Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
АРМ, презентация «Формулы» (слайды), учебник «Математика 5 класс» Виленкин Н.Я..
Н.Я. Виленкин. Математика 5 кл. Учебник. М: Мнемозина,2012
А.П.Попова. Поурочные разработки по математике. 5 класс. М: ВАКО, 2014
Этапы урока | Учебная деятельность |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников |
Регулятивная | познавательная | коммуникативная |
Ι. Самораспределение к деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» | Стимулирует положительный настрой на урок, Проводит рефлексию настроения | Слайд 1 Стихотворение Будь внимательней, дружок! Начинаем мы урок. Предстоит тебе опять Решать, отгадывать, считать. Расскажите, с каким настроением вы пришли на урок? Улыбнитесь друг другу! | Прогнозирование на учебное сотрудничество в ходе парной работы. | | Положительная самоорганизация к уроку Положительное отношение друг к другу. Желание учиться. |
IΙ.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность; -установить тематические рамки | Устанавливает тематические рамки. Проверяет уровень знаний. Организовывает ситуацию понимания учебной задачи. | -Придумайте задание Слайд 2 3 см 5 см 8 см Слайд 3 S = 30 м2 Р = 24см см -Решите задачи Слайд 4,5,6 1. Незнайка прошел по тропинке 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени он был в пути? 2. Корабль пиратов прошел расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость пиратского корабля. 3. Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 4 часа? | Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку. Демонстрируют готовность к уроку, принимают и сохраняют учебную задачу. | Анализируют задание. Строят логические рассуждения. Повторяют правила нахождения площади и периметра прямоугольника, нахождения расстояния, времени, скорости. | Аргументирование своей точки зрения. |
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: -создать условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | -С какими величинами задачи мы работали? - Как найти расстояние, если известны время и скорость? - Запишите это правило в тетрадь. -А нельзя ли это правило записать в другом виде? -Попробуйте зашифровать его с помощью букв латинского алфавита. -Как называется эта запись? - Какой будет тема нашего урока? (формулы) | Отвечают на вопросы учителя | Составляют формулу, выводят правило. | Аргументирование своей точки зрения. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: -постановка учебной задачи -формирование умения формулировать цель урока | Организует деятельность обучающихся по постановке учебной задачи, цели урока | -Какую цель мы себе поставим? Цель: составление формул и их применение при решении задач Слайд 7 -А сейчас давайте составим план наших действий. Слайд 8 1. Узнать, что называется формулой 2. Научиться записывать правила в виде формул 2. Научиться с ней работать, т.е. находить по формуле неизвестные величины. 3. Узнать, где в дальнейшем используются формулы. -Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, используя листы оценивания. №п/п | Критерии | Параметры | Баллы | 1 | Заполни таблицу | 1. Таблица заполнена верно | 3 | 2. Неверно найдена одна величина | 2 | 3. неверно найдено две величины | 1 | 4. Задание выполнено неверно | 0 | 2. | Смоделируй формулы | 1. Верно 5, 6 формул | 4 | 2. Верно 3,4 формулы | 3 | 3. Верно 1,2 формулы | 2 | 4. Верно 0 формул | 0 | 3. | Работа в паре | 1. Работал активно, прислушивался к напарнику | 3 | 2. Работал активно, напарника не слышал | 1 | | | Всего баллов | | 10 баллов - оценка «5» 6-9 баллов – оценка «4» 2-5 баллов - оценка «3» | | | Осознание уровня и качества усвоения знаний и умений. Формирование действий целеполагания: осуществляют постановку целей учебной деятельности. | Анализ задания. Определяет причинно – следственные связи. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Аргументирует свою точку зрения; учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
V. Реализация построенного проекта Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -закрепить новое знание в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения | Организует фиксирование нового знания в речи и знаках | Вернемся снова к нашей формуле. Сформулируйте, что мы записали этой формулой? (Правило, по которому находится расстояние) - Значит, что такое формула? (Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв) Проверим правильность нашего вывода. Откройте страницу103 учебника, найдите и прочтите правило. - Чтобы записать правило с помощью формулы, о чем мы должны с вами договориться? (Какой буквой будем обозначать ту или иную величину) -А зачем нам нужно об этом договариваться? -Чтобы одно и то же правило записывать одинаково, иначе мы не будем друг друга понимать. 1) -Запишите в тетради полученную формулу: s = vt, s- путь, расстояние, v- скорость, t- время. Слайд 9 -Как бы вы назвали эту формулу? | Учатся работать по коллективно составленному плану; | Учатся добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) | Аргументирование своей точки зрения; учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
VI. Первичное закрепление во внешней речи Цель: организовать усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи | -Как найти скорость? Составьте формулу. Запишите в тетрадь. -Как найти время? Составьте формулу. Запишите в тетрадь. | Проговаривают последовательность действий | Составляют формулы на парте с помощью букв (раздаточный материал); | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | 1) Работа в парах. Заполни пустые клетки таблицы: Самопроверка по шаблону. Прием найди ошибку. -Как рассуждал ученик? - Какая величина была неизвестна в 1(2,3) строчке? Как ее найти? 2) Моделирование формул в парах -Сейчас я вам предлагаю потренироваться в составлении формул по уже известным вам правилам. На столе у вас лежат карточки с буквами латинского алфавита, числами и знаками арифметических действий. А так же задания, какие формулы надо составить. Составьте формулу периметра прямоугольника | Составьте формулу периметра квадрата | Составьте формулу деления с остатком | Выразите сторону квадрата через его периметр | Составьте формулу площади прямоугольника | Выразите сторону прямоугольника через площадь и другую сторону | За 5 минут нужно составить формулы, кто сколько успеет. Понятно ли задание? Выполняйте. Проверка: -Сколько формул составили?(каждая пара) -Какие формулы составили? (по очереди, не повторяться, с названием величин) -Какие были затруднения? -Что надо сделать, чтобы устранить причину затруднения? Рефлексия деятельности в парах -Оцените свою работу в парах: вместе работали; один работал, другой нет; как распределили обязанности? и т.д. -Поблагодарите друг друга за сотрудничество, пожмите руку. | Адекватно оценивают свое решение, вносят необходимые коррективы в решение. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату | Учатся заполнять таблицы по формулам Использование знаково-символических средств. | Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. Осуществляют взаимный контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умеют убеждать.Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
IX Рефлексия учебной деятельности Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | -Вернемся к плану нашего урока. Какие пункты мы выполнили? -Чему еще должны научиться? (применять формулы при решении задач) - А как вы думаете, где в дальнейшем будут применяться ваши умения работать с формулой? Слайд 10 -Составьте правило по формуле. - Как вы думаете, какая наука изучает молярную массу вещества? -Подведем итог по таблице оценивания своей работы. Какие оценки у вас получились? Слайд 11 Что открыли, узнали на уроке? Почему было трудно? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок? Д.з. Всем заполнить таблицу 1. Заполнить таблицу, используя формулу периметра прямоугольника P = 2a +2b a (длина) | b (ширина) | P (периметр прямоугольника) | 12 | 8 | | | 2 | 12 | 6 | | 22 | На оценку «5» дополнительно таблицу 2. Заполнить таблицу, используя формулу деления с остатком b = a · q + r a (делитель) | q (неполное частное) | r (остаток) | b (делимое) | 6 | 3 | 4 | | 8 | 4 | | 33 | 5 | | 2 | 17 | | 7 | 3 | 31 | | Проговаривают последовательность действий на уроке, оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Проводят рефлексию способов и условий своих действий | Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |