Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 8 классе по алгебре "Решение квадратных уравнений"»
План-конспект открытого урока по алгебре в 8 классе
Тема урока: «Решение квадратных уравнений»
Цели урока:
образовательные: отработка способов решения неполных квадратных уравнений; формирование навыков решения квадратных уравнений по формуле;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания;
развитие обще-учебных умений, умения сравнивать и обобщать;
воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Оборудование: интерактивная доска Interwrite, программа Noteebook и PowerPoint. тест «Квадратные уравнения», карточки, таблицы, плакаты
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учащихся учителя
Учитель:
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь!
(Сообщение темы и цели урока. Слайд 1)
1.2 . Мотивация
Учитель:
- Ребята, эта тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении сложного материала. Знания по этой теме необходимы прежде всего на уроках алгебры, геометрии, физики, химии, алгебры и начала анализа, при решении практических задач с помощью квадратных уравнений.
Квадратные уравнения — это фундамент, на котором покоится величественное здание математики. Они находят широкое применение при решении различных тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных, трансцендентных уравнений и неравенств, большого количества разных типов задач.
Эмоциональный настрой.
Учитель:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей и поднимется настроение.
На доске в разных местах прикреплены пословицы:
Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.
Без муки нет науки.
Была бы охота – заладится, всякая работа.
Математика – гимнастика ума.
Учитель:
- Ребята, прочитайте пословицы, которые у нас прикреплены на доске. И каждый для себя выберете ту которая, вам понравилась больше всего.
Учитель: (подводит итог) - Итак, ребята каждая из этих народных мудростей, как вы видите по своему, хороша. А мне здесь больше всего нравится“Математика – гимнастика ума”.
А что же такое сама по себе гимнастика? Гимнастика – это система упражнений для физического развития человека; гимнаст – человек ловкий, стройный, сильный, пластичный, красивый. Также много даёт математика для умственного развития человека - заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер. И поэтому я вам предлагаю взять эту пословицу как девиз нашего урока.
К доске прикрепляется табличка «ДЕВИЗ» перед пословицей
Учитель:
- Итак, девиз нашего урока: «Математика – гимнастика ума ».
Актуализация опорных знаний.
Работа по карточкам. Двое учащихся идут к доске (А в это время остальных опросить по определения).
Карточка №1
Карточка №2
Запишите формулы корней квадратного уравнения на доске:
а) универсальную формулу;
б) формулу с четным вторым коэффициентом b.
Решите уравнение:
Проверка
Ответы. Карточка №1
Ответы. Карточка №1
где
9
Учитель:
- Ребята, пока двое учащихся работают по карточкам, давайте с вами вспомним:
что такое уравнение?
(уравнение- равенство двух выражений с переменной)
что называется корнем уравнения?
(корень уравнения- значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство)
что значит решить уравнение?
(решить уравнение- это значит найти все его корни или доказать, что корней нет)
когда квадратное уравнение называют приведенным?
(Кв. уравнение приведённое, если старший коэффициент равен 1)
когда квадратное уравнение называют не приведённым?
(Кв. уравнение приведённое, если старший коэффициент неравен 1)
Учитель:
-Ребята, а теперь давайте проверим как двое учащихся справились с работой по карточкам.
Проверка работы по карточкам
4. Устный счет
Слайд 2
Каждый ответ соответствует некоторому фрагменту пословицы. По мере ответов на слайде выкладывается общая картина и обсуждается смысл пословицы.
Слайд 3
5. Экскурс в историю
Слайд 4
Учитель:
- Ребята, по словам математика Лейбница, «кто хочется ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет». А сейчас ребята исторические сведения, которые нам подготовил Ученик
Учащийся:Читает доклад
ДОКЛАД
История математики уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с квадратными уравнениями решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов. Испанский математик Вальмес в 1486 году как-то в семейном кругу обмолвился о том, что нашел формулу для решения уравнения четвертой степени. В числе гостей оказался влиятельный инквизитор. Услышав слова Вальмеса, он заявил, что волей Божьей решать эти уравнения человеку не дано, а найти формулу можно было только с помощью дьявола. В ту же ночь Вальмес был брошен в тюрьму, а через три недели сожжен на костре за связь с дьяволом. Лишь через 100 лет решение этих уравнений было найдено вторично.
В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто представлялись в стихотворной форме.
Учитель:
- Спасибо Ученик. И сейчас одну из таких задач написанную стихотворной форме мы попытаемся решить. Итак, задача знаменитого индийского математика 12 века Бхаскары:
7. Решение задач у доски
Учитель:( Читает задачу). Слайд 5
Учитель: (Усвоение условия задачи)
-Еще раз про себя прочитайте внимательно задачу (дать немного времени на раздумье).
- Сколько обезьян забавлялась на поляне ? Ответ: Восьмая часть в квадрате
- Сколько обезьян прыгали по лианам ? Ответ: 12.
- Что нужно узнать в задаче?Ответ: Сколько всего обезьян.
По мере ответа учеников на слайде появляется решение задачи.
Слайд 6.
7. Физкультминутка
Цель: снятие усталости всего тела.
Слайд 7.
Учитель читает, а дети выполняют упражнения
8. Тестирование
(раздаетются такие бланки, но без ответов учащимся)
Проверка теста осуществляется путем обмена между собой. Учитель диктует правильные ответы
ФИО
1.
Назовите коэффициенты квадратного
уравнения
3х2-5+2х=0
1. а=3, в=5, с=2
2. а=3, в= - 5, с=2
4. а=3, в=2, с=5
3. а=3, в=2, с= - 5
ОТВЕТ
3
2.
Вычислите дискриминант квадратного по 1 формуле
уравнеия 3х2-8х-3=0
1. -28
2. 100
3. -100
ОТВЕТ
2
3.
При каком условии полное квадратное
уравнение имеет 1 корень?
1. D0
2. D
3. D=0
ОТВЕТ
3
4.
Решите неполное квадратное уравнение
- 5х2+45=0
1. нет корней
2.
3;-3
3. 0;3
ОТВЕТ
2
5*.
Найдите сумму и произведение корней
уравнения 8х2+7х-1=0
1.
х1+х2=-7/8
х1*х2= 1/8
2.
х1+х2=7/8
х1*х2=- 1/8
3.
х1+х2= - 7/8
х1*х2= - 1/8
ОТВЕТ
10. Подведение итога урока
Учитель:
- Наш урок подходит к концу, подумайте о том с какой пользой для вас прошёл этот урок, в этом я вам помогу, начните свой ответ с любого из предложений
Я знаю, что ...
Я хорошо знаю, что ...
Я должен знать, что ...
Учитель:
- Спасибо, и наконец, поднимите руку кто свою работу на уроке оценивает на “5”,
(поднимают руки)
кто оценивает на “4”,
(поднимают руки)
кто оценивает свою работу на “3”.
(поднимают руки)
И закончить сегодняшний урок хотелось бы словами великого математика У. Сойера: «Человеку, изучающему математику, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
11. Выставление оценок
12.Постановка домашнего задания. Домашнее задание на слайде
Слайд 8
Учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др./под ред. Теляковского С.А. «Алгебра 8 класс». – М.: Просвещение.