kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока математики в 5 классе "Формулы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Формулы". 

Цель урока:

Образовательная: формирование умения составлять формулы и применять их при решении задач.

Развивающая: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока математики в 5 классе "Формулы"»

Карандашова Зоя Федоровна

учитель математики МАОУ «Полвинская ООШ»

План-конспект урока

  1. Класс 5

  2. Предмет – математика

  3. Тема урока: Формулы

  4. Этап обучения по данной теме: основной

  5. Цель урока:

Образовательная: формирование умения составлять формулы и применять их при решении задач.

Развивающая: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

  1. Используемые приемы, методы, технологии обучения.

Приемы обучения: Работа с учебником, с таблицами, конструирование формул, с использованием букв латинского алфавита.

Методы обучения: Словесные, наглядные.

Технологии обучения: Системно-деятельностное обучение, ИКТ, технология оценивания и рефлексии.

  1. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  1. Оборудование и основные источники информации.

АРМ, презентация «Формулы» (слайды), учебник «Математика 5 класс» Виленкин Н.Я..

Раздаточный материал: карточки с буквами, таблицы для работы в классе и для работы дома, карточки оценивания деятельности.

  1. Прогнозируемые результаты:

Предметные: уметь составлять формулы и применять их при решении задач.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Список используемой литературы.

Н.Я. Виленкин. Математика 5 кл. Учебник. М: Мнемозина,2012

А.П.Попова. Поурочные разработки по математике. 5 класс. М: ВАКО, 2014

Этапы урока

Учебная деятельность

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Регулятивная

познавательная

коммуникативная

Ι. Самораспределение к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо»

Стимулирует положительный настрой на урок,

Проводит рефлексию настроения

Слайд 1

Стихотворение

Будь внимательней, дружок!

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.


Расскажите, с каким настроением вы пришли на урок?

Улыбнитесь друг другу!

Прогнозирование на учебное сотрудничество в ходе парной работы.



Положительная самоорганизация к уроку Положительное отношение друг к другу. Желание учиться.

IΙ.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Устанавливает тематические рамки. Проверяет уровень знаний.

Организовывает ситуацию понимания учебной задачи.

-Придумайте задание

Слайд 2

3 см


5 см 8 см

Слайд 3

S = 30 м2

Р = 24см см




-Решите задачи

Слайд 4,5,6

1. Незнайка прошел по тропинке 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени он был в пути?

2. Корабль пиратов прошел расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость пиратского корабля.

3. Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 4 часа?

Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку.




Демонстрируют готовность к уроку, принимают и сохраняют учебную задачу.

Анализируют задание.

Строят логические рассуждения.


Повторяют правила нахождения площади и периметра прямоугольника, нахождения расстояния, времени, скорости.

Аргументирование своей точки зрения.

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

-создать условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место затруднения;

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний


-С какими величинами задачи мы работали?

- Как найти расстояние, если известны время и скорость?

- Запишите это правило в тетрадь.

-А нельзя ли это правило записать в другом виде?

-Попробуйте зашифровать его с помощью букв латинского алфавита.

-Как называется эта запись?

- Какой будет тема нашего урока? (формулы)


Отвечают на вопросы учителя

Составляют формулу, выводят правило.

Аргументирование своей точки зрения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

-постановка учебной задачи

-формирование умения формулировать цель урока

Организует деятельность обучающихся по постановке учебной задачи, цели урока

-Какую цель мы себе поставим?

Цель: составление формул и их применение при решении задач Слайд 7

-А сейчас давайте составим план наших действий.

Слайд 8

1. Узнать, что называется формулой

2. Научиться записывать правила в виде формул

2. Научиться с ней работать, т.е. находить по формуле неизвестные величины.

3. Узнать, где в дальнейшем используются формулы.

-Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, используя листы оценивания.

№п/п

Критерии

Параметры

Баллы

1

Заполни таблицу

1. Таблица заполнена верно


3

2. Неверно найдена одна величина

2

3. неверно найдено две величины

1

4. Задание выполнено неверно

0

2.

Смоделируй формулы

1. Верно 5, 6 формул

4

2. Верно 3,4 формулы

3

3. Верно 1,2 формулы

2

4. Верно 0 формул

0

3.

Работа в паре

1. Работал активно, прислушивался к напарнику

3

2. Работал активно, напарника не слышал

1



Всего баллов


10 баллов - оценка «5»

6-9 баллов – оценка «4»

2-5 баллов - оценка «3»



Осознание уровня и качества усвоения знаний и умений.

Формирование действий целеполагания: осуществляют постановку целей учебной деятельности.

Анализ задания.

Определяет причинно – следственные связи.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Аргументирует свою точку зрения; учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

V. Реализация построенного проекта Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новое знание в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Вернемся снова к нашей формуле. Сформулируйте, что мы записали этой формулой?

(Правило, по которому находится расстояние)

- Значит, что такое формула?

(Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв)

Проверим правильность нашего вывода. Откройте страницу103 учебника, найдите и прочтите правило.

- Чтобы записать правило с помощью формулы, о чем мы должны с вами договориться? (Какой буквой будем обозначать ту или иную величину)

-А зачем нам нужно об этом договариваться?

-Чтобы одно и то же правило записывать одинаково, иначе мы не будем друг друга понимать.

1) -Запишите в тетради полученную формулу: s = vt, s- путь, расстояние, v- скорость, t- время.

Слайд 9

-Как бы вы назвали эту формулу?

Учатся работать по коллективно составленному плану;


Учатся добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)


Аргументирование своей точки зрения; учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


VI. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: организовать усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

-Как найти скорость? Составьте формулу. Запишите в тетрадь.

-Как найти время? Составьте формулу. Запишите в тетрадь.


Проговаривают последовательность действий

Составляют формулы на парте с помощью букв (раздаточный материал);


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

1) Работа в парах. Заполни пустые клетки таблицы:

t

V

S

3

4



5

30

2

48

24

Самопроверка по шаблону. Прием найди ошибку. -Как рассуждал ученик?

- Какая величина была неизвестна в 1(2,3) строчке? Как ее найти?

2) Моделирование формул в парах

-Сейчас я вам предлагаю потренироваться в составлении формул по уже известным вам правилам. На столе у вас лежат карточки с буквами латинского алфавита, числами и знаками арифметических действий. А так же задания, какие формулы надо составить.

Составьте формулу периметра прямоугольника

Составьте формулу периметра квадрата

Составьте формулу деления с остатком

Выразите сторону квадрата через его периметр

Составьте формулу площади прямоугольника

Выразите сторону прямоугольника через площадь и другую сторону

За 5 минут нужно составить формулы, кто сколько успеет. Понятно ли задание? Выполняйте.

Проверка:

-Сколько формул составили?(каждая пара)

-Какие формулы составили? (по очереди, не повторяться, с названием величин)

-Какие были затруднения?

-Что надо сделать, чтобы устранить причину затруднения?

Рефлексия деятельности в парах

-Оцените свою работу в парах: вместе работали; один работал, другой нет; как распределили обязанности? и т.д.

-Поблагодарите друг друга за сотрудничество, пожмите руку.

Адекватно оценивают свое решение, вносят необходимые коррективы в решение. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Учатся заполнять таблицы по формулам Использование знаково-символических средств.

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. Осуществляют взаимный контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умеют убеждать.Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

IX Рефлексия учебной деятельности

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

-Вернемся к плану нашего урока. Какие пункты мы выполнили?

-Чему еще должны научиться? (применять формулы при решении задач)

- А как вы думаете, где в дальнейшем будут применяться ваши умения работать с формулой? Слайд 10

-Составьте правило по формуле.

- Как вы думаете, какая наука изучает молярную массу вещества?

-Подведем итог по таблице оценивания своей работы. Какие оценки у вас получились?

Слайд 11

  • Что открыли, узнали на уроке?

  • Почему было трудно?

  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?

  • Над чем заставил задуматься урок?

Д.з. Всем заполнить таблицу 1.

Заполнить таблицу, используя формулу периметра прямоугольника P = 2a +2b

a (длина)

b (ширина)

P (периметр прямоугольника)

12

8



2

12

6


22


На оценку «5» дополнительно таблицу 2.

Заполнить таблицу, используя формулу деления с остатком b = a · q + r

a (делитель)

q (неполное частное)

r (остаток)

b (делимое)

6

3

4


8

4


33

5


2

17


7

3

31


Проговаривают последовательность действий на уроке, оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий


Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока математики в 5 классе "Формулы"

Автор: Карандашова Зоя Федоровна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289280


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2090 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства