  1. Найди корень уравнения:

а) 1,6х – (х – 2,8) = (0,2х + 1,5) – 0,7;

б) 4 – 5(3х + 2,5) = 3х + 9,5;

в) 4х – 5,5 = 5х – 3(2х – 1,5);

г) 12 – 3(6 + 2х) = 2(2х – 9) + 2(18 + 2х);

д) ;

е)

2. При каких значениях переменной х равны значения выражений:

а) 6 – 4х и 3 – 5(х +1); б) 2,7m и – 3,2 + 3(2,4 – 1,1m) ?

3. Является ли корнем уравнения (2х – 3,8)(4,2 + 3х) = 0 число:

а) 1,9; б) 2; в) – 1,4; г) – 3 ?

4. Имеет ли корни уравнение:

а) 3х + 7 = (9 + х) + 2х; б) 5х – 1 = 4(х + 2) – (9 – х); в) х + 1 = х – 1 ?

5. При каких значениях коэффициента р уравнение рх = 10 имеет корень, равный –5; 1; 20?

6. При каком значении переменной:

а) сумма выражений 2х + 7 и – х + 12 равна 14;

б) разность выражений – 5у + 1 и 3у + 2 равна – 9?

7. Реши уравнение: а) 2х2 – 7х = 0; б) 3х – 7х2 = 0; в) 9х2 – 25 = 0



II. Квадратные уравнения.

КАРТОЧКА №1: (базовый уровень)

Алгоритм

Образец решения

Решить уравнение 5у2 – 8у + 3 = 0

1. Выписать коэффициенты квадратного уравнения.

a = 5, b = - 8, c = 3

2. Вычислить дискриминант по формуле D = b2 – 4ac.


D = (- 8)2 – 4·5∙3 = 64 – 60 = 4

3. Сравнить дискриминант с 0 и определить количество корней данного уравнения.


D = 4 0, уравнение имеет два корня

4. Вычислить корни уравнения по формуле

5. Записать ответ.


Ответ: 1 и 0,6.

  1. Реши уравнения по алгоритму:

а) 2х2 + 3х – 5 = 0; б) 5х2 – 7х + 2 = 0; в) 3х2 + 5х – 2 = 0;

г) 2х2 – 7х + 3 = 0; д) 3х2 + 8х – 3 = 0; е) 6х2 – 7х + 1 = 0.

2. Сколько корней имеет уравнение:

а) 5х2 – 8х + 3 = 0; б) – 2х2 + 3х – 5 = 0; в) 9х2 – 6х + 1 = 0 ?

3. Какие из чисел являются корнями уравнения 2х2 – 5х + 3 = 0:

а) – 1; б) 1,5; в) – 0,15; г) 1; д) – 1,5 ?

4. При каких значениях х равны значения выражений:

а) 2х2 и 2 – 3х; б) – х2 и 10 – 7х; в) 2х2 и 9х – 4 ?

5. Существуют ли такие значения х, при которых значения данных выражений равны:

а) х2 + 2х и 0,8х2 – 4,2; б) х2 – 2х и 0,6х – 1,2 ?


КАРТОЧКА №2: (повышенный уровень)

  1. Найди корни уравнения:

а) 2у(у + 2) = 8у + 3; б) 3х(х – 2) – 1 = х – 0,5(8 + х);

в) (х – 3)2 + (х – 4)2 – (х – 5)2 – х = 24;

г) 4(2х2 + х) – 3(2 – 3х) = 6(х2 – 6);

д) .

2. При каких значениях х равны значения выражений:

а) 0,05х2 – 0,1х и 0,02х – 0,04; б) 0,1х2 + 0,04х и 0,08х2 + 0,7 ?

3. Какое из уравнений имеет иррациональные корни?

а) х2 – 3х – 4 = 0; б) х2 – 4х + 5 = 0; в) х2 – 4х – 3 = 0;

в) х2 – 4х + 4 = 0.

4. Найдите сумму корней уравнения:

а) 3х2 + 5х – 2 = 0; б) (4х + 1)(2х – 4) – 8х2 = 3(6 – х).

5. При каком значении параметра b уравнение

(b + 5)x2 + (2b + 10)x + 4 = 0 имеет только один корень?

6. Составьте приведенное квадратное уравнение, если известны

его корни:

а) 9 и – 4; б) – 7 и –5; в) – 8 и 3.


II. Дробно-рациональные уравнения.

КАРТОЧКА №1: (базовый уровень)

1. Найди корни уравнения:

а) ; б) ; в) ; г) ;


д) ; е) ; ж) ; з) .

2. Реши уравнения:

а) ; б)

3. Какие из чисел являются корнями уравнения :

а) 6; б) 3; в) – 6; г) – 3 ?

4. При каких значениях х сумма дробей и равна 4?

КАРТОЧКА №2: (повышенный уровень)

1. Реши уравнения:

а) ; б) ;


в) ; г) ;


д) ; е) ;


ж) ; з)


2. Найди корни уравнения:

а) ; б) ;


в) ; г)

3. При каких значениях х значение выражения

равно – 1?

4. Найди разность корней уравнения




Содержание

задания

Проверяемые элементы содержания

Необходимые базовые знания

Справочный

материал по

учебнику

Набор заданий

Решить

неравенство

- решение числовых

неравенств с применением свойств числовых неравенств;


-решение линейных неравенств с одной переменной

- знать алгебраическую трактовку отношений «больше и «меньше» между числами;

- знать свойства числовых неравенств;

- знать правила действий с дробями с разными знаменателями;

- знать способы преобразования алгебраических выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;

- знать алгоритм решения числовых, алгебраических и квадратичных неравенств;

- знать алгоритм решения неравенств методом интервалов;

- знать способы графической интерпретации решений неравенств.


1. Учебник «Алгебра. 8 класс» /Ю.Н.Макарычев и др./, стр. 105-135, стр. 144-173

2. Учебник «Алгебра. 9 класс» /Ю.Н.Макарычев и др./, стр.41-46


I. Числовые неравенства.


1) На координатной прямой отмечены числа x,y и z. Какая из следующих разностей положительна?



x y z

  1. x-y 2) y-z 3) z-y 4) х-z


2) На координатной прямой отмечены числа с, m и n. Какая из следующих разностей отрицательна?


c m n


  1. n-m 2) m-c 3) n-c 4) c-m


3) Какое из приведённых ниже неравенств является верным при любых значениях a и b, удовлетворяющих условию a b?

1) b-a 0 2) b-a a-b 3 4) a-b -2


4) Какое из следующих неравенств не следует из неравенства х y + z?

1) x-z y 2) z x-y 3) x-y-z 0 4) y+z-x 0


II. Линейные неравенства.

Алгоритм

Образец решения

Решить неравенство 3 – 2х ≤ 6 – 4(х + 2)

1. Раскрыть скобки.

3 – 2х ≤ 6 – 4х – 8

2. Перенести слагаемые с переменной в одну часть неравенства, без переменной – в другую часть (при переносе слагаемых из одной части неравенства в другую МЕНЯЕМ ЗНАК СЛАГАЕМОГО НА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ)


4х – 2х ≤ 6 – 8 – 3

3. Привести подобные слагаемые в каждой части неравенства.

2х ≤ – 5

4. Найти неизвестный множитель, разделив произведение на коэффициент при переменной (если коэффициент отрицательный, то знак неравенства меняем; если коэффициент положительный, то знак неравенства не меняем)

х ≤ (– 5) : 2

х ≤ – 2,5

5.Показать решение на числовой прямой.

,

, ≤


( )

-∞ +∞



[ ]



X

-2,5


6. Записать полученный ответ.

Ответ: х є (-∞;– 2,5]

  1. Закончи решение неравенства:

а) 1 – 6(х – 2) ≥14 – 8х б) 5 (3х – 4) + 8

1 – 6х + 12 ≥ 14 – 8х 15х – 20 + 8

8х – 6х ≥ 14 – 12 – 1 ---------------------------

- - - - - - - -- - - - - -- -


2. Реши по алгоритму следующие неравенства:

а) 2 – 3(х + 2)

б) 4х – 5,5 ≤ 5х – 3(2х – 1,5);

в) 0,4х ≥ 0,4 – 2(х + 2);

г) (умножь обе части уравнения на число, делящееся на каждый знаменатель);

д)


е)



III. Неравенства второй степени.


Алгоритм

Образец решения

Решить неравенство х2 + 2х - 48


1. Найти точки пересечения функции у=х2 +2х-48 с осью абсцисс.

х2 + 2х - 48=0

2. Решить квадратное уравнение.

х = 6, х = -8

3.Показать схематично график параболы с учётом направления её ветвей(если старший коэффициент а0, то ветви параболы направлены вверх; если а

Y




-8 6 X






4.Выбрать требуемое решение и записать ответ.

Ответ: х є (-8;6).

1. Закончи решение неравенства:

а) 2х2 - 7х + 6 0 б) -х2 + 2х +15

2 - 7х + 6=0 -х2 + 2х +15=0

х = 4 или х = -1,5

------------------ ---------------


2.Реши по алгоритму следующие неравенства:

а) -5х2+11х-60; в) -10х2+9х0;

б) 4х2-12х+90; г) -2х2+7х

3.Найди множество решений неравенства:

а) (х-1)(3-2х)-6; в) 4-х2(2+х)2;

б) 2х2-62-8.


4. При каких значениях х выражение не имеет смысла:

а) ; в);

б) ; г) .

IV. Решение неравенств методом интервалов.

А ЛГОРИТМ


ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ

Реши неравенство методом интервалов (х-2)(х-5)0


1.Найди нули функции у=(х-2)(х-5).

х-2=0 х-5=0

х=2 х=5

2. Отметь на числовой прямой их значения .

2 5

3. Определи знак функции на каждом промежутке.

+ 2 – 5 +


4. Выбери необходимые промежутки и запиши ответ.


Ответ: х є (-∞;2)U(5;∞).

1. Закончи решение неравенств:


а)(х+3)(х-4)≤0 б)(х+6)(х+8)

х+3=0 или х-4=0 х+6=0 или х+8=0


2. Реши по алгоритму следующие неравенства:


а) х(х+6)(х-4)≥0; в) (х+14)(х+5,3)(х-4)(х-18)≤0;

б) (х+4)(х+2)(х-1)2-9)(х+2) 0

На учебном занятии по обобщению тем «Уравнения», «Неравенства» целесообразно применить либо индивидуальную форму работы, либо работу в малых группах. При индивидуальной форме работы каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При проведении групповой формы работы класс делится на несколько групп (от 3 до 5 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания.

В начале учебного занятия целесообразно повторить основные моменты по каждому виду уравнений или неравенств (фронтальная работа):

1) для темы «Уравнения»:

  • определение линейного уравнения, исследование решения простейшего линейного уравнения на определение количества его корней, алгоритм решения линейного уравнения;

  • определения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения; способы решения каждого типа квадратных уравнений; исследование квадратного уравнения на определение количества корней;

  • понятие дробного рационального уравнения и способы его решения.

2) для темы «Неравенства»:

    • определения числового неравенства, линейного неравенства, квадратичного неравенства;

    • алгоритм решения каждого из типов неравенств, метод интервалов;

    • способы графической интерпретации решений неравенств.

Результатом работы на таком учебном занятии должно стать:

  • повторение и систематизация знаний по темам «Уравнения», «Неравенства»;

  • умение учащимися применять методы и алгоритмы решения алгебраических уравнений и всех типов неравенств,

  • выявление индивидуальных знаний и возможностей отдельных учащихся, уровня их подготовки к ГИА.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подбор заданий по теме «Уравнения» для подготовки учащихся к ГИА (алгебра)

Автор: Кулешова Татьяна Леонидовна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370014


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства