kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока математики в 5 классе "Формулы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Формулы". 

Цель урока:

Образовательная: формирование умения составлять формулы и применять их при решении задач.

Развивающая: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока математики в 5 классе "Формулы"»

Карандашова Зоя Федоровна

учитель математики МАОУ «Полвинская ООШ»

План-конспект урока

  1. Класс 5

  2. Предмет – математика

  3. Тема урока: Формулы

  4. Этап обучения по данной теме: основной

  5. Цель урока:

Образовательная: формирование умения составлять формулы и применять их при решении задач.

Развивающая: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

  1. Используемые приемы, методы, технологии обучения.

Приемы обучения: Работа с учебником, с таблицами, конструирование формул, с использованием букв латинского алфавита.

Методы обучения: Словесные, наглядные.

Технологии обучения: Системно-деятельностное обучение, ИКТ, технология оценивания и рефлексии.

  1. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  1. Оборудование и основные источники информации.

АРМ, презентация «Формулы» (слайды), учебник «Математика 5 класс» Виленкин Н.Я..

Раздаточный материал: карточки с буквами, таблицы для работы в классе и для работы дома, карточки оценивания деятельности.

  1. Прогнозируемые результаты:

Предметные: уметь составлять формулы и применять их при решении задач.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Список используемой литературы.

Н.Я. Виленкин. Математика 5 кл. Учебник. М: Мнемозина,2012

А.П.Попова. Поурочные разработки по математике. 5 класс. М: ВАКО, 2014

Этапы урока

Учебная деятельность

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Регулятивная

познавательная

коммуникативная

Ι. Самораспределение к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо»

Стимулирует положительный настрой на урок,

Проводит рефлексию настроения

Слайд 1

Стихотворение

Будь внимательней, дружок!

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.


Расскажите, с каким настроением вы пришли на урок?

Улыбнитесь друг другу!

Прогнозирование на учебное сотрудничество в ходе парной работы.



Положительная самоорганизация к уроку Положительное отношение друг к другу. Желание учиться.

IΙ.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Устанавливает тематические рамки. Проверяет уровень знаний.

Организовывает ситуацию понимания учебной задачи.

-Придумайте задание

Слайд 2

3 см


5 см 8 см

Слайд 3

S = 30 м2

Р = 24см см




-Решите задачи

Слайд 4,5,6

1. Незнайка прошел по тропинке 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени он был в пути?

2. Корабль пиратов прошел расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость пиратского корабля.

3. Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 4 часа?

Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку.




Демонстрируют готовность к уроку, принимают и сохраняют учебную задачу.

Анализируют задание.

Строят логические рассуждения.


Повторяют правила нахождения площади и периметра прямоугольника, нахождения расстояния, времени, скорости.

Аргументирование своей точки зрения.

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

-создать условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место затруднения;

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний


-С какими величинами задачи мы работали?

- Как найти расстояние, если известны время и скорость?

- Запишите это правило в тетрадь.

-А нельзя ли это правило записать в другом виде?

-Попробуйте зашифровать его с помощью букв латинского алфавита.

-Как называется эта запись?

- Какой будет тема нашего урока? (формулы)


Отвечают на вопросы учителя

Составляют формулу, выводят правило.

Аргументирование своей точки зрения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

-постановка учебной задачи

-формирование умения формулировать цель урока

Организует деятельность обучающихся по постановке учебной задачи, цели урока

-Какую цель мы себе поставим?

Цель: составление формул и их применение при решении задач Слайд 7

-А сейчас давайте составим план наших действий.

Слайд 8

1. Узнать, что называется формулой

2. Научиться записывать правила в виде формул

2. Научиться с ней работать, т.е. находить по формуле неизвестные величины.

3. Узнать, где в дальнейшем используются формулы.

-Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, используя листы оценивания.

№п/п

Критерии

Параметры

Баллы

1

Заполни таблицу

1. Таблица заполнена верно


3

2. Неверно найдена одна величина

2

3. неверно найдено две величины

1

4. Задание выполнено неверно

0

2.

Смоделируй формулы

1. Верно 5, 6 формул

4

2. Верно 3,4 формулы

3

3. Верно 1,2 формулы

2

4. Верно 0 формул

0

3.

Работа в паре

1. Работал активно, прислушивался к напарнику

3

2. Работал активно, напарника не слышал

1



Всего баллов


10 баллов - оценка «5»

6-9 баллов – оценка «4»

2-5 баллов - оценка «3»



Осознание уровня и качества усвоения знаний и умений.

Формирование действий целеполагания: осуществляют постановку целей учебной деятельности.

Анализ задания.

Определяет причинно – следственные связи.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Аргументирует свою точку зрения; учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

V. Реализация построенного проекта Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новое знание в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Вернемся снова к нашей формуле. Сформулируйте, что мы записали этой формулой?

(Правило, по которому находится расстояние)

- Значит, что такое формула?

(Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв)

Проверим правильность нашего вывода. Откройте страницу103 учебника, найдите и прочтите правило.

- Чтобы записать правило с помощью формулы, о чем мы должны с вами договориться? (Какой буквой будем обозначать ту или иную величину)

-А зачем нам нужно об этом договариваться?

-Чтобы одно и то же правило записывать одинаково, иначе мы не будем друг друга понимать.

1) -Запишите в тетради полученную формулу: s = vt, s- путь, расстояние, v- скорость, t- время.

Слайд 9

-Как бы вы назвали эту формулу?

Учатся работать по коллективно составленному плану;


Учатся добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)


Аргументирование своей точки зрения; учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


VI. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: организовать усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

-Как найти скорость? Составьте формулу. Запишите в тетрадь.

-Как найти время? Составьте формулу. Запишите в тетрадь.


Проговаривают последовательность действий

Составляют формулы на парте с помощью букв (раздаточный материал);


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

1) Работа в парах. Заполни пустые клетки таблицы:

t

V

S

3

4



5

30

2

48

24

Самопроверка по шаблону. Прием найди ошибку. -Как рассуждал ученик?

- Какая величина была неизвестна в 1(2,3) строчке? Как ее найти?

2) Моделирование формул в парах

-Сейчас я вам предлагаю потренироваться в составлении формул по уже известным вам правилам. На столе у вас лежат карточки с буквами латинского алфавита, числами и знаками арифметических действий. А так же задания, какие формулы надо составить.

Составьте формулу периметра прямоугольника

Составьте формулу периметра квадрата

Составьте формулу деления с остатком

Выразите сторону квадрата через его периметр

Составьте формулу площади прямоугольника

Выразите сторону прямоугольника через площадь и другую сторону

За 5 минут нужно составить формулы, кто сколько успеет. Понятно ли задание? Выполняйте.

Проверка:

-Сколько формул составили?(каждая пара)

-Какие формулы составили? (по очереди, не повторяться, с названием величин)

-Какие были затруднения?

-Что надо сделать, чтобы устранить причину затруднения?

Рефлексия деятельности в парах

-Оцените свою работу в парах: вместе работали; один работал, другой нет; как распределили обязанности? и т.д.

-Поблагодарите друг друга за сотрудничество, пожмите руку.

Адекватно оценивают свое решение, вносят необходимые коррективы в решение. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Учатся заполнять таблицы по формулам Использование знаково-символических средств.

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. Осуществляют взаимный контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умеют убеждать.Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

IX Рефлексия учебной деятельности

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

-Вернемся к плану нашего урока. Какие пункты мы выполнили?

-Чему еще должны научиться? (применять формулы при решении задач)

- А как вы думаете, где в дальнейшем будут применяться ваши умения работать с формулой? Слайд 10

-Составьте правило по формуле.

- Как вы думаете, какая наука изучает молярную массу вещества?

-Подведем итог по таблице оценивания своей работы. Какие оценки у вас получились?

Слайд 11

  • Что открыли, узнали на уроке?

  • Почему было трудно?

  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?

  • Над чем заставил задуматься урок?

Д.з. Всем заполнить таблицу 1.

Заполнить таблицу, используя формулу периметра прямоугольника P = 2a +2b

a (длина)

b (ширина)

P (периметр прямоугольника)

12

8



2

12

6


22


На оценку «5» дополнительно таблицу 2.

Заполнить таблицу, используя формулу деления с остатком b = a · q + r

a (делитель)

q (неполное частное)

r (остаток)

b (делимое)

6

3

4


8

4


33

5


2

17


7

3

31


Проговаривают последовательность действий на уроке, оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий


Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока математики в 5 классе "Формулы"

Автор: Карандашова Зоя Федоровна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289280


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства